Мессия очищает диск

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мессия очищает диск
Жанр Фэнтези
Автор Генри Лайон Олди
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1995

«Мессия очищает диск» — роман Генри Лайона Олди.

Относится к поджанру мифологического фэнтези. Роман построен на материале китайской мифологии[1]. Подобно другим романам Олди в этом поджанре, таким как («Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта», «Чёрный Баламут») классический миф в нём пересматривается, авторы меняют изначальный смысл описанных в нём событий[2]. Интересной особенностью миров Олди, описываемых в этих романах жанра «историческое фэнтези», что описываемые там страны являются закрытыми вселенной, «вырванными из исторических реалий». Так Поднебесная в романе существует в своем собственном замкнутом мире — «номосе» (см., например, «Одиссей, сын Лаэрта») и не имеет контактов со странами за его пределами. Япония и Индокитай — части «номоса» Поднебесной[3].

Действие романа происходит в альтернативном Китае XV века. Действие Закона Кармы в романе сравнивается с работой компьютерной системы.

Награды и премии

  • Премия Ассоциации русскоязычных писателей государства Израиль «За выдающийся вклад в развитие современной русской литературы» (вручена на «Фанконе-97»)[4]

Сюжет

В округе Нинго происходит ряд абсурднейших на первый взгляд преступлений. Обеспокоенный ван округа поручает расследование известному своей дотошностью и неподкупностью судье Бао по прозвищу «Драконова печать». Одновременно монах и по совместительству глава тайной канцелярии вана Бань настойчиво советует судье прекратить расследование. Подозревая заговор монахов Шаолиня против власти ванов и самого императора, Бао продолжает расследование.

Он обращается за помощью к своему другу, даосскому магу Лань Даосину, и под видом соискателя звания «монаха-воителя» отправляет в обитель Шаолинь своего лазутчика Змеёныша Цая.

В это же время в Поднебесной свирепствует болезнь под названием «безумие Будды»: в тело человека вселяются несколько душ умерших людей, приводя человека к безумию и скорой смерти. Лань Даосин советует судье обратиться за советом к владыке загробного царства Янь-вану и сам сопровождает судью в ад.

Судья Бао встречается с Янь-ваном, который в курсе происходящего, но сам не может ничего поделать. Во время разговора с князем ада судья видит две руки, ворующие свитки жизней людей, но оказывается, что их видит только он. Янь-ван делает судье предложение: отныне каждую ночь, заснув, судья будет переноситься в ад, где будет продолжать расследование и следить за руками.

Лазутчик судьи становится иноком Шаолиня. В монастыре он знакомится с загадочным ребёнком по прозвищу Маленький Архат. Внутри Маленького Архата живут две души: ребёнка-аутиста из Китая и русского хакера XX века, погибшего при покушении на его работодателя. Хотя он является «безумцем Будды», он не сходит с ума и не погибает, так как живёт в Шаолине (хакер считает, что это место сравнимо с загрузочным сектором компьютера, где не действуют антивирусные программы). Маленький Архат в одиночку изучает знаменитый шаолиньский Лабиринт манекенов, смертельно опасное место испытания мастерства монахов. Одновременно с ним почти каждую ночь в лабиринт спускается и монастырский повар Фэн. Обладающий фотографической памятью и безупречной логикой, свойственным личности бывшего компьютерного гения, Маленький Архат разоблачает Цая и становится его союзником.

Неожиданно в монастырь возвращается преподобный Бань. Патриарх монастыря посылает его со срочным делом в Бэйцзин. Бань просит в сопровождающие самого молодого и безобидного инока. Выбор падает на Змеёныша.

Между тем, с изначальной личностью Маленького Архата (ребёнком) случается просветление, что является в некотором роде «подключением» к Закону Кармы напрямую. Система, как называет её бывший хакер, делает его частью «антивирусной программы».

В Нинго начинается восстание, судья Бао попадает в тюрьму. В Бэйцзине новый император приказывает казнить всех монахов тайной канцелярии и готовит армию к походу на Шаолинь. Остаётся в живых лишь Бань — его захватили позже всех и хотят допросить. Маленький Архат спасает судью, а Змеёныш — Баня. Все они вместе с Ланем Даосином возвращаются в Шаолинь. Сложив вместе известную им информацию, они понимают, кто является вирусом, поразившим Поднебесную — монастырский повар Фэн, вернее, его любовь к родине, оказавшаяся источником нарушений Закона Кармы. Лань Даосин сообщает, что их мир на грани гибели (компьютерный гений называет это форматированием диска, сравнимым с Армагеддоном).

Друзья находят Фэна в Лабиринте. Змеёныш наносит Фэну смертельный удар, но это не спасает положение. Маленький Архат понимает, что необходимо «мягкое» очищение диска — с помощью мессии, который примет на себя грехи мира и умрёт. Но Поднебесной чужды идеи мессианства и спутники не понимают Маленького Архата. Его первая личность готова взять на себя страшную обязанность, но его опережает Фэн, добровольно своей гибелью исправив содеянное им же.

Герои

  • Судья Бао — судья из Нинго, опытный следователь, чиновник третьего ранга. Полный мужчина средних лет. Известен своей честностью, ему также свойственны смелость и ум.
  • Лань Даосин — даос, друг и советник судьи Бао. Его ровесник, невысокий, тощий и кажущийся смешным человек. На самом деле могущественный маг, ученик небожителя.
  • Змееныш Цай — высококлассный профессиональный лазутчик из семьи профессиональных лазутчиков. Агент судьи Бао. Выглядит как юноша, хотя ему примерно сорок лет.
  • Преподобный Бань — сэн-бин, монах-воитель, один из лучших мастеров Шаолиня.
  • Маленький Архат — ребёнок-монах из Шаолиня, обладатель двух душ: ребёнка-аутиста Поднебесной XV века и русского компьютерного гения из XX века.
  • Повар Фэн — полубезумный повар из Шаолиня.

Примечания

  1. Святослав Логинов. Русское фэнтези — новая золушка // Империя. — 1998. — Январь (№ 1). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  2. Борис Невский. Старая сказка на новый лад. Мифологическая фантастика // Мир фантастики. — 2007. — Январь (№ 41). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  3. Максим Дворак. «Ключи к китайскому номосу». Эссе на базе дипломной работы «Специфика конфликта и жанра романа Г. Л. Олди «Мессия очищает диск» (2012). Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  4. Журнал «Если», 1997, стр. 136

Ссылки