Ми-34
Ми-34 | |
---|---|
Тип | лёгкий многоцелевой вертолёт |
Разработчик | ОКБ М. Л. Миля |
Производитель |
МВЗ ААК Прогресс |
Первый полёт | 17 ноября 1986 года |
Эксплуатанты | ВВС Нигерии (бывший) |
Годы производства | 1986 — 2011 |
Единиц произведено | 27[1] |
Ми-34 (по кодификации НАТО: Hermit — «Отшельник») — лёгкий многоцелевой вертолёт.
История
Вертолёт разрабатывался по заказу ДОСААФ в качестве лёгкого учебно-спортивного вертолёта для замены использовавшихся для этих целей вертолётов Ми-1 и Ми-2. Производство планировалось развернуть на Закарпатском машиностроительном заводе в посёлке Дубовое, где была выполнена технологическая подготовка производства, изготовлена оснастка, освоена технология[2]. Однако из-за распада СССР закарпатское предприятие передало только одну экспериментальную машину в КБ Миля и на этом программа производства была закрыта[3].
Было начато производство вертолётов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ.
Первый опытный вертолёт Ми-34 совершил первый полёт 17 ноября 1986 года (лётчик-испытатель Б. В. Савинов).
15 октября 2024 года совершил первый полёт в режиме висения вертолёт Ми-34М1, оснащенный новым ТВД ВК-650В.[4]
Ми-34С1
20 февраля 2011 года информагентство «Интерфакс-АВН», ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, объявило о том, что холдинг «Вертолёты России» завершает строительство вертолёта Ми-34С1 и ведёт разработку новой модификации этой машины. Согласно заявлению, первый полёт Ми-34С1 планируется на май-июнь 2011 года, после чего начнутся его лётные испытания (собираемый второй экземпляр также будет подключён к лётным испытаниям). Заводские испытания Ми-34С1 должны завершиться также в 2011 году, после чего для сертификационных испытаний будет проведено порядка 130—150 полётов[5]. В начале марта 2011 года вертолёт был представлен на авиационной выставке Heli Expo, проходящей в Орландо, США[6].
В качестве одной из главных доработок Ми-34С1 называется замена двигателя М-14 на новый, более мощный поршневой двигатель М-14В26В1, а также замена авионики. Поставка первого двигателя М-14В26В1 производства Воронежского ОКБ моторостроения запланирована на март 2011 года, второго — на апрель—май 2011 года[5].
В августе 2011 года Ми-34С1 был представ лен публике на авиасалоне МАКС.
В 2012 году проект лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 закрыт[7]. Возможной причиной является неконкурентоспособность Ми-34 с основным конкурентом на российском рынке лёгких вертолётов, Robinson R44 [8].
В 2020 году в Перми напротив предприятия «Редуктор-ПМ» был установлен на постамент один вертолет Ми-34[9].
Участие в спортивных соревнованиях
С 22 июня по 7 июля 2007 года российская команда по вертолётному спорту HeliRussia Team в составе Михаила и Юрия Казачковых при поддержке ОПК «Оборонпром» и холдинга «Вертолёты России» подготовила и провела уникальное европейское турне: впервые в истории российские спортсмены выступили на вертолёте Ми-34С (RF-67739) и заняли призовые места в национальных чемпионатах трёх европейских стран: Великобритании, Италии и Франции[10].
Модификации
Ми-34 | Базовая модификация с двигателем М-14В26В. |
Ми-34ВАЗ | Опытный вертолёт с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-426. Переоборудован из ранее выпущенного Ми-34. |
Ми-34П | |
Ми-34C | Модификация, оборудованная в соответствии с сертификационными требованиями эквивалентными АП-27 (FAR-27). |
Ми-34С1 | С двигателем М-9ФВ, 420 л.с., 500 моточасов до ремонта. |
Ми-34М1 | С новым турбовинтовым двигателем ВК-650В. Первый полёт в режиме висения 15 октября 2024 года. |
Для улучшения лётных характеристик рассматривалась установка на вертолёт ряда отечественных и зарубежных двигателей. Также на базе Ми-34 предлагалось создать беспилотный летательный аппарат (Ми-34БП)[11].
