Музей-квартира Ф. М. Достоевского (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Московский дом Достоевского (Музей-квартира Фёдора Михайловича Достоевского с 1928 по 2019)
Вход в Московский дом Достоевского  Объект культурного наследия РФВход в Московский дом Достоевского Герб Объект культурного наследия РФ
Дата основания 1928
Реорганизован 1979
Адрес Россия, Москва, район Марьина Роща, улица Достоевского, 2
Директор Дмитрий Бак
Сайт Cтраница музея-квартиры на официальном сайте [[Государственный литературный музей|Государственного Литературного музея]]

Музейный центр «Московский дом Достоевского» — мемориальный музей, посвящённый творчеству писателя Фёдора Достоевского. Расположен в бывшем здании Мариинской больницы, во флигеле которой с 1821 по 1837 годы проживала его семья. Основан в 1928 году как Музей-квартира Фёдора Миха́йловича Достое́вского, в 1940-м вошёл в состав Государственного литературного музея. На 2018 год в экспозицию входят антикварная мебель, семейные фотографии, а также личные вещи семьи Достоевских[1].

История

Жизнь Достоевского на Божедомке

Портрет Михаила Достоевского, 1823 год
Здание Мариинской больницы
Памятник Фёдору Достоевскому во дворе Мариинской больницы

Детство Достоевского прошло на улице Новая Божедомка, названной в честь находившегося здесь ранее «убогого дома», ликвидированного в 1771 году в связи с вспыхнувшей чумой. В XVIIXVIII веках «убогим домом» или «божедомом» назывались кладбища для нищих, бродяг и самоубийц, где тела могли ожидать захоронения от трёх до пяти месяцев[2].

В 1803 году пустыри Божедомки были выкуплены у переяславских ямщиков для возведения больничного комплекса Мариинской больницы, инициатором постройки которой стала императрица Мария Фёдоровна. После смерти мужа Павла I она посвятила себя благотворительности и смогла найти частных инвесторов для финансирования строительства и функционирования учреждения. Больница для бедных открылась в 1806 году, однако первая улица в этой местности появилась только в 1850-х и вела в Бутырку через Марьину рощу[2][3][1].

В 1821 году отец писателя Михаил Достоевский получил должность лекаря в отделении «приходящих больных женского пола». Вместе с работой ему выделили казённую квартиру в правом флигеле больницы, куда семья переехала в этом же году. К тому моменту родители Достоевского уже ожидали пополнение в семье[4][3]: Фёдор Достоевский родился в октябре того же года[3]. Спустя год после появления сына, семья Достоевских переехала в левый флигель, где писатель прожил шестнадцать лет до своего переезда в Петербург в 1837 году[4][5][6].

В гостиной Достоевских зачастую устраивались музыкальные вечера с пением романсов и народных песен, а также семейные чтения: отец любил зачитывать вслух произведения Александра Пушкина, Николая Карамзина, Вальтера Скотта, Гавриилы Державина и Анны Радклиф[4].

Вставали утром рано, часов в шесть. В восьмом часу отец выходил уже в больницу, или в палату, как у нас говорилось. В это время шла уборка комнат, топка печей по зимам и проч. В девять часов утра отец, возвратившись из больницы, ехал сейчас же в объезд своих довольно многочисленных городских пациентов, или, как у нас говорилось, «на практику». В его отсутствие мы, дети, занимались уроками. В более же позднее время два старшие брата бывали в пансионе. Возвращался отец часов около двенадцати, а в первом часу дня мы постоянно обедывали. <...> Сейчас же после обеда папенька уходил в гостиную, двери из залы затворялись, И он ложился на диван, в халате, заснуть после обеда. Этот отдых его продолжался часа полтора-два, и в это время в зале, где сидело все семейство, была тишина невозмутимая, говорили мало и то шепотом, чтобы не разбудить папеньку; и это, с одной стороны, было самое скучное время дня, но с другой стороны, оно было и приятно, так как все семейство, кроме папеньки, было в одной комнате, в зале. <...> Но наконец папенька вставал, и я покидал свое уединение!.. В четыре часа дня пили вечерний чай, после которого отец вторично шел в палату к больным. Вечера проводились в гостиной, освещенной двумя сальными свечами. <...> Ламп у нас не было, отец не любил их, а у кого они и были, то освещались постным маслом, издававшим неприятный запах. Керосину и других гарных масел тогда не было еще и в помине. Ежели папенька не был занят скорбными листами, то по вечерам читали вслух; о чтениях этих помяну подробнее ниже.Из воспоминаний младшего брата Андрея Достоевского[7]

