Ревзин, Григорий Исаакович
Григорий Ревзин | |
---|---|
Имя при рождении | Григорий Исаакович Ревзин |
Род деятельности | искусствовед, историк, журналист |
Григо́рий Исаа́кович Ре́взин (род. 3 декабря 1964, Москва) — российский историк, искусствовед и архитектурный критик, журналист, колумнист. Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» и партнёр КБ Стрелка[1][2].
Биография
Родился в 1964 году в Москве в семье лингвистов Исаака Ревзина и Ольги Ревзиной (Карпинской).
Учился на отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ.
В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством Дмитрия Сарабьянова на тему «Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала XX века», кандидат искусствоведения.
В течение десяти лет преподавал на кафедре истории русского искусства МГУ «Историю русского искусства XIX века». Является автором более пятидесяти научных статей по теории и истории архитектуры.
С 1996 по 2000 год — заместитель главного редактора журнала «Проект Россия», с 2001 года — главный редактор журнала «Проект Классика». Сотрудничал с «Независимой газетой», газетой «Сегодня», журналами Architectural Digest (AD) и Gentelmen’s Quarterly (GQ), с 1996 года — архитектурный обозреватель газеты «Коммерсантъ».
В 2000 и в 2008 годах являлся куратором Российского павильона на Венецианской биеннале[3].
Входит в Международный комитет по созданию музея в доме Мельникова.
Григорий Ревзин — один из последовательных критиков лужковского стиля в архитектуре Москвы.
С 2011 года — член градостроительного Совета Фонда «Сколково»[4].
Участник проекта «Последний адрес».
В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии.
Семья
- Родители — Исаак Иосифович Ревзин (1923—1974), лингвист, доктор филологических наук, Ольга Григорьевна Ревзина (1939), лингвист.
- Жена — Юлия Евгеньевна Ревзина, историк архитектуры итальянского Возрождения[5].
- Сын Григорий (1994).
Книги и некоторые статьи
- Семиотика в архитектуроведении: проблемы взаимоотношения с другими научными парадигмами // Теория архитектуры. Сб. науч. тр. Под общ. ред. И. А. Азизян. — М.: ЦНИИПградостроительства, 1988. — С. 56—74.
- Ренессансные мотивы в архитектуре неоклассицизма начала XX века // Иконография архитектуры. Сб. науч. тр. Под. общ. ред. А. Л. Баталова. — М., 1990. — С. 187—211.
- Заказчик в архитектуре неоклассицизма начала XX века. К постановке проблемы // Архитектура и культура: Сборник материалов Всесоюзной научной конференции. Сост. сб. И. А. Азизян, Г. С. Лебедева, Е. Л. Беляева. — Ч. I. — М.: ВНИИТАГ, 1990. — C. 101—109.
- Стиль как семантическая форма общности. К проблеме культурологического изучения архитектуры // Архитектура и культура. Сб. науч. тр. под ред. И. А. Азизян и Н. Л. Адаскиной. — М.: ВНИИТАГ, 1991. — С. 69—103.
- К вопросу о принципе формообразования в архитектуре эклектики // Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск I. Предс. ред. кол. Швидковский Д. О. — М., 1992. — С. 142—164.
- Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. — М., 1992 (Общество историков архитектуры при Союзе архитекторов России. Архив архитектуры. Выпуск II).
- Частный человек в русской архитектуре XVIII века. Три аспекта проблемы // Заказчик в истории русской архитектуры (Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск V). Отв. ред. вып.: Г. И. Ревзин, Вл. В. Седов. — М., 1994. — С. 217—249.
- К проблеме романофильского направления в архитектуре русского ампира. Тезисы // Архитектура мира. — Вып. 3: Материалы конференции «Запад-Восток»: Античная традиция в архитектуре. Под ред. Н. Смолиной. — М.: Architectura, 1994. — С. 103—106.
- Очерки по философии архитектурной формы. — М.: ОГИ, 2002[6]. — 144 с. — 1500 экз. — ISBN 5-94282-083-X.
- На пути в Боливию. Заметки о русской духовности. — М.: Проект Классика, ОГИ, 2006. — 576 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94282-391-X.
- «Нужно начать писать плохо». Григорий Ревзин о тупике авангарда, либеральном проекте и даче Пастернака // «Критическая Масса». — 2006. — № 2.
- Высокое искусство архитектуры требует фаворитизма, тишины, тайны и фундаментальной непорядочности // доклад Григория Ревзина на сессии Московского урбанистического форума, 2014.
Примечания
- ↑ Григорий Ревзин: «Высокое искусство архитектуры требует фаворитизма, тишины, тайны и фундаментальной непорядочности» . www.strelkainstitute.com. Дата обращения: 19 февраля 2016. Архивировано 2 марта 2016 года.
- ↑ inliberty. Другая альтернатива: лекция Григория Ревзина (3 августа 2015). Дата обращения: 19 марта 2016.
- ↑ Г. Ревзин. Как я готовил архитектурную биеннале в Венеции . «Коммерсантъ Власть» № 34 (1 сентября 2008). Дата обращения: 22 ноября 2009. Архивировано 1 февраля 2014 года.
- ↑ Сколково. Люди в проекте . Дата обращения: 11 октября 2011. Архивировано 11 октября 2011 года.
- ↑ Ревзин Г. И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. — М., 1992. — С. 4. — 169 с.
- ↑ Раппапорт, А. Живые размышления о смерти (рецензия на книгу Гр. Ревзина «Очерки по философии архитектурной формы»). — Проект Россия / Project Russia. — 2003. — № 3. — С. XXXII—XXXIV.
Ссылки
- Григорий Ревзин в газете «Коммерсант»
- Колонки на сайте журнала GQ
- Колонки Ревзина на сайте inliberty.ru
- Григорий Ревзин. Между СССР и Западом. Публичная лекция 15 мая 2008 на Полит.ру.
- «Город, который мы потеряли»: «Нейтральная территория»(совместный проект «Финам-FM» и «Публичных лекций „Полит.ру“») с Григорием Ревзиным. 26 ноября 2008 на Полит.ру.
- Персоналии по алфавиту
- Журналисты по алфавиту
- Журналисты России
- Выпускники отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ
- Преподаватели отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ
- Искусствоведы России
- Архитектурные критики России
- Журналисты газеты «Коммерсантъ»
- Историки архитектуры
- Авторы книг по архитектуре из России
- Кандидаты искусствоведения
- Теоретики архитектуры
- Члены Общественного Совета Российского еврейского конгресса
- Архитекторы по алфавиту
- Историки по алфавиту