Музей-квартира Ф. М. Достоевского (Москва)
Московский дом Достоевского (Музей-квартира Фёдора Михайловича Достоевского с 1928 по 2019) | |
---|---|
Дата основания | 1928 |
Реорганизован | 1979 |
Адрес | Россия, Москва, район Марьина Роща, улица Достоевского, 2 |
Директор | Дмитрий Бак |
Сайт | Cтраница музея-квартиры на официальном сайте [[Государственный литературный музей|Государственного Литературного музея]] |
Музейный центр «Московский дом Достоевского» — мемориальный музей, посвящённый творчеству писателя Фёдора Достоевского. Расположен в бывшем здании Мариинской больницы, во флигеле которой с 1821 по 1837 годы проживала его семья. Основан в 1928 году как Музей-квартира Фёдора Миха́йловича Достое́вского, в 1940-м вошёл в состав Государственного литературного музея. На 2018 год в экспозицию входят антикварная мебель, семейные фотографии, а также личные вещи семьи Достоевских[1].
История
Жизнь Достоевского на Божедомке
Детство Достоевского прошло на улице Новая Божедомка, названной в честь находившегося здесь ранее «убогого дома», ликвидированного в 1771 году в связи с вспыхнувшей чумой. В XVII—XVIII веках «убогим домом» или «божедомом» назывались кладбища для нищих, бродяг и самоубийц, где тела могли ожидать захоронения от трёх до пяти месяцев[2].
В 1803 году пустыри Божедомки были выкуплены у переяславских ямщиков для возведения больничного комплекса Мариинской больницы, инициатором постройки которой стала императрица Мария Фёдоровна. После смерти мужа Павла I она посвятила себя благотворительности и смогла найти частных инвесторов для финансирования строительства и функционирования учреждения. Больница для бедных открылась в 1806 году, однако первая улица в этой местности появилась только в 1850-х и вела в Бутырку через Марьину рощу[2][3][1].
В 1821 году отец писателя Михаил Достоевский получил должность лекаря в отделении «приходящих больных женского пола». Вместе с работой ему выделили казённую квартиру в правом флигеле больницы, куда семья переехала в этом же году. К тому моменту родители Достоевского уже ожидали пополнение в семье[4][3]: Фёдор Достоевский родился в октябре того же года[3]. Спустя год после появления сына, семья Достоевских переехала в левый флигель, где писатель прожил шестнадцать лет до своего переезда в Петербург в 1837 году[4][5][6].
В гостиной Достоевских зачастую устраивались музыкальные вечера с пением романсов и народных песен, а также семейные чтения: отец любил зачитывать вслух произведения Александра Пушкина, Николая Карамзина, Вальтера Скотта, Гавриилы Державина и Анны Радклиф[4].
Вставали утром рано, часов в шесть. В восьмом часу отец выходил уже в больницу, или в палату, как у нас говорилось. В это время шла уборка комнат, топка печей по зимам и проч. В девять часов утра отец, возвратившись из больницы, ехал сейчас же в объезд своих довольно многочисленных городских пациентов, или, как у нас говорилось, «на практику». В его отсутствие мы, дети, занимались уроками. В более же позднее время два старшие брата бывали в пансионе. Возвращался отец часов около двенадцати, а в первом часу дня мы постоянно обедывали. <...> Сейчас же после обеда папенька уходил в гостиную, двери из залы затворялись, И он ложился на диван, в халате, заснуть после обеда. Этот отдых его продолжался часа полтора-два, и в это время в зале, где сидело все семейство, была тишина невозмутимая, говорили мало и то шепотом, чтобы не разбудить папеньку; и это, с одной стороны, было самое скучное время дня, но с другой стороны, оно было и приятно, так как все семейство, кроме папеньки, было в одной комнате, в зале. <...> Но наконец папенька вставал, и я покидал свое уединение!.. В четыре часа дня пили вечерний чай, после которого отец вторично шел в палату к больным. Вечера проводились в гостиной, освещенной двумя сальными свечами. <...> Ламп у нас не было, отец не любил их, а у кого они и были, то освещались постным маслом, издававшим неприятный запах. Керосину и других гарных масел тогда не было еще и в помине. Ежели папенька не был занят скорбными листами, то по вечерам читали вслух; о чтениях этих помяну подробнее ниже.Из воспоминаний младшего брата Андрея Достоевского[7]
Здание
Строительство больничного комплекса проходило под руководством архитекторов Джакомо Кваренги, Доменико Жилярди и Андрея Михайлова. Главное здание построено в стиле позднего классицизма с расположенными на фасаде лепным гербом Российской империи и медной надписью «Мариинская больница». С двух сторон находились двухэтажные флигели для приёма больных, хозяйственные помещения и казённые квартиры[8][9]. В середине XIX века по проекту архитектора Михаила Быковского здание было незначительно расширено, а во флигелях надстроили третьи этажи. В 1979-м в больнице была проведена косметическая реставрация с восстановлением исторических интерьеров начала XIX века[10][9]. В дальнейшем объект не претерпевал крупной реставрации[1].
