Мона Брэнд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мона Брэнд

Мона Брэнд (англ. Mona Brand; 22 октября 1915, Сидней — 1 августа 2007, Сидней) — австралийский драматург, поэтесса и писательница[1]. Она также писала под именем Алексис Фокс.

Во время жизни, Брэнд была более известна в Европе, чем в Австралии, настолько, что сама озаглавила свою автобиографию 1995 года «Достаточно голубое небо: автобиография Моны Бранд» … неизвестного известного писателя.[2] Пьесы Моны Бренд ставились в театрах Великобритании, СССР, Китая, Чехословакии, Венгрии, Германии, Румынии, Польши, Латвии, Индии.

Ранние годы

Брэнд родилась в Сиднее 22 октября 1915 года в семье Александра и Вайолет Брэнд (урожденной Никсон). У нее был старший брат Джон и младший Дерик.

В начале 1930-х годов ее отец был вторым инженером на корабле SS Cape Leeuwin, обслуживающем маяки и световые корабли между Брисбеном и Дарвином.[3] Мать Моны, Вайолет Никсон, была младшей дочерью журналиста, государственного инспектора, архитектора и поэта Фрэнсиса Ходжсона Никсона (1832—1883), чьи сборники поэтических произведений «Легенды и лозунги о духе Питера» предположительно «собраны, исправлены и отредактированы Фрэнсисом Н». был опубликован в Мельбурне в 1865 году.[4][5]

Когда Моне исполнилось семь лет, ее мать умерла от искусственного аборта[6][7] и ее отправили жить к родственникам в Рокхемптон, где они посещали среднюю школу для девочек в Рокхемптоне. В возрасте одиннадцати лет она вернулась в Сидней, закончив обучение в средней школе для девочек в Северном Сиднее. Брэнд написала о своих детских чувствах в своей автобиографии «Достаточно голубого неба», которую она опубликовала в 1995 году. Во время обучения в старшей школе, будущая писательница приняла решение стать журналисткой.

Взрослые годы

Первая работа Брэнд была копирайтером в газете The Sun в Сиднее.[8] Во время Второй мировой войны она работала социальным работником, а затем научным сотрудником Министерства труда и национальной службы (1945-48). Между 1948 и 1954 годами работала в Лондоне, сначала в качестве машинистки в редакции Би-би-си, затем в Ханое, Вьетнам, в 1956-57 годах преподавателем английского языка, а затем вернулась в Австралию.

26 сентября 1955 года Мона вышла замуж за Лена Фокса, журналиста и члена Коммунистической партии, который также был поэтом и писателем-фантастом. Их брак, по словам друзей и самой Брэнд, был «браком истинных умов». Они оставались вместе до его смерти в Сиднее 9 января 2004 года в возрасте 98 лет.[9]

Политические взгляды

Брэнд была членом Коммунистической партии Австралии с 1947 года[10] по 1970 год, при этом она «делает четкое уточнение, что принадлежала к Коммунистической партии Австралии, а не к Советскому Союзу»[11]. По её словам, «когда я вступила в Коммунистическую партию, это было не столько потому, что я согласилась с Карлом Марксом (о котором я мало читала), сколько потому, что я чувствовал, что он и его последователи согласны со мной».[12]

Большая часть общественной активности Брэнд была выражена через её работу, и особенно через её творческие взаимоотношения с Новым Театром Сиднея. Большинство её пьес несут четкую политическую окраску.

В одной из её самых популярных пьес «Here Comes Kisch» рассказывается об экстрадиции Эгона Киша из Австралии в 1935 году. Киш, коммунист и антинацист, которому было запрещено въезжать в Австралию, изображается на протяжении всей пьесы как интеллигентный, приземленный человек, в то время как немецкие чиновники пишутся как сикофанты.[13] Другие известные политические пьесы включают «Дорогие отношения», пьесу, которая высмеивает потребительство сопутствующее празднованию Дня матери и обсуждает тяготы рабочего класса в капиталистической системе,[14] «Лучше жернова», которая описывает несправедливость в уголовном осуждении молодежи в Англия и опирается на дело Дерека Бентли[15] и «Здесь под небесами», пьесу о сексизме и расизме, как в отношении азиатов, так и аборигенов.[16]

Брэнд активно защищала права аборигенов. Вместе с супругом она провела кампанию за положительное голосование на референдуме 1967 года, чтобы австралийские аборигены были признаны в Конституции Австралии.[17]

В 1956 году Брэнд отправилась во Вьетнам, чтобы помочь вьетнамской революции через её связи с КПА. Она помогала Радио Ханой и Голосу Вьетнама, особенно с английскими переводами. Вернулась на родину через год.[18]

