Международный аэропорт имени Ференца Листа
Международный аэропорт имени Ференца Листа (в прошлом - Международный аэропорт Будапешт Ферихедь) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: BUD – ИКАО: LHBP | ||||||||||
Информация | ||||||||||
Вид аэропорта | гражданский | |||||||||
Страна | Венгрия | |||||||||
Расположение | Будапешт | |||||||||
Оператор | Budapest Ferihegy International Airport Operating Plc. | |||||||||
Высота НУМ | +151 м | |||||||||
Время работы | круглосуточно | |||||||||
Сайт | bud.hu | |||||||||
Карта | ||||||||||
|
||||||||||
Взлётно-посадочные полосы | ||||||||||
|
||||||||||
Статистика (2021) | ||||||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 4 622 882[1] | |||||||||
Годовой грузопоток | 183 363 тонны | |||||||||
Взлётов/Посадок | ▲ 55 197 | |||||||||
Источники: Статистика[2][3] |
Международный аэропорт имени Ференца Листа (венг. Liszt Ferenc Nemzetközi Repülőtér), ранее известный как Аэропорт Ферихедь (венг. Ferihegy) (ИАТА: BUD, ИКАО: LHBP) — международный аэропорт, обслуживающий столицу Венгрии Будапешт, крупнейший из пяти международных аэропортов страны. Аэропорт обслуживает рейсы в Европу, в Азию, на Средний Восток и в Северную Америку. В 2008 году он обслужил 8,4 млн пассажиров. Аэропорт расположен в 16 км к юго-востоку от центра Будапешта.
Аэропорт принимает широкий спектр воздушных судов, включая Boeing 747, Ан-124 и Ан-225, однако основными самолётами в аэропорту являются двухдвигательные самолёты производства Airbus и Boeing, которые совершают рейсы в европейские аэропорты и несколько дальнемагистральных Boeing 767. Аэродром является запасным для самолётов, следующих в Братиславу или Вену.
История
Проектирование и строительство (1939—1944)
Идея строительства в Будапеште нового аэропорта возникла в 1938 году. Для строительства аэропорта был выделен участок на территории трёх административных единиц, Пештсентлёринц-Ракошхедь-Вечеш. Первоначально аэропорт планировался для использования одновременно военной, гражданской и спортивной авиацией. Для гражданской авиации отводилась северо-западная часть лётного поля, для военной — юго-западная. На строительство каждого здания проводился открытый тендер.
В декабре 1939 года по результатам состоявшегося в сентябре тендера лучшим был признан проект Кароя Давида мл. (1903—1973). Автор проекта, причисляемый к основоположникам современной венгерской архитектуры, придал зданию нового терминала форму носа большого самолёта. Строительные работы начались в 1942 году. 16-километровое скоростное шоссе, соединяющее аэропорт с центром города, было построено в 1940—1943 годах. После ряда модернизаций и расширений эта дорога и сегодня продолжает быть основным наземным путём сообщения с аэропортом.
Здания военной авиабазы возводились одновременно с гражданскими зданиями с 1940 года, но в связи с начавшейся войной строительство военной инфраструктуры проводилось ускоренными темпами. Активная эксплуатация аэропорта началась в 1943 году. В военное время строительство сооружений гражданского назначения замедлилось, а к началу 1944 года полностью заморожено. К концу Второй мировой войны большая часть готовых и недостроенных сооружений аэропорта была разрушена или сильно повреждена. В конце 1944 года Будапешт и его аэропорт были заняты советскими войсками.
Реконструкция (1947—1950)
Решение о восстановлении аэропорта для нужд гражданской авиации было принято в 1947 году. На финансирование трёхлетнего плана строительства выделялось 40 млн форинтов. Торжественная церемония открытия восстановленного аэропорта Будапешта и передачи его в эксплуатацию авиакомпании MASZOVLET, предшественницы Malév, состоялась 7 мая 1950 года. В начале своей работы из аэропорта Будапешта выполнялись регулярные рейсы только в страны социалистического лагеря: в Прагу, Бухарест, Варшаву и Софию.
Авиакомпания Malev была учреждена 25 ноября 1954 года. Её первый регулярный рейс за пределы социалистического лагеря состоялся летом 1956 года в Вену. Первой западной авиакомпанией, совершившей рейс в Будапешт, стала KLM Royal Dutch Airlines в 1957 году. В этот период было закончено строительство терминала, а длина ВПП была увеличена до 2500 м для приёма больших самолётов. В конце 1958 года длина ВПП была увеличена до 3010 м, кроме того, была построена рулёжная дорожка D.
1960—1980
В 1960 году количество взлётов-посадок составило 17 133, а пассажирооборот достиг 359 338 пассажиров в год. В это время аэропорт Будапешта был единственным международным аэропортом Венгрии, география пассажирских и грузовых перевозок постоянно расширялась.
В 1965 году был разработан десятилетний план развития аэропорта, по которому осуществлялось строительство и модернизация его инфраструктуры до конца 1970-х. Результатом стало увеличение пропускной способности и появление новых объектов в аэропорту.
В 1974 году пассажирооборот аэропорта Будапешта достиг 1 млн. В связи с быстрым увеличением количества самолётов, пролетающих через Венгрию, было реализовано несколько новых проектов. В 1977 году был построен новый контрольно-диспетчерский пункт и вторая ВПП, параллельная старой, а также техническая база для обслуживания самолётов Malév. Новая ВПП длиной 3707 м была введена в эксплуатацию в сентябре 1983 года.