Лётно-технические характеристики (Ми-34С)
Источник данных: РЛЭ Ми-34С[12]
- Технические характеристики
- Экипаж: 1-2
- Пассажировместимость: 2-3
- Длина: 8,851 м (без учёта несущего и рулевого винтов)
- Диаметр несущего винта: 10,0 м
- Диаметр рулевого винта: 1,48 м
- Высота: 2,75 м (по втулке несущего винта)
- Масса снаряжённого: 1137 кг
- Максимальная взлётная масса: 1450 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 131 кг
- Силовая установка: 1 × ПД М-14В26В/М-9ФВ
- Мощность двигателей: 1 × 325 л.с./365 л.с.
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 200 км/ч (при полётной массе более 1350 кг)
- Крейсерская скорость: 155 км/ч (при полётной массе более 1350 кг)
- Практическая дальность: 349 км
- Практический потолок: 4000 м (при взлётной массе 1280 кг)
- Статический потолок: 900 м
Сравнение современных гражданский вертолётов КБ Камова и Миля
Ка-226 | Ми-2 | Ансат | Ми-34С1 | Robinson R44 | |
---|---|---|---|---|---|
Экипаж | 1-2 | 1 | 1-2 | 1-2 | 1 |
Пассажировместимость (чел) | 4-7 | 10 | 7 | 2-3 | 3 |
Грузоподъёмность/ на внешней подвеске, кг | 1 000 | 800 | 1235 | 400 | 380 |
Максимальная взлётная масса, кг | 3 400 | 3 700 | 3 600 | 1 450 | 1089 |
Силовая установка | ГТ 2 × Arrius 2G1 | 2 × ГТД ГТД-350 | 2 × ТВД Pratt & Whitney РW-207K | 1 × ПД М-14В26В/(М-9ФВ) | 1 × Lycoming O-540 или IO-540 |
Мощность двигателей, л. с. | 580 л. с | 2 × 400 (298 квт) | 2 × 630 | 1 × 325 (365) | 1 × 260 |
Крейсерская скорость, км/ч | 195 | 190 | 250 | 155 | 210 |
Практическая/перегоночная дальность, км | 600 | 360/620 | 460/525 | 350 | 650 |
Статический/Динамический потолок, м | 4100/5700 | 2000/4050 | 2530/5500 | 3200/6100 | 1500/4250 |
Эксплуатанты
По состоянию на 27 февраля 2013 года[1]
- ОКБ М. Л. Миля — 2 опытных вертолёта модификации Ми-34С1.
- 2 вертолёта Ми-34С, зарегистрированные на частные лица.
- Неназываемая новозеландская компания приобрела в 2013 году шесть вертолётов Ми-34С из наличия ВВС Нигерии. Все поставлены в декабре 2013 года. Из них четыре проходят ремонт на предприятии авиаремонтной компании Heli Maintenance, один был разобран на запчасти, а судьба ещё одного повреждённого вертолёта не определена[13]
Бывшие эксплуатанты
- Главное управление внутренних дел Москвы — 2 Ми-34
- Башкирские авиалинии — 5 Ми-34С
- Авиаслужба ГУВД Алматы — в 2003 году 2 вертолёта Ми-34С были куплены для авиаслужбы ГУВД Алматы, но из-за слабой мощности двигателей и, вследствие этого, малой высотности вертолётов, эксплуатация была прекращена[14].
- ВВС Нигерии — всего в Нигерию в 2001—2002 годах было поставлено 9 вертолётов Ми-34С, которые планировалось использовать в качестве учебных машин для пилотов, летающих на Ми-35П. Но в ходе эксплуатации обнаружился низкий ресурс редуктора несущего винта (300 часов вместо заявленных при продаже 1,5 тысячи) и по выработке ресурса эксплуатация была прекращена[15].
