Музей мебели (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Музей мебели
Усадьба Николая Аршеневского, в которой музей функционировал с 1999 по 2014 годаУсадьба Николая Аршеневского, в которой музей функционировал с 1999 по 2014 года
Дата основания 1999
Реорганизован 2014
Основатели Валентин Смирнов
Адрес Россия, Лужки, Волоколамское шоссе, 2
Директор Валентин Смирнов
Сайт Официальная страница музея
55°55′51″ с. ш. 36°37′39″ в. д.HGЯO

Музе́й ме́бели — частный музей, посвящённый истории мебели как декоративному искусству. Основан в 1999 году главой реставрационной фирмы «Смирвальд» Валентином Смирновым. В 1999—2014 годах музей располагался в бывшем особняке вельможи Николая Аршеневского, перестроенном в 1813 году архитектором Матвеем Казаковым[1].

В связи с финансовыми трудностями, в 2014 экспозиция была перевезена в Московскую область. По замыслу организаторов, музей является преемником Государственного музея мебели, просуществовавшего с 1919 по 1926 года и закрытого в связи с ужесточением культурной политики советской власти. По состоянию на 2018 год экспозиция включает в себя коллекцию мебели XVIIXIX веков[1].

История

Особняк Николая Аршеневского

Особняк Николая Аршеневского, 2009 год

История здания прослеживается с 1722 года, когда владельцам текстильной мануфактуры братьям Земсковым было выдано разрешение на строительство каменных палат. Братья владели домом в течение следующих 30 лет, после продав имение другой купеческой семье. Последней владелицей палат числится Пелагея Какушкина, сдавшая здание в пользование военному училищу[2]. Дом был перестроен в усадьбу при новом владельце — вельможе Николае Аршеневском, который был также братом московского губернатора[3]. Особняк возвели на основе каменных палат, фундамент которых сохранился в подвале здания[4]. В 1813 году здание было перестроено по проекту архитектора Матвея Казакова[1].

Отличительной особенностью дома является нерегулярное расположение комнат, возникшее из-за частых перестроек[4]. После пожара 1812 года, новый владелец, купец Кузьма Сычков, надстроил мезонин над центральной частью здания. С 1920-х в здании располагались коммунальные квартиры, а в 1990-х функционировала типография «Восход»[2][4].

Первый Государственный музей мебели

Первый музей мебели был открыт в 1919 году и размещался в Александринском дворце в Нескучном саду. Коллекция состояла из национализированной мебели из дворянских усадеб и дворцов, и располагалась в тридцати двух залах. Общий размер экспозиции составлял 373 предмета мебели[5].

Концепция музея заключалась в рассмотрении мебели как самостоятельного объекта искусства: здесь была представлена эволюция декоративного мастерства и убранства комнат[6]. В 1926 году музей был расформирован, а экспонаты переданы в музеи, государственные учреждения и распроданы через антикварные аукционы[2] .

Основание музея

Вывеска музея мебели, 2000 года

По замыслу организаторов, учреждение является продолжателем первого Государственного музея мебели. Музей был создан в 1999 году бывшим преподавателем Плехановской академии Валентином Смирновым. В 1970 годах он увлёкся коллекционированием вещей, не подлежащих восстановлению, и хранил их в своей квартире на Арбате[7]. Большую роль в формировании коллекции сыграла мебель бывших коммунальных квартир, хозяева которых отдавали её за ненадобностью[8]. В 1980 годах он создал кооператив по реставрации мебели, с 1989-го функционировавший как фирма «Смирвальд». В 1999-м было принято решение разместить экспозицию в бывшем особняке помещика Николая Аршеневского на Таганской улице, 13, восстановлением исторических интерьеров которого занялась фирма «Смирвальд». Экспозиция музея занимала 10 залов, в которых выставлялась старинная усадебная мебель, а также работы в стиле барокко и модерна российских и европейских мастеров[1]. Перед входом в особняк был установлен памятник мебельному делу — самая большая в мире каменная табуретка[9].

Современность

В 2014 году в связи с материальными трудностями экспозиция музея была перевезена в Московскую область. На 2018 год музей продолжает экспонировать предметы коллекции, а также предоставляет возможность для организации интерьерных киносъёмок[1].

Экспозиция

Интерьеры музея, 2000 года
Интерьеры музея, 2000 года

Экспозиция, выставленная в особняке Николая Аршеневского в 1999—2013 годах, была сформирована по стилистически-хронологическому принципу. В бывшей гостиной, использовавшейся семьями для вечерних собраний, была выставлена мебель из карельской берёзы середины XVII-XIX веков. Эта порода дерева была особенно популярна в XIX веке при украшении купеческих и дворянских усадеб: из неё делали ружейные ложа, крокетный инвентарь, табакерки и шкатулки[10].

Большая гостиная

Главной комнатой музейной экспозиции являлась гостиная, в которой были представлены экспонаты усадебных гостиных XVIII—XIX веков. Здесь стоит комплект дивана и двух кресел с вырезанными чёрными лебедями вместо ручек — пример изобретательства крепостных мастеров. Карельская берёза являлась дорогостоящим материалом, поэтому некоторые рабочие делали мебель из обычной берёзы средней полосы России, окрашивая её в чёрный цвет и отделывая эбеновым деревом[2]. Отличительной особенностью работы российских мастеров являлась видимая функциональность. Это было связано с неразвитостью мебельного мастерства в Российской Империи, что также влияло на ценообразование[11]. Также в гостиной расположены неотреставрированные зеркала середины XVII века, комод-бар, сконструированный в начале XIX века, а также бюро, служащее как рабочим местом, так и местом для хранения вещей[2].

