Дорога (повесть)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дорога
Жанр Фэнтези
Автор Генри Лайон Олди
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1992

«Дорога» — повесть в трех книгах харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих под псевдонимом Генри Лайон Олди. В 1995 году книги Г. Л. Олди «Войти в образ» и «Дорога» получили премию «СТАРТ» как «Лучшие дебютные авторские книги фантастики за 1994—1995 годы»[1].

Сюжет

Книга первая — «Право на смерть»

Действие происходит в странном мире, где эклектично переплетены реалии древней Греции, древнего Рима и средневекового Ближнего востока. В этом мире живут два типа людей — простые смертные и бессмертные или просто «бесы». При этом Право на смерть — это то, что отличает высоких от низких, граждан от неграждан. Смертные — граждане, а удел бесов — гладиаторы в цирке или рабский труд в каменоломнях. Бесы абсолютно бессмертны. Даже отрубленная голова возвращается на место спустя несколько секунд.

Периодически в этом мире появляются некие «пустотники», приводящие новые партии бесов. Худшее наказание для беса — поединок с пустотником. Поединки проходят при закрытых дверях и ещё ни один бес не победил, все сходят с ума после такого поединка. Глядя на бессмертное безумие, любой бес отказывается бунтовать против существующих порядков.

В голове у беса Марцелла, одного из лучших гладиаторов, шумит «Зал Ржавой подписи» — полузабытой легенды бесов. Неожиданно к Марцеллу обращается Леда — дочь одного из верховных правителей. На ближайших играх Равноденствия ей предстоит совершить ритуальное самоубийство, но она не хочет умирать — дикий и непонятный в этом мире проступок. Леда просит Марцелла помочь ей скрыться, а служанка Леды предлагает для убежища Мелхский оазис. Это не может ускользнуть от внимания пустотника Даймона, которого тревожит выбор места, так как в оазисе и находится Зал. Даймон встречается с Марцеллом и после поединка рассказывает ему историю возникновения бесов и самого мира, где они живут вечно.

Оказывается, Марцелл да и все бесы — реинкарнации последних людей с Земли, продавших душу дьяволу. Постепенное усложнение и долговечность вещей на Земле привели к тому, что вещи обрели разум, но разум чуждый человеческому. Людей же вещи воспринимали не более чем окружающую среду. Люди вымирали и дичали, и это перестало устраивать дьявола, так как души вещей, видимо, не подходили ему. Дьявол начал заключать с людьми договоры на новых условиях — люди обретали бессмертие в новом мире, на Земле же сформировалась некросфера — зародыш нового ада. Зал — это место, где хранятся договоры с дьяволом.

Книга вторая — «Предтечи»

Вторая книга состоит из семи новелл: «Восьмой круг подземки», «Монстр», «Тигр», «Ничей дом», «Смех Диониса», «Последний» и «Разорванный круг». Новеллы дают представление о том, как в нашем мире вещи постепенно обретали одушевленность. Герой каждой новеллы — либо будущий пустотник, либо «бегущий вещей». Некоторые герои — предыдущие инкарнации Марцелла, «те, которые я».

В конце книги пустотник Даймон коротко рассказывает Марцеллу историю Большой иммиграции. Марцелл узнает, что бесы попали в мир Мидгард продав душу дьяволу. В этом же мире пустотники создали Кодекс веры, запрещающий производить вещи, которые могут длительное или неограниченное время существовать без ухода и поддержки человеком, а также долговечные вещи.

Книга третья — «Вошедшие в Отросток»

С помощью Даймона Марцелл воплощается в одной из своих инкарнаций — Андрее (Анджее) Вольски. Андрей ехал на машине с семьей и другом отдыхать на Чёрное море, не заметил знак «Ремонт дороги» и погиб. В альтернативной реальности Андрей и его пассажиры не погибли, но попали в отросток некросферы, который использовал их тягу к жизни для поддержания собственного существования. В мире, где следствие не соответствует причине, а сама жизнь напоминает плохой театр абсурда, герои в конечном счете попадают в безвыходное положение, и тут проснувшийся в Андрее Марцелл вместо тяги к жизни поражает отросток накопившейся за столетия мечтой о смерти. Стремление к смерти Марцелла убивает отросток и уничтожает мир, где вещи обрели разум, а люди были вынуждены эмигрировать.

Главные герои

  • Марцелл он же Анджей (Андрей) Вольски(й) — бес-гладиатор мира Мидгард (книга «Право на смерть»), обычный человек, ехавший с семьей на Чёрное море, а попавший в отросток некросферы (книга «Вошедшие в отросток»).
  • Даймон — пустотник мира Мидгард.
  • Леда — дочь верховного Архонта мира Мидгард.
  • Зу Акила — служанка Леды.
  • Кастор — старейший из бесов.

Интересные факты

  • Дьявол называет нашу Землю «Малхут», мир, где живут смертные и бесы — «Мидгард». Малхут — низшая из сфер каббалы, Мидгард — мир людей по древнегерманской космогонии. В контексте повести данные названия не несут никакой смысловой нагрузки.
  • Рассказ «Аннабель-Ли» вошел в третью книгу в виде вставки логически завершая историю Большой иммиграции.

Оценки

Василий Владимирский написал, что «Дорога» стала первым подступом соавторов к романам, поиском своего образного языка и стиля, из которых скложилась их более поздняя проза. Ещё они первыми соединили в российской жанровой литературе мотивы и сюжеты англо-американского героического фэнтези и русской литературы Серебряного века, классической драматургии, советской научной фантастики и античного мифа, значительно обогатив возможности российского фэнтези, чем воспользовались многие другие писатели[2].

Примечания

Источники