Мункер (шнява, 1704)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мункер
Мункеръ
Питер Пикарт. Шнява «Мункер» на офорте «Боевые порядки русского флота на пути к Выборгу в мае 1710 года», 1711 годПитер Пикарт. Шнява «Мункер» на офорте «Боевые порядки русского флота на пути к Выборгу в мае 1710 года», 1711 год
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна шнява
Организация Балтийский флот
Изготовитель Олонецкая верфь
Автор корабельного чертежа Пётр I
Корабельный мастер Пётр Михайлов, Иван Немцов
Строительство начато 29 августа (9 сентября1703 года
Спущен на воду 24 сентября (5 октября1704 года
Введён в эксплуатацию 2 октября 1704 года
Выведен из состава флота 1732 год
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 21,94—22 м
Ширина по мидельшпангоуту 5,6—5,63 м
Осадка 2,4—2,44 м
Двигатели Паруса
Экипаж 70
Вооружение
Общее число орудий 14
Орудий на гондеке 14 × 3-фунтовых

«Мунке́р» (фр. mon coeurсердце моё) — шнява Балтийского флота России, построенная по чертежам и под руководством Петра I, участник Северной войны 1700—1721 годов. Шнява находилась в составе флота с 1703 по 1732 год, использовалась для крейсерских плаваний в Финском заливе и сопровождения транспортных судов, принимала участие в действиях флота у Котлина и Кронштадта, последние годы активной службы провела в качестве госпитального судна, а затем хранилась в Кронверкской гавани «для памяти»[комм. 1].

Описание шнявы

Одна из десяти 14-пушечных шняв одноимённого типа, построенных по проекту Петра I[комм. 2]. Длина шнявы по сведениям из различных источников составляла от 21,94 до 22 метров[комм. 3], ширина от 5,6 до 5,63 метра[комм. 4], а осадка от 2,4 до 2,44 метра[комм. 5]. Вооружение судна состояло из четырнадцати 3-фунтовых орудий, а экипаж из 70-и человек[3][4][5].

Парусное вооружение шнявы было создано по чертежам И. Д. Кочета, при этом при вступлении в строй судно было одним из самых быстроходных в составе российского флота[6].

История

Шнява «Мункер» была заложена 29 августа (9 сентября1703 года на Олонецкой верфи и после спуска на воду 24 сентября (5 октября1704 года вошла в состав Балтийского Флота России. Строительство вёл корабельный подмастерье Иван Немцов, под личным наблюдением Петра I. Пётр I руководил постройкой корабля под псевдонимом корабельного мастера Петра Михайлова[4][5][7][8][9].

Фрагмент письма Ф. С. Салтыкова царю Петру I от 7 (18) ноября 1703 года, в котором описывается строительство шнявы

О закладке судна сохранились следующие сведения[10]:

В 29 день (августа 1703) заложили шнау длина 62 фута ширина…

«Юрналы» бомбардирской роты

Со 2 по 18 октября 1704 года в составе отряда перешла на вёслах по Свири в Санкт-Петербург. Прибытие в Санкт-Петербург 18 октября было изображено на гравюре голландского автора Питера Пикарта, которая по мнению историков является «Первым видом Петербурга»[11]. Мореходные качества «Мункера» получили достаточно высокую оценку современников[12]:

Шнява «Мункер» оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг

Принимала участие в Северной войне 1700—1721 годов. С 1705 по 1708 год ежегодно с апреля по октябрь в составе эскадр выходила из Санкт-Петербурга к острову Котлин на Кронштадтский рейд для защиты острова и форта Кроншлот, а также для обучения экипажа. Периодически находилась в крейсерских плаваниях в Финском заливе. В 1705 году 4, 6, 10 и 16 июня принимала участие в отражении атак шведского флота, находясь за линией фрегатов между Котлином и Кроншлотом вместе с другими шнявами[4]. После отражения атак шведского флота командир шнявы поручик Генрих Гельма по жалобе командующего флотом Корнелиуса Крюйса был оштрафован «за ослушание» вычетом в размере полугодового жалования[13].

В 1709 подверглась капитальному ремонту в Санкт-Петербургском адмиралтействе. С 1 по 14 мая следующего года сопровождала транспортные суда к Берёзовым островам в составе эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса. В мае 1712 года под флагом Перта I сопровождала транспорты суда от Кронштадта до Выборга. Со 2 по 10 мая 1713 на шняве совершил плавание из Кронштадта в Гельсингфорс Пётр I. 31 мая вновь под флагом Петра I вышла из Гельсингфорса и, присоединившись 7 июня к крейсировавшей в Финском заливе эскадре, 10 июня пришла к Красной Горке. 9 июля в составе эскадры К. И. Крюйса ушла в крейсерство в Финский зал. 10 и 11 июля принимала участие в погоне за шведской эскадрой. 16 июля эскадра, в составе которой находился «Мункер», прибыла в Ревель, а к 25 июля — в Кроншлот. С 31 июля по 17 октября находилась в крейсерском плавании в составе эскадры. 3 августа на шняве в финляндские шхеры с эскадры прибыл Пётр I. В шхерах шнява была застигнуто штормом и её понесло к берегу, но, отдав якорь, экипажу удалось удержать судно[14].

В 1714 году была переоборудована в госпитальное судно и в течение 1714 и следующего годов находилась у Кроншлота, после чего была переведена в Санкт-Петербург, где до 1732 года (по другим данным до 1737 года) хранилась при Адмиралтействе в Кронверкской гавани «для памяти», как раритетный образец кораблестроения начальной петровской поры[1][5][15].

Командиры шнявы

Командирами шнявы «Мункер» в разное время служили[1]:

  • подпоручик Я. фон Фиан (1704 год)[16];
  • поручик Г. Гельма (1705 год)[13];
  • штурман М. П. Госслер (1705—1706 годы)[17];
  • капитан-поручик Г. Гельма (1707 год)[13];
  • корабельный мастер в чине капитана Ф. М. Скляев (1710 год)[18];
  • подпоручик Е. О. Скворцов (1712—1713 годы)[19].

Примечания

Комментарии

  1. Активно использовалась до 1714 года, затем хранилась «для памяти»[1].
  2. Также в серию входили шнявы «Сант-Яким», «Дегас», «Копорье», «Ямбург», «Лукас», «Фалк», «Снук», «Феникс» и «Роза»[2].
  3. 72 фута[3].
  4. 18 футов 6 дюймов[3].
  5. 8 футов[3].

Ссылки на источники

Литература

  • Быховский И. А. Петровские корабелы / научный редактор И. Н. Соловьёв. — Л.: «Судостроение», 1982. — 100 с. — 100 000 экз.
  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 1. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-02-0.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Шарымов А. М. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. Книга исследований. — СПб.: «Журнал „Нева“», 2004. — 784 с. — 1000 экз. — ISBN 5-87516-044-6.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.