Монтеверди, Клаудио
Клаудио Монтеверди | |
---|---|
итал. Claudio Monteverdi | |
Основная информация | |
Полное имя | Claudio Giovanni Antonio Monteverdi |
Дата рождения | 9 мая 1567 |
Дата смерти | 29 ноября 1643 (76 лет) |
Жанры | мадригал, опера, музыка барокко |
Кла́удио Монтеве́рди (полное имя Клаудио Джованни Антонио Монтеверди, итал. Claudio Giovanni Antonio Monteverdi; 9 мая 1567 года, Кремона (крещён 15 мая 1567 года) — 29 ноября 1643 года, Венеция) — итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал и в ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди — поздние мадригалы, Плач Ариадны (из несохранившейся оперы «Ариадна»), опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).
Биография
Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга[1]. Он был старшим из пяти детей[2]. С детских лет обучался у М. А. Индженьери[2], капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений[3]. Также он учился в Университете Кремоны[3]. Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы (Cantiunculae Sacrae, 1582; Madrigali Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборники) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562—1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
В 1599 году Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео[4], с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607)[4]. У них родились три мальчика и две девочки, умершие вскоре после рождения[5].
В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
Около 1632 года Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641) и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи вернулась в репертуар театров.
Монтеверди похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Творчество и стиль
Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.
До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала — при жизни были изданы 8 сборников («книг»); девятый, неавторский, сборник издан посмертно. Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет[3]. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии, характерной для музыки барокко. Чаще исполняются пьесы из поздних книг, написанные в стиле «второй практики», среди них чакона «Жалоба нимфы» (Lamento della ninfa, SV 163, из VIII книги).
Среди наиболее популярных сочинений Монтеверди — «Плач Ариадны» (итал. Lamento d'Arianna, инципит: «Lasciatemi morire») из оперы «Ариадна» (1608; музыка утрачена, либретто сохранилось полностью). На протяжении жизни Монтеверди опубликовал три его версии — в виде пятиголосного мадригала в VI книге мадригалов (1614), в виде одноголосной арии с basso continuo (1623) и латинскую контрафактуру последней (инципит: «Iam moriar mi fili») — в сборнике духовной музыки Selva morale (1640), под названием «Плач Мадонны» (итал. Lamento della Madonna).
Среди других популярных сочинений — мадригал (с чертами чаконы) «Zefiro torna» для 2 теноров и b.c., SV 251 (на текст О. Ринуччини), из сборника «Scherzi musicali» II[6].
Этот раздел не завершён. |
Сочинения
Сочинения Монтверди идентифицируют по каталогу Манфреда Штаткуса (SV = Stattkus Verzeichnis). Первое издание каталога опубликовано в 1985[7]. Второе (сокращённая версия первого, без нотных инципитов) опубликовано в сетевой версии в 2006 году. В 2013 году автор планировал выпустить третье, исправленное и дополненное, издание, но скоропостижно скончался в 2012 году.
Светская музыка для камерного ансамбля
Мадригалы
- Книга 1 (1587), для 5 голосов
- Книга 2 (1590), для 5 голосов
- Книга 3 (1592), для 5 голосов
- Книга 4 (1603), для 5 голосов
- Книга 5 (1605), для 5 голосов
- Книга 6 (1614), для 5 голосов
- Книга 7 (1619): Concerto
- Книга 8 (1638): Madrigali guerrieri, et amorosi con alcuni opuscoli in genere rappresentativo, che saranno per brevi episodi fra i canti senza gesto.
