Микунь (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Микунь
Котлас — Микунь
Микунь — Сосногорск
Микунь — Вендинга
Микунь — Сыктывкар
Северная железная дорога
62°21′35″ с. ш. 50°04′30″ в. д.HGЯO
ДЦС ДЦС-4 Сольвычегодский
Регион ж. д. Сольвычегодский
Оператор ОАО «Российские железные дороги»
Дата открытия 1942 год[1]
Проектное название Водораздельная
Тип пассажирско-грузовая
Характер работы участковая
Классность 1
Количество платформ 2
Количество путей 19
Тип платформ боковая и островная
Форма платформ прямая
Прилегающие перегоны Вездино — Микунь (2),
Микунь — Чуб (2),
Микунь — Микунь II (1),
Микунь — Разъезд 14 км (1)
Выход к Привокзальная пл.
ул. Дзержинского
ул. Советская
Расположение г. Микунь, Республика Коми
Расстояние до Москвы 1314,5 км Яндекс.Расписания
Код станции 282407[2]
Код в «Экспресс-3» 2010210[3]

Ми́кунь — узловая железнодорожная станция Сольвычегодский региона Северной железной дороги. Находится в городе Микуни республики Коми. По основному характеру работы является участковой, по объёму работы отнесена к 1 классу. Входит в Сольвычегодский центр организации работы станций ДЦС-4 Северной дирекции управления движением.

Станция названа по городу, в котором расположена. Неэлектрифицирована.

Станция расположена на участках обслуживания Микуньской дистанции инфраструктуры ИЧ Микунь, Сосногорской дистанции энергоснабжения ЭЧ-7.

Вокзал станции Микунь входит в Северную региональную дирекцию железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «Российские железные дороги».

История

На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 28 октября 1937 года № 1952—343, началось строительство железнодорожной магистрали через населённые пункты Коноша — Вельск — Котлас — Княжпогост — Чибью (ныне Ухта) — Кожва — Воркута. Экспедиция под руководством П. Н. Ещенко из Харьковского отделения института «Союзтранспроект» в декабре 1936 года провела в районе будущей стройки на участке Айкино-Княжпогост изыскательские работы, отметив, что в районе Шежамских болот на водоразделе между речками Чуб и Шежамка необходимо построить железнодорожную станцию. Предварительное название она получила «Водораздельная». Это и положило основу будущей станции Микунь[4].

Сама станция Микунь (название перенесено от названия деревни Микунь Айкинского сельсовета, где находилась изыскательская партия по проектированию Северо-Печорской железной дороги) выросла из станции Водораздельная, которая возникла в 1937 году и где находилась так называемая подкомандировка № 19 (лагерь заключённых). В 1938 году, когда началась регистрация вновь образованных железнодорожных станций Северо-Печорской магистрали, то на месте станции Водораздельной была зарегистрирована станция Микунь с тремя железнодорожными путями[4].

В 1939 году было открыто сквозное рабочее движение от Айкино до Ухты, через станцию Шежам, Микунь. Станция Микунь стала работать как раздельный пункт. В этот период путевое развитие станции составляло 3 пути[4].

28 декабря 1941 года из Воркуты через станцию Микунь прошёл первый эшелон с углем для блокадного Ленинграда, но не дошёл до места назначения, так как там шли бои, и поезд был отправлен в Москву[4].

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 г.г.) станция Микунь приобрела важное стратегическое значение: через станцию Микунь проходили эшелоны с углем, нефтью, одеждой для бойцов[4].

Поселок быстро стал развиваться в связи с тем, что, начиная с 1942 года, Микунь становится участковой станцией. Создание участковых станций было связано, прежде всего, с условиями работы паровозов. Существовало раньше такое понятие, как паровозная тяга (расстояние между станциями, на которое хватало воды и топлива для паровозов, это расстояние в 130—150 километров), под которые и строились специальные участковые станции, где паровозы могли заправиться водой и топливом. Такой станцией и стала станция Микунь, где имелись запасы природной воды. Сюда постепенно переходят все железнодорожные организации со станции Княжпогост[4].

В 1942 году произошла передислокация в Микунь путевой части-9, в том же году открылось агентство связи на станции Микунь[4].

В августе 1945 года железнодорожное училище № 1 со станции Княжпогост переведено на станцию Микунь[4].

В 1945 году было сдано в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала[4].

Паровоз-памятник «Лебедянка» Л-5218

1 сентября 1947 года со станции Княжпогост переведено на станцию Микунь локомотивное депо, осенью этого же года с Княжпогоста переведена и дистанция сигнализации и связи, а в 1948 году переведён пункт технического обслуживания вагонов[4].

