Москаленко, Константин Александрович
Константин Александрович Москаленко | |||||
---|---|---|---|---|---|
Место смерти | СССР | ||||
Награды и премии |
|
||||
Константи́н Алекса́ндрович Москале́нко (3 июня 1917, Хутор-Михайловский, Черниговская губерния — 1984) — учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.
Биография
Родился 3 июня 1917 года на Украине (Сумская область) в посёлке станции Хутор-Михайловский. После окончания средней школы работал на воронежском заводе «Электросигнал». В 1938 году окончил учительные курсы и связал свою жизнь с педагогической деятельностью. Работал учителем, затем директором в сельской школе Россошанского района Воронежской области.
В 1942 году добровольцем ушёл на фронт (в детстве повредил зрение и был освобождён от воинской обязанности). До конца войны служил в войсках связи. Награждён пятью медалями. Принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве (24 июня 1945 года).
После окончания Великой Отечественной войны работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. Член ВКП(б) с 1946 года.
В 1954 году переезжает в Липецк, где работает заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ЛГПИ, ныне университет). 30-летняя творческая и новаторская работа К. А. Москаленко в институте отмечена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», почётными грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР, липецких обкома КПСС и облисполкома, облоно и др.
Научная и педагогическая деятельность
Труды К. А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого опыта», опыта передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» была обнародована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий отклик в СССР и социалистических странах. Оттуда в Липецк неоднократно приезжали делегации учёных и учителей для изучения новаторского подхода. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России и СССР. По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960—1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения.
В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку — структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.
К. А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий.
К. А. Москаленко был педагогом-новатором, совместно с передовыми учителями липецких школ он разработал и реализовал в школьной практике гуманные инновационные технологии обучения, которые в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» были отнесены к педагогике сотрудничества. Гуманные технологии К. А. Москаленко включают в себя разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.
Гуманные технологии:
- Личностно-ориентированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Обучение детей с 6 лет.
- Пятидневка с резервным днём (суббота).
- Структурное усвоение материала.
Гуманные методы и приёмы обучения:
- Поурочный балл
- Комментированное письмо.
- Речитативные упражнения «Волна», «Маятник», «Птичий базар» и др.
- Структурное усвоение материала.
- Активное начало (зачин) урока.
- Фронтальный опрос.
- Самостоятельные и творческие задания.
- Предупреждение ошибок.
- Проблемные задания.
- Комментирование ответов, оценок учащихся.
- Ответы учащихся, не вставая с места
С. А. Шмаков писал: «К. А. Москаленко разработал и проверил на опыте в школах № 3, 8, 9 и др. несколько технологических новаций. Утверждаю, всё это сделано им впервые в истории советской школы».
Память
- 20 апреля 1999 года имя Москаленко присвоено новой улице в 27-м микрорайоне города Липецка.
- Имя К. А. Москаленко носит Лицей № 3 города Липецка, который в 1960-е годы являлся базовой школой для ЛГПИ, в которой проводился эксперимент по внедрению гуманной технологии обучения, разработанной К. А. Москаленко.
Цитаты
- «Если ребёнок отстал в учении и ни в чём хорошем себя не проявляет, он обязательно будет проявлять себя в плохом, и даже стремиться проявить себя максимально именно в плохом».
- «Необходимо, чтобы все уроки (все без исключения) начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью».
- Простая истина К. А. Москаленко: «Ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту».
Ссылки
- Автобиография К. А. Москаленко и его педагогический метод на сайте липецкой средней школы № 3
- Москаленко Константин Александрович. Статья на сайте науки и инноваций Липецкой области (недоступная ссылка)
- Москаленко К. А. (сборник педагогических статей) / К. А. Москаленко. — Липецк, 1995. — 144 с.
- Москаленко К. А. Автобиография / К. А. Москаленко — ЛОКМ — НВ 6773/7 — 2 л.
- Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / К. А. Москаленко. — Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1968.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Отличники просвещения СССР
- Отличники народного просвещения РСФСР
- Награждённые Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Педагоги СССР
- Преподаватели Липецкого педагогического университета
- Родившиеся в Ямпольском районе (Сумская область)
- Педагоги по алфавиту
- Связисты Великой Отечественной войны
- Директора школ
- Преподаватели по алфавиту