В 1936 году во дворе больницы был установлeн ранее находившийся на Цветном бульваре памятник Фёдору Достоевскому скульптора Сергея Меркурова[11]. Работу над памятником архитектор начал ещё в 1911 году и перед тем, как ваять фигуру в шведском граните, он создал около 20 бюстов писателя, для которых позировал артист и композитор Александр Вертинский[12][13].
В 1857 году во дворе Мариинской больницы была возведена церковь Успения праведной Анны, уничтоженная советскими властями в 1930-х годах[9].
Открытие музея
Открытие музея-квартиры Достоевского состоялось 11 ноября 1928 года и было приурочено к 107-летию со дня рождения писателя[3]. Инициатор, создательница и первый директор музея - Вера Степановна Нечаева [14].
В первой половине 1930-х, после передачи Музея-квартиры Библиотеке им. Ленина, в экспозицию вошла коллекция второй жены Достоевского Анны Григорьевны, вспоминавшей:
Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой[15].
В 1940-х годах учреждение было реорганизовано и вошло в состав Государственного литературного музея[5].
Экспозиция
Большую роль в воссоздании интерьеров музея сыграли мемуары младшего брата писателя Андрея Достоевского, в которых он подробно описал обстановку квартиры. При входе в музей находятся сени со сводчатым потолком с выходами в кладовую и кухню. Здесь же стоит лестница, ведущая на второй этаж, где располагались другие казённые квартиры[16].
Деревянная перегородка отделяет прихожую от бывшей комнаты Фёдора и Михаила Достоевских. В начале XIX века помещение отапливалась белой изразцовой печью, в то время как сами братья спали на кованых сундуках. Единственное окно комнаты выходило в чулан, где была комната няни[16][17].
При входе из холодных сеней, как обыкновенно бывает, помещалась передняя в одно окно (на чистый двор). В задней части этой довольно глубокой передней отделялось с помощью дощатой столярной перегородки, не доходящей до потолка, полутемное помещение для детской. Далее следовал зал — довольно поместительная комната о двух окнах на улицу и трех на чистый двор. Потом гостиная в два окна на улицу, от которой тоже столярною дощатою перегородкою отделялось полусветлое помещение для спальни родителей. Вот и вся квартира!Андрей Достоевский[18]
Следующая комната — «Рабочая зала» — из-за недостатка пространства одновременно функционировала как столовая и рабочий кабинет для родителей. Здесь семья собиралась по вечерам: дети учили уроки, а родители занимались своими делами. Как и при жизни Достоевского, здесь стоят 18 обитых зелёным сафьяном стульев, два ломберных стола и большой обеденный[16][19]. Тут же экспонируется литография с картины «Фельдъегерская тройка» работы художника Александра Орловского и оригинал переписки между родителями писателя от 23 августа 1833 года[20] с приписанными словами Достоевского: «Любезнейшая маменька! Мы уже приехали к папеньке, любезнейшая маменька, в добром здоровье. Папенька и Николенька тоже находятся в добром здоровье. Дай Бог, чтобы и вы были здоровы. Приезжайте к нам, любезная маменька, остальной хлеб, я думаю, недолго убрать, и гречиху, я думаю, Вы уже понемногу убираете. Прощайте, любезная маменька, с почтением целую Ваши ручки и пребуду с Ваш покорный сын Фёдор Достоевский»[20].