В состав коллекции входят несколько шкатулок, являющиеся одними из самых старых предметов мебели ввиду своей вместительности. Примером такой шкатулки является неотреставрированный аппарат, найденный в Измайловском Кремле. Механизм строится на съёмном валике, с десятью записанными мелодиями. Если хозяин шкатулки хотел сменить мелодии, он менял один валик на другой[2].

Малая гостиная

В другом зале музея представлена мебель, используемая хозяевами усадеб для оформления малых гостиных. Среди экспонатов есть ломберный стол для игры в карты, обтянутый сукном. В связи с тем, что на каждую новую игру открывалась новая колода, сукно использовалась для того, чтобы карты не скользили, а на самой ткани мелом записывались результаты игры. Здесь же хранится мебель из красного дерева конца XVIII—XIX веков. Центральным предметом экспозиции является диван, спинка которого отделана в виде пламени: для того, чтобы достичь подобного эффекта мастера пилили дерево под определённым углом — тогда годовые кольца вытягивались и создавали рисунок огня. Рядом представлен большой буфет из дуба начала XX века. Из-за больших размеров типовой мебели и неудобства её хранения в городских квартирах, подобные предметы до сих пор можно найти на дачах, куда владельцы вывозили ненужные вещи[2]. Историк и искусствовед Григорий Ревзин следующим образом описывал интерьеры музея:

В нем есть несколько занятных предметов, из которых лучший, пожалуй, – «рабочий стол» хозяйки, несколько невероятным образом сочетающий в себе функции комода, секретера, туалетного столика и столика для рукоделия. Прелесть вещи даже не в этой уникальной многофункциональности, а в формах – классицизм здесь оказался настолько лишенным каких-либо деталей и узоров, что кажется это не изделием русских крепостных мастеров начала XIX века, а произведением венского классицирующего модерна начала XX века, чем-то вышедшем из под пера Отто Вагнера или Йозефа Ольбриха[8].

В последнем зале представлена мебель, произведённая в XIX—XX веках на мануфактурах — до этого времени усадебная мебель изготавливалась крепостными мастерами в одном экземпляре[2]. Как отмечают сотрудники музея, большую ценность представляет гарнитур из дерева груши, со светло-зелёной тканью и оригинальным рисунком на сукне, и резное дубовое бюро 1920 годов. Завершала экспозицию витрина с макетом «Перспектива музея мебели»[2].

Реставрационная мастерская

Мебель, отреставрированная мастерской при музее, 2000 года

При музее функционирует реставрационная мастерская, которая занимается восстановлением мебели, принятой в дар музею[12]. Сначала вся мебель разбирается по составным частям, а затем реставрируется по технологиям того времени. Работники не используют современные материалы, а обивают стулья и кровати морской травой или конским волосом, а также самостоятельно сваренным клеем. Перед тем как склеивать части мебели, материалы реставрируемого предмета отсылаются на экспертизу[11]. В связи со сложностью, процесс восстановления предметов может достигать до двух лет. Неотреставрированные экспонаты хранятся в специальном помещении при музее[11].

О некоторых восстановленных предметах ходят легенды. Так, в коллекцию входит стол, созданный крепостным графа Голицына. По одной из версий, для его создания граф привёз образцы плашек из мужского монастыря в итальянском городе Чертозе. Другая легенда связана со стулом XVIII века, украшенным гербом Российской Империи. Согласно бывшей хозяйке, стул был изготовлен для коронации Александра I. Однако из-за того, что мастера делали его в спешке, лак не успел высохнуть и на ручках остались отпечатки пальцев императора. По свидетельствам сотрудников музея, эта история может быть правдивой: в Российской Империи было запрещено использовать официальные символы власти, если они не были связаны с императорской семьёй[11].

Отреставрированным при музее предметам был посвящён отдельный экспозиционный зал. Здесь стоит точная копия редкого стола из усадьбы Кусково, сделанного в стиле маркетри — технике, совмещающей несколько разных пород дерева[2]. Стол, созданный реставраторами, также содержит более 50 тысяч кусков дерева разных пород. Рядом с ним выставлялись гарнитур в английском стиле, копии диванов и кресел[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Музей Мебели. muzmeb. Дата обращения: 7 мая 2018. (недоступная ссылка)
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Музей мебели на YouTube
  3. Чижков, 2006.
  4. 4,0 4,1 4,2 Зинаида Одолламская. Дом усадьбы Аршеневского. Узнай Москву. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 7 мая 2018 года.
  5. Государственный музей мебели, 2015, с. 64.
  6. Углева, 2016, с. 73—80.
  7. Музей мебели. A-a-ah. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 1 февраля 2017 года.
  8. 8,0 8,1 Ревзин, 2016.
  9. Музей мебели на Таганке. mos-holidays. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 8 февраля 2018 года.
  10. Лаур, 2005, с. 61—64.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Музей мебели. Реставрационная мастерская на YouTube
  12. Виды буфетов. Реставрационная мастерская Елены Жилиной. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 18 сентября 2020 года.

Литература

  • Лаур Н. В. Использование и выращивание карельской березы. — Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2005. — Вып. 5. — С. 61—64.
  • Ревзин Г. И. Очень важный маршрут. Малые музеи Москвы. — Москва: Издательские решения, 2016. — 354 с. — ISBN 978-5-4474-6537-7.
  • Углева Н. В. Коллекционирование мебели в России (XVI-первая треть XX в.). — Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2016. — Т. 1, вып. 3. — С. 73—80.
  • Углева Н. В. Государственный музей мебели. — Москва: Наследие, 2015. — Вып. 4. — С. 64—69.
  • Чижков А. Б. Подмосковные усадьбы. — Москва: Гриф и Ко, 2006. — С. 93. — 280 с. — ISBN 5-8125-0763-5.

Ссылки