Моравец, Оскар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оскар Моравец
чеш. Oskar Morawetz
Основная информация
Место рождения Светла-над-Сазавоу, край Высочина, Чехословакия
Место смерти Торонто, Канада
Профессии композитор, пианист, музыкальный педагог
Годы активности 1944—1993
Жанры классическая музыка
Награды Джуно (1989, 2002)
Член ордена Канады

Оскар Моравец (чеш. Oskar Morawetz) — канадский композитор, пианист и музыкальный педагог XX века, уроженец Чехословакии. Двукратный лауреат премии «Джуно» за произведения в жанре классической музыки, кавалер ордена Канады.

Биография

Родился в Светле-над-Сазавоу (Чехословакия) в 1917 году. Уже в детстве развил в себе способность читать оркестровую партитуру и в 17 лет был рекомендован Джорджом Селлом на должность помощника дирижёра Пражской оперы, от которой отказался. После захвата нацистской Германией Судетской области Моравец подал прошение о въезде в Канаду, которое было удовлетворено после нескольких отказов. Из Чехословакии в Канаду добрался в 1940 году через Вену и Париж, откуда бежал накануне прихода нацистов.

В Канаде поступил в Торонтский университет[1], где учился фортепиано у Альберто Герреро и гармонии у Лео Смита. Первоначально Моравец не планировал для себя композиторской карьеры. Однако в конце первой степени ему было предложено на выбор написать исследовательскую работу или музыкальное произведение. В результате он создал свой Струнный квартет № 1, который в 1945 году был удостоен премии Ассоциации композиторов, авторов и издателей Канады (CAPAC). С 1946 по 1952 год преподавал композицию и теорию музыки в Королевской музыкальной консерватории в Торонто, а с 1952 по 1982 год — в Торонтском университете, где получил звание профессора-эмерита. Помимо написания музыки и преподавания, часто выступал как пианист; последний концерт Моравеца в этом качестве состоялся 28 марта 1992 года в Торонто.

Творчество

Вскоре после окончания университета в 1945 году Моравец создал своё первое произведение для оркестра — «Карнавальную увертюру» (англ. Carnival Ouverture). Работа получила одобрение Эрнеста Макмиллана, немедленно включившего её в концертную программу. В 1946 году Моравец получил свою вторую премию CAPAC за произведение «Sonata Tragica». В 1960-е годы наград удостоились ещё два произведения Моравеца: Концерт для фортепиано с оркестром (первый приз конкурса Монреальского симфонического оркестра в 1962 году, премьерное исполнение в 1963 году Антоном Кюрти с оркестром п/у Зубина Меты); и «Маленькая симфония для духовых и ударных» (англ. Sinfonietta for Winds and Percussion, премьерное исполнение оркестром п/у Меты в 1966 году, премия критиков на Международном конкурсе современной музыки в Кава-де-Тиррени, Италия).

Основу творчества Моравеца составляют работы для оркестра. Им созданы, в частности:

Значительное место в творчестве композитора составляли также песни для голоса и фортепиано. Среди прочего, по заказу Canadian Broadcasting Corporation к 50-летию этой организации он создал два цикла песен — «Сонеты с португальского» на стихи Элизабет Барретт Браунинг и «Ткач» на стихи Арчибалда Лампмена. Премьера этих циклов состоялась в лондонском Уигмор-Холле в исполнении Марка Дюбуа. Среди сольных и камерных работ Моравеца выделяются Дуэт для скрипки и фортепиано — раннее произведение композитора, ставшее одним из наиболее часто исполняемых в его наследии; фортепианная Соната ре мажор (дебютное исполнение — Гленн Гульд, 1948 год); Струнный квартет 2 (впервые исполнен квартетом Кэтлин Парлоу); и 7 сонат для духовых инструментов, созданные в период с 1980 по 1985 год.

После ухода на пенсию Моравец продолжал писать, создав в частности сольные произведения для большинства основных инструментов симфонического оркестра. Ранние работы Моравеца характеризуют оптимизм и жизнерадостность, зачастую граничащая с игривостью, тогда как зрелые произведения отличают драматизм, а порой и трагизм интонаций. На протяжении всей творческой карьеры он проявлял себя как мастер инструментовки и контрапункта. Моравец был одним из самых исполняемых канадских композиторов — его произведения исполнялись более чем 120 оркестрами четырёх континентов.

Признание

Произведения Оскара Моравеца дважды завоевали премию «Джуно» за лучшее классическое сочинение. В 1989 году премии удостоился Концерт для арфы и камерного оркестра, а в 2002 году пьеса для сопрано с оркестром «Из дневника Анны Франк» (англ. From the Diary of Anne Frank). В 1960, 1967 и 1974 годах Моравец становился стипендиатом Совета Канады за свой вклад в Канадскую музыку. Общество композиторов, авторов и музыкальных издателей Канады (SOCAN) присудило ему премию Яна В. Матейчека за концертную музыку в 1994 году и премию Уильяма Гарольда Муна в 1999 году.

В 1987 году Моравец стал первым композитором — кавалером ордена Онтарио, а на следующий год — кавалером ордена Канады.

Примечания

  1. Barclay McMillan, Elaine Keillor. Oskar Morawetz. The Canadian Encyclopedia (June 17, 2007). Дата обращения: 7 апреля 2022. Архивировано 7 апреля 2022 года.

Ссылки

  • Veronica Sedivy, Evan Ware. Oskar Morawetz. The Canadian Encyclopedia (November 22, 2007). Дата обращения: 7 апреля 2022.
  • Barclay McMillan, Elaine Keillor. Oskar Morawetz. The Canadian Encyclopedia (June 17, 2007). Дата обращения: 7 апреля 2022.