В гостиной стоит оригинальная мебель начала XIX века — туалетный столик, шифоньер и кресла, а на стенах висят семейные фотографии вместе с миниатюрами прабабушки и прадедушки Достоевского. Центральными предметами коллекции являются последний фотопортрет писателя, сделанный в 1880 году после посещения Достоевским открытия памятника Пушкину, и бронзовые канделябры из личной коллекции Андрея Достоевского[1][21].
В последнем зале музея находится выставочное пространство, посвящённое мемориальным вещам писателя: письменный стол из петербургской квартиры Достоевского с чернильным набором, очками, шляпой и визитными карточками лежащими на столешнице, фотографии детей и жены. Во всех комнатах экспозиции стоят стеллажи с книгами из семейной библиотеки Достоевских: собранная коллекция включает в себя работы литературных классиков, прижизненные издания писателя, а также большое количество лубочных изданий русских сказок, которые няня Достоевского читала ему перед сном[22]. Экскурсия завершается в больничном коридоре где экспонируется ручка писателя, символизирующая начало и конец творческого пути[23].
-
Интерьеры гостиной квартиры Достоевского
-
Интерьеры музея-квартиры Достоевского
-
Лубочные книги из коллекции музея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Музей-квартира Ф.М. Достоевского . Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Все права защищены.. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 6 февраля 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 Дворцы, 2014, с. 2.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Жукова, 2017, с. 65.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Дворцы, 2014, с. 3.
- ↑ 5,0 5,1 Музей-квартира Ф.М. Достоевского . Museum.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 10 октября 2011 года.
- ↑ О. Костенко. «Москва! Как я любил тебя». Где в столице были счастливы русские писатели . Аргументы и Факты (25 февраля 2015). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 28 мая 2018 года.
- ↑ Григоренко, 1964, с. 30.
- ↑ Дворцы, 2014, с. 7.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Вострышев, 2011, с. 256.
- ↑ Дворцы, 2014, с. 10.
- ↑ Памятник Ф.М. Достоевскому . mos.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 29 июля 2018 года.
- ↑ Дворцы, 2014, с. 9.
- ↑ Т. Воронцова. След Джакомо Кваренги и архитектура авангарда: пять главных зданий Марьиной Рощи . mos.ru (22 октября 2017). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 18 августа 2018 года.
- ↑ Нечаева, Вера Степановна - статья в Краткой Литературной Энциклопедии (КЛЭ) . Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 27 декабря 2013 года.
- ↑ Анна Достоевская. Воспоминания . homlib. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 21 апреля 2018 года.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Дворцы, 2014, с. 13.
- ↑ Музей-квартира Ф.М. Достоевского . mos.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 18 апреля 2018 года.
- ↑ Григоренко, 1964, с. 19.
- ↑ Экспозиция музея-квартиры Ф. М. Достоевского . Афиша Москвы. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 30 января 2018 года.
- ↑ 20,0 20,1 Дворцы, 2014, с. 15.
- ↑ Дворцы, 2014, с. 19.
- ↑ Дворцы, 2014, с. 20.
- ↑ Музей-квартира Достоевского в Москве . Тонкости туризма. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 14 декабря 2016 года.
Литература
- Вострышев М. Вся Москва от А до Я. — М.: Алгоритм, 2011. — С. 1064. — 256 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
- Григоренко В. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1964. — С. 30. — 880 с.
- Жукова А. Прогулки по Москве. — М.: АСТ, 2017. — С. 65.
- Дворцы и усадьбы. — М.: Де Агостин, 2014. — Вып. № 165. — С. 2—32.