- Книга 9 (1651): Мадригалы и канцонетты на 2 и 3 голоса (изданный посмертно сборник мадригалов и канцонетт, отчасти дублирующий более ранние публикации)
Прочие сборники
- Scherzi musicali (1607), для 3 голосов, 2 скрипок и b.c. (16 пьес разных жанров); сокращённо обозначается Scherzi musicali I
- Scherzi musicali cioè arie (1632), для 1-2 голосов и b.c. (7 пьес разных жанров); сокращённо Scherzi musicali II
Оперы
- Орфей (L’Orfeo, 1607)
- Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640)
- Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642)
Церковная и духовная музыка
- Месса «In illo tempore» («Во время о́но»; 1610)
- Четырёхголосная месса a cappella (1641) (др. назв. «Месса in F»; из сб. «Selva morale e spirituale»)
- Четырёхголосная месса a cappella (1650, посмертная публикация)
- Вечерня Блаженной Девы[англ.] (Vespro della Beata Vergine, часто сокращённо — «Вечерня»; 1610)
- Cantiunculae sacrae (1582), сборник мотетов на латинские тексты
- Духовные мадригалы (Madrigali spirituali), на 4 голоса (1583)
- Selva morale e spirituale[англ.] (букв. «Нравоучительный и духовный лес», 1640), сборник сочинений разных жанров на «духовные» тексты — месса, мотеты (в том числе три мотета на знаменитый текст Salve regina), два магнификата, духовные мадригалы и «нравоучительные» канцонетты.
Утраченные сочинения
- Опера «Ариадна» (1608; либретто сохранилось)
- Опера «Андромеда» (для Мантуи)
- Опера «Мнимая безумная Ликори»
- Опера «Похищение Прозерпины»
- Опера «Свадьба Энея и Лавинии»
В культуре
Имя Монтеверди носит хор при Гамбургском университете.
Литература
- Bukofzer M. Music in the Baroque era. New York, 1947.
- Schrade L. Monteverdi, creator of modern music. London, 1950.
- Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. — Л., Музыка, 1970.
- Конен В. Д. Монтеверди. Москва, 1971.
- Arnold D. Monteverdi. London, 1975.
- The letters of Claudio Monteverdi, ed. by D. Stevens. London, 1980.
- Arnold D., Fortune N. The new Monteverdi companion. London, Boston, 1985.
- Stattkus M.H. Claudio Monteverdi. Verzeichnis der erhaltenen Werke: kleine Ausgabe. Bergkamen, 1985 (SV)[8].
- Carter T. Music in late Renaissance and early Baroque Italy. London, 1992.
- Скудина Г. Клаудио Монтеверди: Орфей из Кремоны. Москва, 1998.
- Игнатьева Н. «Верный пастух» Гварини и мадригалы Монтеверди из Четвертой и Пятой книг // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 2, с. 18-33.
- Whenham J., Wistreich R. The Cambridge companion to Monteverdi. Cambridge, New York, 2007.
- Игнатьева Н., Насонов Р. «Божественный Киприан» против «Нового Пифагора» и другие «химеры» второй практики // Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 3, с. 9-52.
- Монтверди, Джулио Чезаре. Разъяснение письма, напечатанного в его Пятой книге мадригалов. Перевод и комментарий Н. Игнатьевой и Р. Насонова // Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 3, с. 53-65.
Примечания
- ↑ Halsey, William D., ed. Collier’s Encyclopedia. Vol. 16 New York: MacMillan Educational Company, 1991.
- ↑ 2,0 2,1 Redlich, H. F. Claudio Monteverdi: Life and Work. London: Oxford University Press, 1952.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Schrade, Leo. Monteverdi: Creator of Modern Music. New York: W. W. Norton and Company, 1950.
- ↑ 4,0 4,1 Whenham, John, and Richard Wistreich, eds. The Cambridge Companion to Monteverdi. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
- ↑ Ringer, Mark. Opera’s First Master: The Musical Dramas of Claudio Monteverdi. Canada: Amadeus Press, 2006.
- ↑ Не путать с 5-голосным мадригалом с тем же инципитом из VI книги, SV 108 (на текст сонета Петрарки).
- ↑ Manfred H. Stattkus. Claudio Monteverdi: Verzeichnis der erhaltenen Werke. Bergkamen: Musikverlag Stattkus, 1985.
- ↑ Издание большого каталога Монтеверди, запланированное на 2013 год, не состоялось в связи со скоропостижной смертью Манфреда Штатткуса. Подробней см. на странице Краткого перечня сочинений Монтеверди (Kurzfassung) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.