Мумия (фильм, 1932)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мумия
The Mummy
Постер фильма
Жанр фильм ужасов
драма
Режиссёр Карл Фройнд
Продюсер Карл Леммле-младший
Автор
сценария
Джон Л. Балдерстон
В главных
ролях
Борис Карлофф
Цита Йохан
Оператор Чарлз Стумар
Композитор Джеймс Дитрих
Кинокомпания Universal Pictures
Длительность 73 мин
Бюджет 196 тыс. $
Страна  США
Год 1932
Ссылки
IMDb ID 0023245

«Мумия» (англ. The Mummy) — художественный фильм режиссёра Карла Фройнда снятый в 1932 году[1]. Сценарий к фильму был написан Джоном Л. Балдерстоном на основе повести Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера. Является первым фильмом о мумии в линейке фильмов ужасов студии Universal. Главные роли исполнили Борис Карлофф, Зита Йоханн и Эдвард Ван Слоун.

Фильм рассказывает о мумии Имхотепе, которого обнаружила команда археологов и случайно вернула к жизни, прочитав заклинания на древнем свитке. Имхотеп переодевается в современную одежду и ищет свою возлюбленную, которая по его мнению переродилась в теле современной женщины.

Сюжет

В 1921 году археологическая экспедиция Британского Музея под руководством сэра Джозефа Уэмпла (Артур Байрон) обнаруживает в Египте саркофаг с мумией жреца Имхотепа и закрытый ящик, на котором написано предупреждение о проклятии тому, кто откроет его. Каирский врач и мистик доктор Мюллер (Эдвард Ван Слоун) уговаривает Уэмпла не идти против древней магии. Ральф (Брэмвэлл Флетчер), молодой ассистент Уэмпла, вскрывает ящик и успевает переписать первые фразы древнего папируса Тота, которым, по преданию, Исида оживила Осириса. Прочтения даже части текста оказывается достаточно, чтобы Имхотеп ожил, похитил папирус и сбежал. Проклятие сбывается — увидев ожившую мумию, Ральф сходит с ума.

Кадр из фильма

В 1932 году другая экспедиция Британского Музея, участником которой является Фрэнк, сын Джозефа Уэмпла (Дэвид Мэннерс), получает от местного богатого историка-любителя Ардет-Бея (Борис Карлофф) указание на место, где может быть найдена гробница принцессы Анхесенамон. Гробница действительно найдена, она запечатана магической печатью Семи Шакалов и не разграблена. Археологи с триумфом передают найденные сокровища и мумию принцессы в Каирский Музей, где открывается специальная экспозиция.

После закрытия музея возле витрины с телом Анхесенамон остаётся Ардет-Бей (на самом деле он — оживший Имхотеп), который разворачивает папирус Тота и начинает «звать душу» принцессы. На этот зов откликается Хелен Гровенор (Зита Йоханн), дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода. Она входит в транс и, покинув великосветский бал, едет на такси к Каирскому Музею. В это время охранник музея обнаруживает Ардет-Бея возле мумии, пытается вызвать подмогу, но умирает, успев лишь вырвать у Ардет-Бея папирус. Поднята тревога; Ардет-Бей исчезает, а папирус Тота попадает в руки к Джозефу Уэмплу.

Хелен под действием заклинания приезжает к музею, однако двери заперты, и Хелен тут же на крыльце лишается чувств. Фрэнк, его отец и доктор Мюллер отвозят её в дом к Уэмплам. Оставаясь без сознания, Хелен произносит несколько фраз на древнеегипетском, называя имена Имхотепа и Анхесенамон. Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер заключают, что она одержима древним заклятием, связывают это с находкой папируса и догадываются, что именно произошло с мумией Имхотепа десять лет назад.

Борис Карлофф в роли Имхотепа

Хелен приходит в себя и они с Фрэнком мгновенно влюбляются друг в друга. Однако вскоре в доме появляется Ардет-Бей, который узнает в Хелен новое воплощение Анхесенамон и пытается завладеть её сознанием. Его попытку пресекают Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер. Ардет-Бей вынужден уйти. Доктор Мюллер даёт Фрэнку, за жизнь которого он особенно беспокоится, древний талисман Изиды, оберегающий от злого колдовства. Хелен, которая обессилена борьбой с чарами Ардет-Бея, вынуждена остаться в доме Уэмплов.