- ВВС Боснии и Герцеговины — 1 Ми-34, приобретённый для обучения пилотов в конце 90-х годов.
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
27.02.1989 | 01 | Чкаловский, Щёлково | 1/н. д. | Разбился во время испытательного полёта при неблагоприятных погодных условиях из-за конструктивных недоработок. Погиб лётчик-испытатель Б. В. Савинов[16]. |
12.07.2008 | YR-XFC | Возле города Мошонмадьяровар | 0/4 | Во время полёта задел ЛЭП и упал в реку Дунай. На борту находились пилот и три пассажира[17]. |
См. также
- КТ-112
- АК-1-3
- Skyline SL-222
- Robinson R44
- Bell 206
- Cicaré CH-14 Aguilucho
- Enstrom F-28
- Hughes 500
- Hughes OH-6 Cayuse
- Robinson R66
- Aérospatiale AS.350 Écureuil
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Реестр вертолётов типа Миль Ми-34 . russianplanes.net. Дата обращения: 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- ↑ А. Россихин, Н. Безкоровайный, А. Гусева. Какие вертолёты необходимы Украине? . Авиация общего назначения (октябрь 1999). Дата обращения: 8 мая 2014. Архивировано 8 мая 2014 года.
- ↑ К взлёту готов! Единственный в стране государственный производитель вертолётов встал на путь банкротства . DsNews (1 сентября 2008). Дата обращения: 8 мая 2014. Архивировано 8 мая 2014 года.
- ↑ Состоялся первый испытательный полет лёгкого вертолёта Ми-34М1
- ↑ 5,0 5,1 Лётные испытания вертолёта Ми-34С1 начнутся летом этого года (рус.)
- ↑ Российский вертолёт Ми-34С1 представлен в США (рус.)
- ↑ Минпромторговли решило объединить КБ «Камов» и КБ «Миль» Архивная копия от 5 ноября 2012 на Wayback Machine, Вертолёты России, 27.09.2012
- ↑ Игорь Лот. Исчезновение проекта МИ-34 . Агентство Новостей Подмосковья. Дата обращения: 5 февраля 2014. Архивировано 5 февраля 2014 года.
- ↑ Где в Перми стоит вертолет Ми-34? (рус.) ?. PermLife.ru (12 декабря 2020). Дата обращения: 12 декабря 2020. Архивировано 3 марта 2021 года.
- ↑ Ирина Иванова. Русский «Отшельник» осваивает Европу // Вертолётная индустрия : журнал. — 2007. — № 8. — С. 4-8. Архивировано 8 февраля 2013 года.
- ↑ Ми-34 — теперь без пилота // Взлёт : журнал. — 2008. — № 3. — С. 5. — ISSN 1819-1754. Архивировано 8 февраля 2013 года.
- ↑ Ми-34С. Руководство по лётной эксплуатации . Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
- ↑ Nigerian Air Force Mi-34s to fly again – in New Zealand . Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
- ↑ Елена Яфязова. От винта! . Gazeta.kz. Дата обращения: 27 февраля 2013. Архивировано 10 марта 2013 года.
- ↑ ВВС Нигерии решили продать российские вертолёты Ми-34 . РИА Новости (26 июля 2011). Дата обращения: 27 февраля 2013. Архивировано 10 марта 2013 года.
- ↑ Карточка ЛА . russianplanes.net. Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- ↑ Csak a farokrészét tudták kiemelni a Dunába zuhant gépnek (венг.). Index.hu (13 июля 2008). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
Литература
- Шунков В. Н. Многоцелевой вертолёт Ми-34 // Боевые вертолёты. — Минск: Харвест, 1998. — С. 179—184. — 432 с. — (Военная техника). — ISBN 985-433-277-2.