Здание

Портрет архитектора Доминико Жилярди, до 1833 года

Строительство больничного комплекса проходило под руководством архитекторов Джакомо Кваренги, Доменико Жилярди и Андрея Михайлова. Главное здание построено в стиле позднего классицизма с расположенными на фасаде лепным гербом Российской империи и медной надписью «Мариинская больница». С двух сторон находились двухэтажные флигели для приёма больных, хозяйственные помещения и казённые квартиры[8][9]. В середине XIX века по проекту архитектора Михаила Быковского здание было незначительно расширено, а во флигелях надстроили третьи этажи. В 1979-м в больнице была проведена косметическая реставрация с восстановлением исторических интерьеров начала XIX века[10][9]. В дальнейшем объект не претерпевал крупной реставрации[1].

В 1936 году во дворе больницы был установлeн ранее находившийся на Цветном бульваре памятник Фёдору Достоевскому скульптора Сергея Меркурова[11]. Работу над памятником архитектор начал ещё в 1911 году и перед тем, как ваять фигуру в шведском граните, он создал около 20 бюстов писателя, для которых позировал артист и композитор Александр Вертинский[12][13].

В 1857 году во дворе Мариинской больницы была возведена церковь Успения праведной Анны, уничтоженная советскими властями в 1930-х годах[9].

Открытие музея

Открытие музея-квартиры Достоевского состоялось 11 ноября 1928 года и было приурочено к 107-летию со дня рождения писателя[3]. Инициатор, создательница и первый директор музея - Вера Степановна Нечаева [14].

В первой половине 1930-х, после передачи Музея-квартиры Библиотеке им. Ленина, в экспозицию вошла коллекция второй жены Достоевского Анны Григорьевны, вспоминавшей:

Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой[15].

В 1940-х годах учреждение было реорганизовано и вошло в состав Государственного литературного музея[5].

Экспозиция

Большую роль в воссоздании интерьеров музея сыграли мемуары младшего брата писателя Андрея Достоевского, в которых он подробно описал обстановку квартиры. При входе в музей находятся сени со сводчатым потолком с выходами в кладовую и кухню. Здесь же стоит лестница, ведущая на второй этаж, где располагались другие казённые квартиры[16].

Деревянная перегородка отделяет прихожую от бывшей комнаты Фёдора и Михаила Достоевских. В начале XIX века помещение отапливалась белой изразцовой печью, в то время как сами братья спали на кованых сундуках. Единственное окно комнаты выходило в чулан, где была комната няни[16][17].

При входе из холодных сеней, как обыкновенно бывает, помещалась передняя в одно окно (на чистый двор). В задней части этой довольно глубокой передней отделялось с помощью дощатой столярной перегородки, не доходящей до потолка, полутемное помещение для детской. Далее следовал зал — довольно поместительная комната о двух окнах на улицу и трех на чистый двор. Потом гостиная в два окна на улицу, от которой тоже столярною дощатою перегородкою отделялось полусветлое помещение для спальни родителей. Вот и вся квартира!Андрей Достоевский[18]