Профессор Уэмпл пытается сжечь папирус Тота, но заклинание Ардет-Бея убивает его. Папирус Тота снова оказывается у Ардет-Бея, который призывает к себе Хелен и показывает ей в магическом зеркале историю об Имхотепе и Анхесенамон. Хелен возвращается домой — Ардет-Бею нужно время, чтобы подготовить обряд переноса души Анхесенамон в тело Хелен. Вскоре он снова начинает призывать девушку к себе — на этот раз для того, чтобы совершить обряд. Фрэнк сначала пытается удержать Хелен, но доктор Мюллер уговаривает его отпустить её, чтобы узнать, где находится Имхотеп и застать его врасплох.

Заклинание Имхотепа едва не убивает Фрэнка, но тот успевает защититься амулетом и всего лишь теряет сознание. Хелен одна уходит к Ардет-Бею; тот пробуждает в ней душу Анхесенамон, ведёт в музей и убеждает добровольно принять ритуальную смерть на алтаре, чтобы он мог с помощью папируса Тота вернуть её к жизни в бессмертном теле — сделать ожившей мумией, такой же, как и он сам. Для того, чтобы «освободить душу» Анхесенамон, он сжигает мумию своей возлюбленной. Хелен не хочет умирать, однако обратного пути у Имхотепа уже нет. Для того, чтобы вернуть Анхесенамон, он должен убить Хелен, и он готов сделать это во что бы то ни стало.

В этот момент в Музей врываются Фрэнк Уэмпл и доктор Мюллер. Имхотеп пытается одолеть их, однако амулет оберегает англичан от его заклинаний. Хелен-Анхесенамон взывает к древней магии Египта и обращает на Имхотепа гнев Старых Богов. Статуя Исиды поднимает жезл. Проклятый папирус пылает на алтаре. Имхотеп умирает.

Команда

В ролях

  • Борис Карлофф — Имхотеп / Ардет-Бей
  • Цита Йохан — Хелен Гросвенор / принцесса Анхесенамон
  • Дэвид Мэннерс — Фрэнк Уэмпл
  • Артур Байрон — сэр Джозеф Уэмпл
  • Эдвард Ван Слоун — доктор Мюллер
  • Брэмуэлл Флетчер — Ральф Нортон
  • Ноубл Джонсон — нубиец
  • Джеймс Крэйн — фараон
  • Кэтрин Байрон — Фрау Мюллер
  • Леонард Мьюди — профессор Пирсон
  • Генри Виктор — саксонский воин (удаленная сцена)
  • Арнольд Грэй — рыцарь (удаленная сцена)
  • Флоренс Бриттон — медсестра (в титрах не указана)
  • Джейкоб Данс — гость на вечеринке (в титрах не указан)
  • Джек Дири — гость на вечеринке (в титрах не указан)
  • Билл Эллиотт — гость на вечеринке (в титрах не указан)
  • Ч. Монтегю Шоу — Джентльмен #1, на встрече в Каире (в титрах не указан)
  • Лейланд Ходжсон — Джентльмен #2, на встрече в Каире (в титрах не указан)
  • Эдди Кэйн — помощник инспектора (в титрах не указан)
  • Тони Марлоу — полицейский инспектор (в титрах не указан)
  • Пэт Сомерсет — партнер Хелен во время танца (в титрах не указан)
  • Артур Тови — нубиец (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Режиссёр — Карл Фройнд
  • Продюсер — Карл Леммле-младший
  • Ассоциированный продюсер — Стэнли Бержерман
  • Сценарист — Джон Л. Балдерстон
  • Авторы оригинального рассказа — Нина Уилкокс Патнэм и Ричард Шайер
  • Оператор — Чарльз Дж. Стумар
  • Композитор — Джеймс Дитрих
  • Художник — Вилли Погани
  • Художник по костюмам — Вера Уэст
  • Монтажер — Милтон Кэррат

Производство

Говард Картер открывает двери погребального короба Тутанхамона. Позади него — египетский рабочий и Артур Р. Каллендер

