Министерство путей сообщения Российской Федерации
Министерство путей сообщения Российской Федерации | |
---|---|
сокращённо — МПС России | |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Дата создания | 20 января 1992 года |
Предшественники | Министерство путей сообщения СССР |
Дата упразднения | 2004 |
Заменено на |
Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
Руководство | |
Подчинено | Правительство Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство | Правительство Российской Федерации |
Сайт | www.mps.ru (в Архиве Интернета, 2003) |
Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) — федеральное министерство, в 1992—2004 осуществлявшее управление в области железнодорожного транспорта. Согласно плану реформирования отрасли в 2003 году имущество (в большей части) было передано в созданное ОАО «Российские железные дороги», а в 2004 году министерство было упразднено.
История
МПС России образовано 20 января 1992 года[1]. Министерству были переданы все структуры, системы управления, предприятия, учреждения и организации МПС СССР, расположенные на территории Российской Федерации, а также находившиеся за рубежом. 7 апреля 1992 была установлена окончательная структура центрального аппарата МПС России[2][3].
В 1998 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.
В апреле 2003 года в структуре МПС России создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России), а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны — 17 филиалов указанного предприятия. Предприятие не финансировалось из Федерального бюджета Российской Федерации, оказывая услуги на договорной основе[4]. В июне 2003 г. ФГП ВО МПС России была передана часть имущества железных дорог[5].
30 сентября 2003 года президентом ОАО «Российские железные дороги» Геннадием Фадеевым, и. о. министра путей сообщения Вадимом Морозовым и первым заместителем министра — статс-секретарём Министерства имущественных отношений Российской Федерации Александром Браверманом был подписан Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Российские железные дороги». Балансовая стоимость передаваемого имущества составила 1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей[6]. Подписанием этого документа завершился первый этап реформирования железнодорожной отрасли. ОАО «Российские железные дороги» с 00 часов 1 октября 2003 года приняло на себя управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте и всю хозяйственную деятельность отрасли (кроме охраны объектов и грузов, тушения пожаров)[7].
МПС России упразднено 9 марта 2004 года[8]. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Министры путей сообщения Российской Федерации
- 20 января 1992 — 9 августа 1996 Фадеев, Геннадий Матвеевич (род. 1937)
- 14 августа 1996 — 14 апреля 1997 Зайцев, Анатолий Александрович (1940—2022)
- 14 апреля 1997 — 21 мая 1999 Аксёненко, Николай Емельянович (1949—2005)
- 29 мая — 16 сентября 1999 Старостенко, Владимир Иванович (1948—2017)
- 16 сентября 1999 — 3 января 2002 Аксёненко, Николай Емельянович (1949—2005)
- 4 января 2002 — 22 сентября 2003 Фадеев, Геннадий Матвеевич (род. 1937)
- 7 октября 2003 — 24 февраля 2004 Морозов, Вадим Николаевич (1954—2021)
Примечания
- ↑ Указ Президента РФ от 20.01.1992 № 28 «Об образовании Министерства путей сообщения Российской Федерации» . Дата обращения: 23 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.1992 № 203 «Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации» . Дата обращения: 23 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Указание МПС России от 07.04.1992 № 63у «О структуре центрального аппарата МПС России»
- ↑ Распоряжение МПС России от 30.01.2003 № 109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации»
- ↑ Указание МПС России от 19 июня 2003 года № Н-611у «О передаче имущества на баланс федерального государственного предприятия „Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации“»
- ↑ С учётом инфляции на 2012 год эта сумма эквивалентна 3,9 триллионам рублей.
- ↑ МПС России | Новости реформирования
- ↑ Указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . Дата обращения: 23 ноября 2017. Архивировано 6 октября 2017 года.
Ссылки
- Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества „Российские железные дороги“»
- Официальный сайт Министерства Путей Сообщения РФ (в Архиве Интернета, 2003)
- История Министерства путей сообщения
- Новости реформирования — МПС России
- СМИ о реформе — МПС России