Австралийская служба безопасности и разведки (ASIO) с 1950 год собирала досье на писательницу и активистку с подробным описанием её перемещений и деятельности. Файл досье состоял из 379 страниц. Когда он был рассекречен и обнародован, Брэнд выразила свое отвращение к действиям ASIO в сатирической статье в «The Sydney Morning Herald» в 2002 году.[19]

Литературная карьера

Брэнд присоединилась к Викторианскому отделению Братства австралийских писателей в военные годы, обсуждая свои ранние работы с другими писателями Леонардом Манном, Фрэнком Далби Дэвисоном и Вэнсом Палмером. После войны она присоединилась к Мельбурнской группе писателей-реалистов, где была прочитана ее первая пьеса Here Under Heaven. Эта группа, в которую входили такие писатели, как Фрэнк Харди и Эрик Ламберт, порекомендовала пьесу Новому театру Мельбурна, и она была поставлена в 1948 году.[20]

Писательница много путешествовал по миру, впервые отправившись в Лондон в 1948 году. Она попыталась заинтересовать лондонские театральные коллективы своей работой, но ей сказали, что лондонские зрители не будут интересоваться пьесами об Австралии. Несмотря на это в течение пяти с половиной лет она была в Великобритании (1948—1953), где активно работал в лондонском Театром Единства, который разделял общие взгляды с Новым театром в Австралии[21] В это время Брэнд писала «Strangers in the Land». Поскольку эта пьеса касалась войны в Малайе, которая в то время была актуальной проблемой, она надеялся, что британцы заинтересуются ею. Пьеса была поставлена Театром Единства в 1950 году и затем запрещена в Великобритании. Позднее пьеса была поставлена в театрах Австралии, СССР, Чехословакии, Восточной Германии и Индии.[22]

Пьеса Better a Millstone, написанная в 1953 году, была вдохновлена делом Дерека Бентли, в ходе которого молодого, неграмотного человека повесили за участие в грабеже, приведшем к убийству полицейского. Брэнд сосредотачивает внимание на кампании посмертного прощения.[23] Она использует пьесу для рассмотрения вопросов жестокого обращения с детьми, коммерческой эксплуатации и криминализации молодежи.

Взаимодействие с Новым Театром

Новый театр Сиднея был заинтересован в развитии творчества австралийских женщин-драматургов середины XX века.[24] С момента своего основания в 1930-х годах Новый театр определил свою философию несколькими способами: от лозунга «Искусство — оружие» до более позднего «Театра с целью». Театр не являлся профессиональным.

Было высказано предположение, что одной из причин художественной «изоляции» Брэнд от Австралийского профессионального театра является её левая склонность и связь с Новым театром. С другой стороны относительная не представленность на родине компенсируется тем, что, на самом деле, у неё было больше поставленных произведений по всему миру, чем у многих других известных австралийских драматургов, например, Дэвида Уильямсона.[25] В Австралии у Брэнд не было ни одной поставленной пьесы, профессионально созданной при её жизни.

Более вероятно, что изоляция Моны от основного австралийского театра была вызвана политическим и литературным контекстом периода, в котором она писала, и более широким отношением к прогрессивным драматургам и писателям того периода. В то время, когда в Австралии доминировала консервативная театральная индустрия, некоторые умеренно социалистические или феминистские драматурги, такие как Брэнд, нашли выход в движении «Новый театр» или «Репертуарный театр», который поддерживал социалистические и социально сознательные художественные движения. Последствием отсутствия признания в основном русле была возросшая связь с левыми и дальнейшая «порча» репутации этих авторов. В этот период Новый Театр боролся за признание, особенно в Сиднее, поскольку коммерческая пресса не публиковала обзоры их постановок, в течение пятнадцати лет.[26] Работы Моны Брэнд, однако, были хорошо приняты в Великобритании, СССР, Китае, Чехословакии, Венгрии, Германии, Румынии, Польше, Латвии и Индии.[27]

Её участие в Новом театре длилось более трех десятилетий и позволило ей написать более двадцати пьес. Она сама определила постановки «Нового театра» как «открыто или косвенно, предполагавшие, что в капитализме были сильные слабости, а в социализме были сильные стороны». Она пыталась решать гуманитарные вопросы, отдавая предпочтение идеям феминизма.[28] Это очевидно в её любительской пьесе «In Search of Aphra», о которой она сказала, что не писала пьесу как сознательно феминистскую работу. Вместо этого она почувствовала несправедливость по отношению к главной героине и написала произведение с гуманитарной точки зрения.[29] Новый Театр все ещё работает по сей день.