Оформление станции Микунь завершилось в 1948 году, когда в Микуни открывается 4-е отделение Северо-Печорской железной дороги (ликвидировано в 1959 году в связи с объединением Северной и Северо-Печорской железных дорог)[4].

В 1957 году начато строительство железнодорожной ветки Кослан — Микунь. Станция Микунь превращалась в крупнейшую узловую станцию Республики Коми[4].

Январь 1958 года началось строительство железной дороги Микунь — Сыктывкар, а 22 января 1961 года в Сыктывкар прибывает первый пассажирский поезд со станции Микунь[5].

Паровоз-памятник «Лебедянка» Л-5218 установлен на привокзальной площади Микуни. Локомотив выпустили в 1955 году, а через 10 лет, когда в Микуни все паровозы заменили тепловозами, этот паровоз, работающий на мазуте, поставили в депо. В августе 2006 года ко Дню железнодорожника локомотив установили на постамент. Идея установки памятника принадлежала бывшему кочегару и машинисту[6].

Пригородное сообщение

Станция является конечной для пригородных поездов Микунь — Мадмас (1 пара поездов в сутки).

Дальнее сообщение

По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Тепловоз ТЭП70-0466 с поездом Москва — Сыктывкар прибывает на станцию
Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
21 "Полярная стрела" ЛабытнангиМосква 22 "Полярная стрела" МоскваЛабытнанги
34 "Сыктывкар" Москва — Сыктывкар 33 "Сыктывкар" Сыктывкар — Москва
41 "Воркута" ВоркутаМосква 42 "Воркута" МоскваВоркута
53 Усинск — Сыктывкар 54 Сыктывкар — Усинск
77 ВоркутаСанкт-Петербург 78 Санкт-ПетербургВоркута
89 ВоркутаНижний Новгород 90 Нижний НовгородВоркута
97 МикуньСанкт-Петербург 98 Санкт-ПетербургМикунь
303 Усинск — Сыктывкар 304 Сыктывкар — Усинск
305 Усинск — Сыктывкар 306 Сыктывкар — Усинск
309 ВоркутаАдлер 310 АдлерВоркута
311 ВоркутаНовороссийск 312 НовороссийскВоркута
375 ВоркутаМосква 376 МоскваВоркута
677 Кослан — Сыктывкар 678 Сыктывкар — Кослан
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
209 ЛабытнангиМосква 210 МоскваЛабытнанги
257 ПечораАдлер 258 АдлерПечора
267 СосногорскНовороссийск 268 НовороссийскСосногорск
287 ВоркутаБелгород 288 БелгородВоркута
695 МикуньСыктывкар 698 СыктывкарМикунь

Фирменные поезда

Предыдущая станция Фирменные поезда Следующая станция
Низовка
в сторону Москвы
Воркута Княжпогост
в сторону Воркуты
Низовка
в сторону Москвы
Полярная стрела Княжпогост
в сторону Лабытнанги

Инфраструктура

Железнодорожные пути идут от станции в четырёх направлениях: от северной горловины станции на северо-восток (на Сосногорск), на северо-запад (на Кослан), на юго-восток (на Сыктывкар) и от южной горловины станции на юго-запад (на Котлас). Путевое развитие станции насчитывает более 19 путей, не считая путей, относящихся к депо. От станции отходит несколько подъездных путей: к Хлебозаводу ОРС, к МУП «Жилкомхоз», к Усть-Вымскому Жилкомхозу и к ЛП УМГООО «Севергазпром». В восточной части станции находится вагонное депо Микунь ВЧД-14. Также на станции базируются пожарный и восстановительный поезда.

Здание железнодорожного вокзала и две низкие пассажирские платформы, соединённые настилом через пути, находятся в восточной части станции, в здании вокзала имеются билетная касса и зал ожидания. Вокзал имеет выход на Привокзальную площадь, Дзержинского и Советскую улицы. В середине станции находится надземный пешеходный мост над железнодорожными путями, который соединяет западную и восточную части города и имеет выход в западной части — на Печорскую и Новосельскую улицы, в восточной части — на улицу Дзержинского.

Инфраструктура станции Микунь
Здание железнодорожного вокзала Вид в сторону Сосногорска Вид в сторону Котласа Поезд на станции Вид вокзала с привокзальной площади

Прилегающие к станции перегоны

Нечётное направление

  • «Микунь — Вездино», 21,8 км, двухпутный неэлектрифицированный. По I главному пути — односторонняя трёхзначная автоматическая блокировка для движения нечётных поездов; по II главному пути — односторонняя трёхзначная автоматическая блокировка без проходных светофоров для движения чётных поездов. Перегон оборудован устройствами для движения поездов по неправильному пути по сигналам АЛСН.