Подготовка

4 ноября 1922 года британским археологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Джорджем Карнарвоном была обнаружена гробница Тутанхамона. Открытие гробницы стало одним из крупнейших событий в истории египтологии и мировой археологии[2]. А скоропостижная смерть лорда Карнарвона способствовала распространению легенды о «проклятии фараонов». Продюсер Карл Леммле-младший, на которого «проклятие фараонов» произвело большое впечатление, дал поручение сценаристу Ричарду Шайеру найти роман, который послужил бы основой для серии фильмов ужасов на египетскую тематику, как это уже было с «Дракулой» и «Франкенштейном»[3]. Шайер не смог найти ни одного романа для адаптации, хотя финальный сюжет фильма отдаленно напоминает рассказ Артура Конан Дойла «Перстень Тота» 1890 года[4]. Шайер и писатель Нина Уилкокс Патнэм ранее узнали о знаменитом мистике и авантюристе Алессандро Калиостро и написали девятистраничный текст под названием «Калиостро» («Cagliostro»)[3]. Их история происходила в Сан-Франциско и рассказывала о 3000-летнем маге, который поддерживал жизнь благодаря специальным нитратам. Леммле-младший был доволен этим наброском и потому нанял Джона Л. Балдерстона для переработки его в сценарий[3]. Балдерстон уже работал над сценариями «Дракулы» и «Франкештейна», а так же освещал открытие гробницы Тутанхамона для газеты New York World, когда ещё был журналистом, поэтому он был прекрасно осведомлен о раскопках знаменитой гробницы. Балдерстон перенес историю в Египет и переименовал фильм. Главному персонажу дал имя Имхотеп в честь древнеегипетского архитектора, мудреца, и астролога[5]. Джон Л. Балдерстон также изменил историю, он ушёл от мести всем женщинам, которые были похожи на бывшую любовницу главного героя, на историю, в которой главный герой полон решимости возродить свою старую любовь, в теле похожей на неё девушки, при помощи заклинания Свитка Тота[6].

Афиша к фильму

Создание

Фильм был снят в штате Калифорния. Съемки проходили в пустыне Мохаве, которая занимает большую часть Южной Калифорнии, в Государственном парке Red Rock Canyon и павильонах студии Universal[7].

Фильм стал режиссёрским дебютом Карла Фройнда, оператора, который работал с камерой на съемках в том числе таких немецких фильмов, как «Голем» и «Метрополис», а после переезда в США — «На западном фронте без перемен» и «Дракула».

Грим для роли Имхотепа разрабатывал Джек Пирс. Тщательное наложение грима для съемок крупных планов занимало у него и Бориса Карлоффа до восьми часов в день.

Эпизод воспоминаний Имхотепа о событиях древности намеренно снят в манере немого кино — без реплик, с характерной выразительной жестикуляцией и мимикой персонажей и даже слегка изменённой скоростью съемки. В первоначальном варианте фильма был большой эпизод, показывавший цепочку реинкарнаций Анхесенамон в разные эпохи истории. Этот материал был целиком удален из прокатной версии фильма по требованию цензуры и считается утраченным. Единственным остатком этого эпизода является упоминание в титрах так и не появляющегося на экране Генри Виктора в роли «саксонского воина».

Некоторые ситуации и мизансцены фильма почти точно имитируют ситуации и мизансцены фильма «Дракула» — первого сверхпопулярного звукового фильма ужасов студии Universal.

Продолжения и ремейки

В 1940-х годах были сделаны несколько прямых и косвенных продолжений и ремейков этого фильма:

Примечания

  1. Рошак, 2017, p. 421.
  2. Керам, 1986, p. 115.
  3. 3,0 3,1 3,2 Robson, 2012, p. 11.
  4. THE MUMMY (1932) – Hollywood Metal (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июня 2019. Архивировано 16 июня 2019 года.
  5. Vieira, 2003, pp. 55-58.
  6. Richard Freeman. THE MUMMY in context (англ.) // European journal of American studies. — 2009-03-18. — Vol. 4, iss. 4-1. — ISSN 1991-9336. — doi:10.4000/ejas.7566. Архивировано 9 июля 2019 года.
  7. The Mummy (1932), Filming Locations. Дата обращения: 2 ноября 2018.

Литература

Ц. В. Керам. Боги, гробницы, учëные: роман археологии. — Наука, 1986. — 254 с.

Теодор Рошак. Киномания. — Litres, 2017. — 936 с. — ISBN 5040942885. — ISBN 9785040942886.

David Robson. The mummy. — San Diego, CA: ReferencePoint Press, 2012. — 80 с. — ISBN 9781601523204. — ISBN 1601523203.

Mark A. Vieira. Hollywood Horror: From Gothic To Cosmic. — Harry N. Abrams, 2003. — 264 с. — ISBN 0810945355. — ISBN 9780810945357.

Ссылки