Поздние годы и смерть

Вторая волна феминизма и повышение количества исследований посвященным женщинам в университетах Австралии в 1980-х годах, которые часто пересматривали историю женщин, стали свидетелями растущего признания работы и карьеры Брэнд в Австралии. Хотя ни одна из её пьес никогда не была профессионально поставлена в Австралии, в знак признания её важного вклада в театр в Австралии, Кристина М. Тилли предприняла подробное исследование, в 1981 году, пьес Брэнд и её политической активности. Тилли собрала много сценариев и деталей их создания, и в результате её работы многие оригинальные рукописи и письма Брэнд теперь хранятся в библиотеке Фрайер в Университете Квинсленда, Брисбен.

Мона Брэнд умерла в Сиднее 1 августа 2007 года.[30][31]

Примечания

  1. БРЭНД [Brand Мона Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский - М.: Советская энциклопедия, 1961.]. Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 23 января 2020 года.
  2. Enough Blue Sky: the autobiography of Mona Brand... an unknown well-known writer (англ.).
  3. Anderson, Hugh. Len Fox alive and kicking (неопр.) // The Australian Association for Maritime History. — 2001. — June. Архивировано 9 апреля 2013 года.
  4. Tilley, Christine M. Mona Brand: A Checklist, 1935-1980 (англ.) // Australian Literary Studies[англ.] : journal. — February 1981. — Vol. 10. — P. 117—127, 118.
  5. AustLit http://www.austlit.edu.au/run?ex=ShowWork&workId=C%235R]
  6. Moore, Nicole. Art Makes the World (неопр.) // Overland. — 2007. — 1 December. — С. 93—94.
  7. Brand. Enough Blue Sky (неопр.). — С. 14—15, 18—19, 65—66.
  8. Brand. Enough Blue Sky (неопр.). — С. 67.
  9. Deacon, Vera. Farewell to Leonard Phillips Fox (неопр.) // The Hummer. — Australian Society for the Study of Labour History. — Т. 4.
  10. Overington. Gallery rejects $400K from Communists, The Australian, News Limited (29 марта 2010).
  11. New Theatre, The New Years 1932- (Sydney: University Publishing Service, University of Sydney, 2007):58.
  12. Brand, Enough Blue Sky, IV
  13. Brand, Mona, Here Comes Kisch, (Montmorency, Victoria, Yackandanda Playscripts, 1983).
  14. Brand, Mona, Here Under Heaven: Three plays: Barbara, Our 'dear' relations, Here under Heaven, (Sydney, Wentworth Press, 1969).
  15. Brand, Mona, Plays, (Moscow, Progress Publishers, 1965).
  16. Brand, Here under Heaven : Three plays.
  17. J. Holder, Comrades Up the Cross — Len Fox. http://www.crossart.com.au/L_fox.html Архивировано 13 мая 2013 года.
  18. Holder, Jo. Comrades up the Cross: Len Fox (недоступная ссылка). Kings Cross Arts Festival. The Cross Art Projects. Дата обращения: 19 июля 2013. Архивировано 13 мая 2013 года.
  19. Brand, Mona. The sometimes true story of ASIO, the cold war and me, The Sydney Morning Herald (12 декабря 2002). Архивировано 23 ноября 2008 года. Дата обращения 17 июля 2013.
  20. Tilley. Mona Brand (неопр.).
  21. Australian Drama 1920—1955, (Papers presented to a conference on Australian drama, University of New England, Armidale, 1-4 September 1984).
  22. http://www.austlit.edu.au/run?ex=ShowWork&workId=CUHS Архивировано 14 марта 2011 года. AustLit entry
  23. Tompkins and Holledge, Performing Women/Performing Feminisms, 111.
  24. Pfisterer, Susan and Carolyn Pickett, Playing with ideas: Australian Women Playwrights from the suffragettes to the sixties, (Currency Press Pty Ltd, 1999).
  25. Leslie Rees, Foreword, in Enough Blue Sky, I—V
  26. Australian Drama 1920—1955, 9-12
  27. Tilley, Mona Brand, 117—127.
  28. Pfisterer and Pickett, Playing with Ideas, 169-82.
  29. Tompkins and Holledge, Performing Women/Performing Feminisms, 113.
  30. Moore, Nicole. 'Art Makes the World.' Overland Issue 189 (2007): 93-94.
  31. Hay, Ashley. 'Mona Brand, 1915—2007.' Sydney Pen Magazine (June 2008): 44

Ссылки