Чётное направление

Адрес вокзала

  • 169060, Россия, Республика Коми, г. Микунь, ул. Дзержинского, 36

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. Справочник станций РЖД
  3. Единая сетевая разметка. Дата обращения: 2 августа 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Городское поселение «Микунь» (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 августа 2013. Архивировано 18 октября 2014 года.
  5. Хронограф города Сыктывкар. Дата обращения: 15 июля 2022. Архивировано 22 июня 2021 года.
  6. Микуньская «Лебедянка» встречает приезжающих (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 мая 2014. Архивировано 21 мая 2014 года.

Ссылки

Перейти к шаблону «Котлас — Микунь» 
Котлас-Узловой — Микунь
 на Кулой 
 на Сусоловку 
378,5 км
1082,1 км
Котлас-Узловой
377,6 км
Мостозавод
380,6 км
381 км
382,0 км
Котлас-Южный
384,7 км
Большая Слободка
387,0 км
Котлас-Северный
388,9 км
389 км
397,0 км
397 км
1088,8 км
Лименда
398,2 км
1095,1 км
Сольвычегодск
1095,7 км
1096 км
1100,4 км
Пырский
1106,0 км
Ватса
1108,2 км
Низовка
1116,4 км
Черёмуха
1120,0 км
1121 км
1125,0 км
Посна
1129,0 км
1129 км
1133,1 км
Виледь
1141,0 км
1141 км
1145,4 км
Кивер
1153,0 км
1153 км
1157,0 км
1157 км
1162,0 км
Чокур
1165,0 км
1165 км
1169,0 км
1169 км
1174,0 км
1174 км
1177,6 км
Светик
1180,0 км
1180 км
1182,0 км
1182 км
1186,0 км
1186 км
1193,0 км
Слободчиково
1206,5 км
Урдома
1215,2 км
Тыва
1239,2 км
Шиес
1259,3 км
Мадмас
1263,2 км
1264 км
1265,9 км
1266 км
1268,8 км
Межег
1280,0 км
Гам
1292,7 км
Вездино
1306,0 км
Шежам
1314,5 км
Микунь
 на Вендингу 
 на Сыктывкар 
 на Сосногорск 
Перейти к шаблону «Микунь — Инта» 
Микунь — Инта
 В Котлас 
1314,5
Микунь
 на Вендингу 
 на Сыктывкар 
1326,4
Чуб
1355,5
Муська
1365,8
Княжпогост
1389,9
Тракт
1402,9
Весляна
1426,7
Синдор
1447,3
Иоссер
1454,8
Крепежная
1484,9
Чиньяворык
1495,9
Юкарка
1506,5
Тобысь
1540,1
Ярега
1558,1
Ухта
1560,9
Ветлосян
1569,3
Сосногорск
 В Троицко-Печорск 
1572,8
Пожня
1580,0
Катыдведь
1587,5
Синегорская
1592,3
Керки
?
1595 км
1602,5
Виер
1620,0
Вис
1631,0
Айюва
1642,0
Седьвож
1654,9
Малая Пера
1666,0
Лемъю
1678,8
Войвож
1686,5
Ираёль
1696,9
Зеленоборск
1708,0
Рыбница
1720,8
Талый
1732,6
Каджером
1736,0
1736 км
1744,0
Дозмер
1757,0
Ронаёль
1769,0
Чикшино
1776,0
1776 км
1781,0
Каменка
1789,0
1789 км
1791,0
1791 км
1798,0
1798 км
1801,0
1801 км
1805,3
Кожва I
1809,0
1809 км
1810,6
1811 км
1815,0
1815 км
1817,0
1818 км
1818,5
Печора
1831,0
Мишаяг
1842,9
Аранец
1854,0
1855 км
1866,0
0
Сыня
30,0
30 км
53,5
Юкост
79,0
79 км
81,0
81 км
107,4
Усинск
1875,6
Вылью
1887,9
Янью
?
1895 км
1900,1
Джинтуй
1909,8
Изъяю
1919,9
Косью
1925,0
1925 км
1930,2
Охотпост
1944,3
Калякурья
1952,0
1952 км
1956,4
Кожим
1969,3
Чёрный
1983,5
Угольный
1997,8
Инта I
 В Воркуту 
Шаблон:Микунь — Вендинга
Перейти к шаблону «Микунь — Сыктывкар» 
Микунь — Сыктывкар
 на Котлас 
0,0 км
Микунь
 на Вендингу 
 на Сосногорск 
13,3
Разъезд 14 км
?
26 км
28,5
Усть-Вымь
?
35 км
46,1
Разъезд 47 км
?
54 км
59,3
Язель
72,2
Койты
79,0
Эжва
87,2
Човью
95,7
Сыктывкар