Следующая комната — «Рабочая зала» — из-за недостатка пространства одновременно функционировала как столовая и рабочий кабинет для родителей. Здесь семья собиралась по вечерам: дети учили уроки, а родители занимались своими делами. Как и при жизни Достоевского, здесь стоят 18 обитых зелёным сафьяном стульев, два ломберных стола и большой обеденный[16][19]. Тут же экспонируется литография с картины «Фельдъегерская тройка» работы художника Александра Орловского и оригинал переписки между родителями писателя от 23 августа 1833 года[20] с приписанными словами Достоевского: «Любезнейшая маменька! Мы уже приехали к папеньке, любезнейшая маменька, в добром здоровье. Папенька и Николенька тоже находятся в добром здоровье. Дай Бог, чтобы и вы были здоровы. Приезжайте к нам, любезная маменька, остальной хлеб, я думаю, недолго убрать, и гречиху, я думаю, Вы уже понемногу убираете. Прощайте, любезная маменька, с почтением целую Ваши ручки и пребуду с Ваш покорный сын Фёдор Достоевский»[20].

В гостиной стоит оригинальная мебель начала XIX века — туалетный столик, шифоньер и кресла, а на стенах висят семейные фотографии вместе с миниатюрами прабабушки и прадедушки Достоевского. Центральными предметами коллекции являются последний фотопортрет писателя, сделанный в 1880 году после посещения Достоевским открытия памятника Пушкину, и бронзовые канделябры из личной коллекции Андрея Достоевского[1][21].

В последнем зале музея находится выставочное пространство, посвящённое мемориальным вещам писателя: письменный стол из петербургской квартиры Достоевского с чернильным набором, очками, шляпой и визитными карточками лежащими на столешнице, фотографии детей и жены. Во всех комнатах экспозиции стоят стеллажи с книгами из семейной библиотеки Достоевских: собранная коллекция включает в себя работы литературных классиков, прижизненные издания писателя, а также большое количество лубочных изданий русских сказок, которые няня Достоевского читала ему перед сном[22]. Экскурсия завершается в больничном коридоре где экспонируется ручка писателя, символизирующая начало и конец творческого пути[23].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Музей-квартира Ф.М. Достоевского. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Все права защищены.. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 6 февраля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 Дворцы, 2014, с. 2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Жукова, 2017, с. 65.
  4. 4,0 4,1 4,2 Дворцы, 2014, с. 3.
  5. 5,0 5,1 Музей-квартира Ф.М. Достоевского. Museum.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 10 октября 2011 года.
  6. О. Костенко. «Москва! Как я любил тебя». Где в столице были счастливы русские писатели. Аргументы и Факты (25 февраля 2015). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 28 мая 2018 года.
  7. Григоренко, 1964, с. 30.
  8. Дворцы, 2014, с. 7.
  9. 9,0 9,1 9,2 Вострышев, 2011, с. 256.
  10. Дворцы, 2014, с. 10.
  11. Памятник Ф.М. Достоевскому. mos.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 29 июля 2018 года.
  12. Дворцы, 2014, с. 9.
  13. Т. Воронцова. След Джакомо Кваренги и архитектура авангарда: пять главных зданий Марьиной Рощи. mos.ru (22 октября 2017). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 18 августа 2018 года.
  14. Нечаева, Вера Степановна - статья в Краткой Литературной Энциклопедии (КЛЭ). Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  15. Анна Достоевская. Воспоминания. homlib. Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 21 апреля 2018 года.
  16. 16,0 16,1 16,2 Дворцы, 2014, с. 13.
  17. Музей-квартира Ф.М. Достоевского. mos.ru. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 18 апреля 2018 года.
  18. Григоренко, 1964, с. 19.
  19. Экспозиция музея-квартиры Ф. М. Достоевского. Афиша Москвы. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 30 января 2018 года.
  20. 20,0 20,1 Дворцы, 2014, с. 15.
  21. Дворцы, 2014, с. 19.
  22. Дворцы, 2014, с. 20.
  23. Музей-квартира Достоевского в Москве. Тонкости туризма. Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 14 декабря 2016 года.

Литература

  • Вострышев М. Вся Москва от А до Я. — М.: Алгоритм, 2011. — С. 1064. — 256 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Григоренко В. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1964. — С. 30. — 880 с.
  • Жукова А. Прогулки по Москве. — М.: АСТ, 2017. — С. 65.
  • Дворцы и усадьбы. — М.: Де Агостин, 2014. — Вып. № 165. — С. 2—32.

Ссылки