Му Гуйин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Му Гуйин
кит. трад. 穆桂英, пиньинь Mù Guìyīng
Изображение героини в издании 1862 или 1882 года романа 楊家府世代忠勇通俗演義Изображение героини в издании 1862 или 1882 года романа 楊家府世代忠勇通俗演義
Первое появление «Повесть о генералах семьи Ян» (杨家将演义)
Информация
Пол женский
Родственники разбойник Му Юй (отец),
генерал Ян Цзунбао[англ.] (муж),
Ян Вэньгуан[англ.] (сын),
Ян Цзиньхуа (дочь)
Национальность вероятно, мужун[1][2]

Му Гуйин (кит. трад. 穆桂英, пиньинь Mù Guìyīng) — легендарная женщина-полководец времён империи Сун, один из главных персонажей цикла легенд и множества производных произведений о полководцах клана Ян.

Биография согласно легендам

Одна из наиболее известных легенд о Му Гуйин касается её знакомства с будущим мужем, происшедшего на фоне конфликта империи Сун с государством Ляо. В описываемый период командующий войск ляо ввёл в своей армии новую непобедимую стратегию «Драконьих Врат». Старый полководец Ян Е и его сыновья-генералы пробовали её одолеть, однако в итоге домой вернулись только его 5-й сын Ян Яньдэ[англ.] (вскоре ставший буддийским монахом) и 6-й сын Ян Яньчжао[англ.]. Узнав, что в разбойничьей крепости Муке (穆柯寨) хранится артефакт «Побиватель драконов» (降龍木), Ян Яньчжао вместе с единственным сыном Ян Цзунбао выдвинулся к ней, после чего послал сына потребовать у владетеля крепости артефакт либо атаковать её. Однако собиравшийся сделать это молодой воин встретил Му Гуйин — дочь хозяина крепости Му Юя, которая с юности владела боевым и воинским искусством и фактически была поставлена своим отцом Му Юем во главе дружины крепости. Му Гуйин отказалась отдать сокровище генералам Ян, после чего молодые люди сошлись в поединке, выигранном девушкой. Побеждённый Цзунбао попросил убить его, однако влюбившаяся в него Гуйин сама предложила ему женитьбу и своё присоединение к силам клана Ян. Вернувшись в лагерь, Цзунбао рассказал о происшедшем, вызвав гнев своего отца, собравшегося казнить опозоренного сына. Узнав об этом, подоспевшая с дружиной Му Гуйин вызвала на поединок самого Ян Яньчжао и пленила его с той же лёгкостью — после чего извинилась перед старым воином и попросила его благословения и на этот раз получила его. У Му Гуйин и Ян Цзунбао родилось двое детей, сын Ян Вэньгуан[англ.] и дочь Ян Цзиньхуа, причем сын родился прямо в военном походе, что было воспринято как доброе предзнаменование и предшествовало разгрому «Небесных Врат».[3][4]

Ещё одна популярная легенда рассказывает о гибели Ян Цзунбао и его армии в очередном столкновении с внешним врагом (теми же Ляо либо тангутским государством Си Ся) из-за отсутствия подкрепления, которое должен быть обеспечить царедворец и генерал Ван Чин. Единственным мужчиной в клане остаётся подросток Ян Вэньгуан[англ.], слишком юный, чтобы самому управляться с войсками, и двенадцать женщин клана Ян — матриарх Шэ Тайцзюнь[англ.], сама Му Гуйин, сёстры Ян Яньчжао, его вдова и вдовы его братьев — собирают и возглавляют собственное войско, в конце концов одерживая победу.

Соотношение с реальной историографией

Следует отметить, что официальные китайские летописи соответствующего периода не упоминают Му Гуйин, хотя это может связываться и с общей непринятостью включать туда женщин. С другой стороны, известно также, что полководцы Ян Е (ум. 986) и его сын Ян Яньчжао (958—1014) были реальными историческими личностями; реальным лицом являлся и Ян Вэньгуан (ум. 1074) — однако традиционная историография считает его самого сыном Ян Яньчжао, вовсе не упоминая Ян Цзунбао — мужа Му Гуйин, сына Ян Яньчжао и отца Ян Вэньгуана согласно версии легенд о клане Ян.

Место в китайской культуре

Му Гуйин является одной из наиболее известных женщин-воительниц реальной и легендарной истории Китая (наряду с Хуа Мулань, Лян Хунъюй[англ.], Цинь Лянъюй и некоторыми другими[5]), «занимающей нишу» именно женщины-полководца и стратега, разбирающейся в эффективном использовании военной силы, тактике и стратегии военного искусства и превосходящей в этом своих отца и свёкра-генералов. Её имя стало в культуре китайского региона «прецедентным именем» — эпитетом женщины с талантом управления и разрешения сложных проблем[6].

Как и для других классических героинь-воительниц, несмотря на формальное нарушение ею устоев, определяющих «подчинённо-домашнее» положение женщины, конфуцианская традиция рассматривает такое её поведение как соответствующее ряду других добродетелей — в частности, она получает боевые и тактические навыки от собственной семьи и защищает её владение и интересы, позднее ведёт себя как верный член семьи мужа и подданный государя; и даже наиболее нетрадиционные её поступки — самостоятельный выбор ею партнёра и победа в поединке над ним самим и его отцом — рассматриваются как исполнение предсказания её матери, то есть проявление «сил судьбы» и почтения к родителям[7]. В новейшей истории Китая лишь усиливаются её позиции как одного из идеалов сильной женщины, способной на самостоятельное мышление и действие. Лидеры КНР, включая Мао Цзэдуна, пропагандировали подрастающему поколению Му Гуйин и Хуа Мулань как образцы для подражания, в противовес «слабым» персонажам типа Линь Дайюй из «Сна в Красном Тереме»[8]. В период китайской кампании «Большого скачка» (1958—1960), это имя также было использовано для получившей большую известность в Китае женской сельскохозяйственной «Бригады Му Гуйин»[9].

