Москаленко, Константин Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Александрович Москаленко
Место смерти СССР
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени
Отличник просвещения СССР Отличник народного просвещения РСФСР Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР

Константи́н Алекса́ндрович Москале́нко (3 июня 1917, Хутор-Михайловский, Черниговская губерния — 1984) — учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.

Биография

Родился 3 июня 1917 года на Украине (Сумская область) в посёлке станции Хутор-Михайловский. После окончания средней школы работал на воронежском заводе «Электросигнал». В 1938 году окончил учительные курсы и связал свою жизнь с педагогической деятельностью. Работал учителем, затем директором в сельской школе Россошанского района Воронежской области.

В 1942 году добровольцем ушёл на фронт (в детстве повредил зрение и был освобождён от воинской обязанности). До конца войны служил в войсках связи. Награждён пятью медалями. Принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве (24 июня 1945 года).

После окончания Великой Отечественной войны работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. Член ВКП(б) с 1946 года.

В 1954 году переезжает в Липецк, где работает заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ЛГПИ, ныне университет). 30-летняя творческая и новаторская работа К. А. Москаленко в институте отмечена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», почётными грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР, липецких обкома КПСС и облисполкома, облоно и др.

Научная и педагогическая деятельность

Труды К. А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого опыта», опыта передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» была обнародована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий отклик в СССР и социалистических странах. Оттуда в Липецк неоднократно приезжали делегации учёных и учителей для изучения новаторского подхода. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России и СССР. По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960—1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения.

В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку — структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.

К. А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий.

К. А. Москаленко был педагогом-новатором, совместно с передовыми учителями липецких школ он разработал и реализовал в школьной практике гуманные инновационные технологии обучения, которые в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» были отнесены к педагогике сотрудничества. Гуманные технологии К. А. Москаленко включают в себя разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.

Гуманные технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Обучение детей с 6 лет.
  • Пятидневка с резервным днём (суббота).
  • Структурное усвоение материала.

Гуманные методы и приёмы обучения:

  • Поурочный балл
  • Комментированное письмо.
  • Речитативные упражнения «Волна», «Маятник», «Птичий базар» и др.
  • Структурное усвоение материала.
  • Активное начало (зачин) урока.
  • Фронтальный опрос.
  • Самостоятельные и творческие задания.
  • Предупреждение ошибок.
  • Проблемные задания.
  • Комментирование ответов, оценок учащихся.
  • Ответы учащихся, не вставая с места

С. А. Шмаков писал: «К. А. Москаленко разработал и проверил на опыте в школах № 3, 8, 9 и др. несколько технологических новаций. Утверждаю, всё это сделано им впервые в истории советской школы».

Память

Памятная доска в Липецке

Цитаты

  • «Если ребёнок отстал в учении и ни в чём хорошем себя не проявляет, он обязательно будет проявлять себя в плохом, и даже стремиться проявить себя максимально именно в плохом».
  • «Необходимо, чтобы все уроки (все без исключения) начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью».
  • Простая истина К. А. Москаленко: «Ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту».

Ссылки