Музей Везербург

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Музей Везербург
нем. Museum Weserburg
нем. Neues Museum Weserburg Bremen

Музей современного искусства «Везербург»[1][2] (нем. Weserburg Museum für moderne Kunst) — художественный музей в западной части района Stadtwerder города Бремен, основанный в 1989 году и открытый в сентябре 1991 года в четырех бывших складских зданиях, построенных в XIX веке; перепланировка интерьера позволила сформировать выставочную площадь в 6000 м²; в Везербурге впервые в Европе была на практике реализована идея выставочного зала в форме государственно-частного партнерства — между городом и местными коллекционерами.

История и описание

История

Район Везербург получил своё название от средневекового оборонительного пункта, возведённого на территории рядом с бывшим Кайзеровским мостом (Kaiserbrücke) — сегодня это часть города Бремен. Старое офисное здание (бюро), построенное в конце XIX века, было связано с четырьмя складскими помещениями с остроконечными крышами, образую типичным для того времени ансамбль. С 1920-х годов до 1973 года в комплексе зданий занимались обжаркой кофе (Kaffeerösterei). Как единственное здание полуострова, оно было восстановлено после окончания Второй мировой войны — и продолжило использовался в коммерческих целях.

Основой для музея послужила идея, которая возникла в ходе выставке 1982 года, проходившей под эгидой сообщества «Gesellschaft für Aktuelle Kunst» — которое сегодня также находится в музейном здании. Во время показа коллекции Оннаша (Sammler Onnasch), возникла идея создать музей современного искусства на основе данного собрания. Предполагалось, что Везербург станем художественным музеем, в котором несколько крупных коллекционеров смогут выставить свои собрания (или их части). В 1989 году у музея появился директор-основатель — им был назначен историк искусства Томас Дееке (Thomas Deecke, 1940—2017); ему было поручено реализовать идею на практике. В течение достаточно короткого времени Дееке удалось убедить около десятка коллекционеров выставить свои собрания в Везербурге.

К 1991 году четыре складские здания были перестроены по проекту архитекторов Вольфрама Дамса (Wolfram Dahms, род. 1938) и Франка Зибера. Несколько «разрывов» в потолке и использование пространства под крышами позволили создать музейное здание с выставочной площадью в 6000 м², весьма подходящее для произведений современного искусства. Так директор ганноверского Общества Кестнера Карл Хаенлайн подчеркнул в 1993 году, что железнодорожные станции и рыночные залы XIX века удачно подходят для выставления произведений современного искусства — при этом использование их в качестве галерей позволяет, одновременно, сохранить в неприкосновенности ценные примеры городской архитектуры того периода. Кроме того, благодаря своему расположению на реке Везер и доступу к помещениям через специальный мост, комплекс здания в Бремене привлекает к себе внимание, являлась заметной частью городского пейзажа.

Открытие музея — в то время имевшего название «Neues Museum Weserburg Bremen» — состоялось 6 сентября 1991 года. В нем были представлены работы из самых разных международных художественных движений и течений, существовавших с 1940-х годов. Скульптура «Три треугольника» (Three Triangles, 1993—1994), созданная американским художником Солом Левиттом и известная также как «Outdoor Piece for Bremen», была установлена на соседнем мосту «Bürgermeister-Smidt-Brücke» — она «обыгрывает» характерную форму музейного ансамбля.

Концепция

В Везербурге посетители могут познакомиться не только с работами современных художников, но и с не совсем обычной музейной концепцией. Впервые в Европе идея государственно-частного партнерства при создании музея для коллекционером была реализована именно здесь. Предполагается, что индивидуальный художественные пристрастия каждого из коллекционером помогут «оживить» музейную атмосферу. Каждая из коллекций сохраняет свой специфический характер — что видно не только в отборе авторов и направлений, но и в физическом расположении экспонатов и их представлении.

Музей ежегодно приводит несколько временных выставок, сотрудничая при этом с целым рядом международных выставочных площадок: как в Европе и США, так и в Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Город Бремен ежегодно выплачивает музею фиксированную сумму в 1,2 миллиона евро (по состоянию на 2010 год) — остальные средства привлекаются музеем в частном порядке.

В 1999 году администрация музея приобрела собрание «Архив для малой прессы и связи» (Archive for Small Press & Communication, ASPC), благодаря которому удалось организовать учебный центр по художественной публикации (Studienzentrum für Künstlerpublikationen), в который вошли и дополнительные архивные фонды. Центр располагает собранием международных публикаций: книг, каталогов, плакатов всех основных художественных направлений — начиная с 1960-х годов и до компьютерного искусства. В феврале 2013 года учебный центр был занесен в «Красную книгу», издаваемую Культурным советом Германии — он был классифицирован как находящийся под угрозой исчезновения (категория 2).

См. также

Примечания

Литература

Ссылки