Мишель, Джустина Ренье
Джустина Ренье Мишель | |
---|---|
Джустина Ренье Мишель (итал. Giustina Renier Michiel; 1755—1832) — венецианская аристократка, игравшая важную роль в интеллектуальной и общественной жизни Венеции[1].
Ранние годы
Джустина родилась 14 октября 1755 года в Венеции в семье Андреа Ренье, сына предпоследнего венецианского дожа Паоло Ренье и Сесилии Манин, сестры Людовико, последнего дожа[1]. В возрасте трёх лет Джустину отправили в монастырь монахинь-капуцинок в Тревизо, где она изучала английский и французский языки, музыку, искусство, математику и естествознание[2]. Её вернули обратно в Венецию в возрасте девяти лет и устроили в элитную школу-интернат, которую содержала француженка[2], считавшейся очень начитанной и обладавшей свободным умом[2].
Замужество
25 октября 1775 года, в возрасте 20 лет, Джустина вышла замуж за Марка Антонио Мишеля[3]. Вскоре они отправились вслед за её отцом в Рим, где тот был назначен венецианским послом при римском папе Пие VI[3]. Хотя Джустина пробыла там всего один год, она произвела глубокое впечатление на римское общество и получила прозвище Венецианской Венеры (Venerina Veneziana) . В 1776 году, во время своего пребывания в Риме, она родила дочь Елену[3]. В течение следующих двух лет на свет появились ещё две её дочери — Сесилия и Кьяра, умершая в возрасте 10 лет[3]. Джустина зачастую оставалась одна со своими детьми, когда её муж путешествовал[3]. Это делало её несчастной и в конечном итоге она развелась со своим мужем 4 августа 1784 года, что позволило ей вновь окунуться в общественную жизнь, что ранее не одобрял её муж[3].
Когда она вернулась из своего годичного пребывания в Риме, брат её отца был избран дожем. Поскольку люди отказались принять его жену Маргариту Дельмаз, танцовщицу, в качестве догарессы[2], Джустине пришлось играть эту роль в случае необходимости. Она исполняла её на всех официальных церемониях в период с 1779 по 1789 год, при этом уделяла время своим интеллектуальным увлечениям и содержала литературный салон[3].
Салон
Салон Джустины Ренье Мишель считался одним из двух самых модных салонов Венеции, вторым был салон её подруги Изабеллы Теоточи[4]. В её салоне поддерживался особый венецианский дух, а его частыми посетителями были такие известные литературные деятели, как Ипполито Пиндемонте, Марина Керини Бензон, Уго Фосколо, Джустиниана Уинн (графиня Розенберг), а также мадам де Сталь и лорд Байрон[3]. Она способствовала установлению связей между своими гостями, знакомя учёных друг с другом, поддерживала общение и интеллектуальные беседы[3]. Её салон был отмечен не только интеллектуальными беседами и занятиями, но и служил хорошим местом отдыха. Витторио Маламани рассказывал, что его гости часто приходили за полночь после окончания театральных спектаклей чтобы обсудить только что увиденное и поиграть в «светские игры»[3].
Когда Наполеон I занял Венецию, Джустина закрыла свой салон и в течение следующих десяти лет занималась изучением ботаники и публикацией своих переводов Шекспира[3]. Она перевела с английского на итальянский язык «Отелло» и «Макбет» в 1798 году, а также «Кориолана» в 1800 году[5].
Писательская деятельность
В это же время она также начала свою монументальный труд, изданный в шести томах, Le origine delle feste veneziane[6]. Эта книга представляла собой тщательное исследование и подробный обзор венецианских фестивалей, мифов и общественных ритуалов[6]. Это собрание сведений о венецианских традициях являлось одним из способов, которым она пыталась защитить Венецию и её историю[2]: «Похоже, она считала своим долгом не допустить, чтобы что-либо потревожило призрак исчезнувшей республики»[2].
Поздние годы
В итоге Джустина вновь открыла свой салон и содержала его вплоть до самой смерти. Она покровительствовала Антонио Канове и переписывалась с Франсуа Шатобрианом[7]. Она написала много писем, многие из которых были адресованы её племяннице Адриане Дзаннини, Марку Антонио Мишели, графине Марине Бенети Чиччапони и многим другим[3]. В поздние годы ей пришлось носить слуховую трубку[8][2]. Джустина умерла 6 апреля 1832 года в окружении друзей и внуков в возрасте 77 лет.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Panizza, Letizia. A History of Women's Writing in Italy. — Cambridge University Press, 2000. — P. 325. — ISBN 0521578132. Архивная копия от 7 апреля 2022 на Wayback Machine
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Crawford, F. Marion. Venice, the Place And the People: Salve Venetia; Gleanings From Venetian History. — Macmillan, 1909. — P. 254.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Dalton, Susan. Engendering the Republic of Letters: Reconnecting Public and Private Spheres in Eighteenth-Century Europe. — McGill-Queen's Press - MQUP, 2004. — ISBN 0773571523. Архивная копия от 7 апреля 2022 на Wayback Machine
- ↑ Molmenti, Pompeo. Venice, Its Individual Growth From the Earliest Beginnings to the Fall of the Republic: by Pompeo Molmenti; Tr. by Horatio F. Brown. — London : J. Murray, August 1906. — P. 147.
- ↑ Pellegrini (December 1957). «The Roman Plays of Shakespeare in Italy». Italica 34 (4). doi:10.2307/477668.
- ↑ 6,0 6,1 Muir, Edward. Civic Ritual in Renaissance Venice. — Princeton University Press. — P. 61. — ISBN 0691102007.
- ↑ Fletcher (October 1981). «Marcantonio Michiel, 'che ha veduto assai'». The Burlington Magazine 123 (943): 602–609.
- ↑ Hale, S. Josepha Buell. Woman's record, or, Sketches of all distinguished women: from the creation to A.D. 1854 : arranged in four eras : with selections from female writers of every age. — New York : Harper & Bros., 1855. — P. 428.