Панно «Му Гуйин пленяет Ян Цзунбао» в Длинном Коридоре Летнего императорского дворца в Пекине

В течение столетий Му Гуйин остаётся одним из популярнейших образов китайской живописи и большинства разновидностей китайской оперы[10], являясь одной из классических моделей амплуа удань (героини-воительницы). Начиная с революционных процессов и национально-освободительной борьбы 1930—1940-х годов, этот образ также неоднократно воплощался в современных формах театра, в китайском кино, на телевидении и в мультипликации[7]. Ниже перечислены лишь некоторые постановки с этой ролью, по возможности, с указанием исполнителей:

Помимо использования образа Му Гуйин в искусстве, имя героини использовано в ряде топонимов, в частности, для двух вершин в китайской провинции Шаньси, а также для кратера на Венере[16][17][18].

Примечания

  1. Вэй Цзюсянь[кит.]. 楊家將及其考證 (кит.). — 1943. — 37 с.
  2. Walther Heissig[англ.]. Fragen der mongolischen Heldendichtung. — O. Harrosowitz, 1985. — P. 127. — (Epensymposiums des Sonderforschungsbereichs-12).
  3. Mu Guiying - Breaking the Heavenly Gate Formation (англ.). Shanghai Xinhong Cultural Development Co.Ltd. Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 11 ноября 2012 года.
  4. Woman warrior orthodoxy and Hero // Global Chinese Cinema: The Culture and Politics of 'Hero' / Gary D. Rawnsley, Ming-Yeh T. Rawnsley (Eds.). — Routledge, 2011. — P. 67. — 256 p. — ISBN 9781135281496.
  5. Qian Ma. Women in traditional Chinese theater: the heroine's play. — University Press of America, 2005. — P. 34. — 315 p. — ISBN 9780761832171.
  6. Н. Н. Воропаев. Прецедентные имена в китайскоязычном дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2008. — № 2. — С. 23—30. (См. также копию раздела о Му Гуйин Архивная копия от 13 апреля 2014 на Wayback Machine на личном сайте автора.
  7. 7,0 7,1 Rosemary Roberts. Chapter Seven: Maoist Women Warriors: Historical Continuities and Cultural Transgressions // Chinese Revolution and Chinese Literature / Tao Dongfeng, Rosemary Roberts, Yang Xiaobin (Eds.). — Cambridge Scholars Publishing, 2009. — P. 141—147. — 330 p. — ISBN 9781443810371.
  8. Chunhou Zhang, C. Edwin Vaughan. Chapter 4: Mao and the People's Republic of China (1949-1976) // Mao Zedong as Poet and Revolutionary Leader: Social and Historical Perspectives. — Lexington Books, 2002. — P. 106. — 140 p. — ISBN 9780739104064.
  9. Kimberley Ens Manning. Embodied Activisms: The Case of the Mu Guiying Brigade (англ.) // The China Quarterly[англ.] : journal. — 2010. — Vol. 204. — P. 850—869. — doi:10.1017/S0305741010000998. Также опубликовано в: Gender in Flux: Agency and Its Limits in Contemporary China / Harriet Evans, Julia C. Strauss (Eds.). — Cambridge University Press, 2011. — P. 34—53. — ISBN 9781107662384.
  10. Li-Hsiang Lisa Rosenlee. Chapter Six: Chinese Sexism and Confucianism // Confucianism and Women: A Philosophical Interpretation. — SUNY Press, 2007. — P. 129. — 210 p. — ISBN 9780791467503.
  11. Сюй Чэнбэй (в переводе Сан Хуа, Хэ Жу). «Му Гуйин командует войсками» // «Пекинская опера». — Межконтинентальное изд-во Китая, 2003. — P. 51—52. — (Серия «Духовная культура Китая»). — ISBN 9787508503387.
  12. Чан Ин. В Пекине в театре им. Мэй Ланьфана поставили известную оперу "Командующий Му Гуйин". Центральное телевидение Китая (12 марта 2014). Дата обращения: 23 января 2016.
  13. «Му Гуйин принимает командование», on-line трансляция к 120-летию со дня рождения Мэй Ланьфана. Мариинский театр (15 октября 2014). Дата обращения: 23 января 2016. Архивировано 26 сентября 2014 года.
  14. Саша Фукс. В Москву приехала Пекинская опера. Комсомольская правда (6 октября 2014). Дата обращения: 23 января 2016. Архивировано 21 октября 2014 года.
  15. В Москве состоялись гастроли знаменитой труппы Пекинской оперы. Телеканал "Культура" (15 октября 2014). Дата обращения: 23 января 2016. Архивировано 13 января 2019 года.
  16. Venus Crater Database: Mu Guiying (англ.). Universities Space Research Association. Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 6 апреля 2016 года.
  17. Russell, J. F. & Schaber, G. G. Named Venusian craters : [англ.] // Lunar and Planetary Inst., Twenty-Fourth Lunar and Planetary Science Conference. Part 3: N-Z. — 1993. — P. 1219—1220.
  18. Christine Elizabeth Dong. Appendix A: Venus Flow Database // Analysis and Comparison of Physical Properties and Morphology of Impact Melt Flows on Venus and the Moon to Determine Atmospheric Controls (Departmental Thesis for the Degree of Bachelor of Science) : [англ.]. — Lewiston, ME, United States : Bates College, Department of Geology, 2015. — P. 30. — 98 p.

Дополнительные ссылки и литература