Мёртв по прибытии (фильм, 1950)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мёртв по прибытии
D.O.A.
Жанр нуар
Режиссёр Рудольф Мате
Продюсер Джозеф Нэдел
Гарри Попкин
Лео Попкин
Автор
сценария
Рассел Раус
Кларенс Грин
В главных
ролях
Эдмонд О’Брайен
Памела Бритон
Оператор Эрнест Ласло
Композитор Дмитрий Тёмкин

«Мёртв по прибы́тии» (англ. D.O.A.; 1950) — один из классических фильмов-нуар из Национального реестра фильмов Библиотеки Конгресса США. Режиссёром выступил Рудольф Мате, оператор ранних фильмов Дрейера. В США фильм находится в общественном достоянии. Впоследствии было снято несколько ремейков этой относительно малобюджетной ленты.

Сюжет

В Департамент полиции Лос-Анджелеса входит мужчина: «Я желаю сообщить об убийстве». — Капитан полиции: «Когда было совершено убийство?» — Мужчина: «Прошлым вечером в Сан-Франциско». — Капитан полиции: «Кого убили?» — Мужчина: «Меня».

«Мёртв по прибытии» — первый фильм, в котором главный герой расследует своё собственное убийство. Нотариус Фрэнк Бигелоу — законопослушный обыватель из провинции — втайне от своей девушки приезжает поразвлечься в Сан-Франциско. Всю ночь он кутит в джазовом клубе с незнакомками, а утром чувствует недомогание. Доктор огорошивает его заявлением: «Извините, но вас убили».

Оказывается, накануне Бигелоу был отравлен токсином. Жить ему осталось чуть более суток. Бигелоу — обычный человек, далёкий от преступного мира и не имеющий явных врагов, — лихорадочно спешит выяснить, что стоит за его отравлением. Молниеносное развитие событий приводит его в Лос-Анджелес, в офисное здание, известное как Брэдбери-билдинг. Именно там кроется тайна его убийства.

Бигелоу чувствует себя всё хуже, и события развиваются с быстротой молнии. Почти весь хронометраж представляет собой развёрнутый флешбэк: рассказ Бигелоу полицейским о том, что ему удалось выяснить. Поиски убийцы заставляют его жить более полно и насыщенно, чем прежде. Слишком поздно он понимает, что любовь всей его жизни была рядом с ним, но он не осознавал этого…

В ролях

Анализ

Как и многие другие нуары, на поверхности фильм предостерегает мужчин от легкомысленного отношения к своим дамам. Однако в нём заложен более тревожный посыл: смерть человека чаще всего является не результатом его осознанного поведения, а зависит от набора случайных, не контролируемых им обстоятельств[1].

Главный герой переполнен мыслью о близкой смерти, он бегает по улицам мегаполиса и натыкается на людей, которым нет до этого никакого дела[1]. Девочка играет с шаром, влюблённые приветствуют друг друга, за спиной «ходячего трупа» — стойка с журналами «Жизнь».

По ходу действия «маленький человек» то и дело теряется в огромных, похожих на лабиринт декорациях современных зданий[1]. Эта потерянность созвучна сумбуру в его душе, непониманию причин произошедшего, неспособности смириться с ним. В одной из этих декораций, внутри знаменитого Брэдбери-билдинг, и наступает развязка.

Факты

Врач, разглядывая иригографию (исследование толстого кишечника посредством введения контрастного вещества с помощью специальной клизмы), говорит главному герою: «Лёгкие в полном порядке, сердце работает».

Мёртв по прибытии (англ. Dead on arrival (DOA), brought in dead (BID)) — термин, применяемый полицией США для пострадавших при различных инцидентах и умерших до прибытия медиков.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Geoff Mayer, Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir. p. 172—174. ISBN 978-0-313-33306-4