Новая инфраструктура (1980—2000-е)
В 1980 году количество приземлившихся самолётов достигло 32 642, а пассажиров — 1,78 млн. Рост пассажирооборота вызвал необходимость дальнейшего развития пассажирской инфраструктуры. Было принято решение о строительстве нового терминала. Первый камень в фундамент нового терминала был заложен 16 ноября 1983 года. 1 ноября 1985 года первых пассажиров принял новый, второй пассажирский терминал, его площадь составила 24 тыс. кв. м. В новом терминале стала обслуживаться авиакомпания Malév, за которой последовали Lufthansa, Air France и Swissair. Большой перрон, стоянки самолётов как у терминала, так и удалённые, шесть телетрапов превратили воздушные ворота венгерской столицы в один из самых современных аэропортов того времени. Старый терминал стал именоваться первым терминалом и продолжал принимать самолёты иностранных авиакомпаний. Рядом с аэропортом открылся музей венгерской гражданской авиации Аэропарк.
В 1990 году было зарегистрировано более 40 тыс. взлётов-посадок, а пассажирооборот аэропорта достиг 2,5 млн человек.
Летом 1993 года Malév совершил первый трансатлантический рейс в Нью-Йорк. Развитие авиации в Венгрии не останавливалось, и в аэропорту появлялись новые усовершенствования. По прогнозам роста пассажиропотока, в новом тысячелетии двух терминалов с общей пропускной способностью в 4 млн пассажиров в год будет недостаточно. Строительство терминала 2B началось в 1997 году. Новое здание площадью более 30 тыс. м², куда были переведены иностранные авиакомпании, было введено в эксплуатацию 8 декабря 1998 года. Новый терминал 2В может принимать 3,5 млн пассажиров в год, семь стоянок самолётов находятся непосредственно рядом с терминалом и оборудованы телетрапами, кроме того, есть ещё пять удалённых стоянок.
Приватизация аэропорта
В январе 2002 года начался новый этап в истории аэропорта Будапешта. После ликвидации Директората авиации и аэропортов появились две новые организации: HungaroControl для контроля за авианавигацией и эксплуатант аэропорта Budapest Airport Zrt.
8 декабря 2005 года 75%-ю долю участия в предприятии аэропорта Ферихедь, а также права на эксплуатацию в течение 75 лет за 464,5 млн венгерских форинтов (около 2,1 млн долларов США) приобрела BAA plc.[4]. 6 июня 2007 года BAA уступила свою долю в аэропорту Ферихедь консорциуму немецких аэропортов HOCHTIEF AirPort (HTA)[5].
Переименование
В 2011 году аэропорт Ферихедь был переименован в аэропорт Ференца Листа, в ознаменование 200-летия композитора[6]
Терминалы и назначения
В аэропорту Ференца Листа три главных терминала: 1, 2A и 2B, а также небольшой терминал для авиации общего назначения. Планируется строительство нового грузового терминала. Переход между терминалами 2A и 2B осуществляется пешком. В старый Терминал 1, который находится дальше, ходят автобусы.
30 марта 2008 года все аэропорты Венгрии вошли в Шенгенское соглашение. Все рейсы в страны Шенгена выполняются через Терминал 2A, остальные — 2B. Терминал 1 принимал лоу-кост-перевозчиков, потоки пассажиров в нём были разделены.
Терминал 1
С 1 сентября 2005 года Терминал 1 использовался лоу-кост-авиакомпаниями. Терминал был модернизирован и приведён в соответствие с современными требованиями, однако при этом его здание является одним из лучших образцов архитектурного модернизма не только в Венгрии, но и во всей Европе. Здание Терминала 1 не похоже ни на одно здание аэропорта в мире, оно построено в виде самолёта.[7]
Зоны шенгенских и нешенгенских рейсов разделены стеклом.
- easyJet (Берлин-Шёнефельд, Дортмунд, Женева, Лондон-Гатвик, Лондон-Лутон, Париж-Орли)
- Germanwings (Кёльн/Бонн, Штутгарт)
- Jet2.com (Манчестер)
- Norwegian Air Shuttle (Копенгаген, Осло-Гардермон, Осло-Ригге, Стокгольм-Арланда)
- Ryanair (Бристоль, Дублин, Восточный Мидлендс, Глазго-Прествик, Ливерпуль)
- Wizz Air (Барселона, Брюссель-Шарлеруа, Эйндховен, Гётеборг-Сити, Лондон-Лутон, Мадрид, Мальмё-Стуруп, Милан-Бергамо, Неаполь, Париж-Бове, Рим-Фьюмичино, Стокгольм-Скавста, Тиргу-Муреш, Венеция-Тревизо)
С 22 мая 2012 года Терминал 1 закрыт для пассажиров и не эксплуатируется, все авиарейсы перенесены в терминалы 2A и 2B.[8]
Терминал 2A
Терминал 2A (первоначально Терминал 2, переименован в 1998) был открыт 1 ноября 1985 года, обслуживал рейсы Malév Hungarian Airlines, но с 30 марта 2008 года обслуживает направления в страны Шенгенского договора.
- Air Europa (Мадрид)
- Air France (Париж-Шарль де Голль)
- Air Malta (Мальта)
- Alitalia (Рим-Фьюмичино)
- Austrian Airlines (Вена)
- Brussels Airlines (Брюссель)
- Czech Airlines (Прага)
- Europa Air (Барселона)
- Finnair (Хельсинки)
- LOT Polish Airlines (Брюссель, Варшава, Краков)
- Lufthansa (Франкфурт, Мюнхен)
- Lufthansa Italia (Милан-Мальпенса) [с 2 марта]
- Lufthansa Regional оператор Eurowings (Дюссельдорф)
- Smart Wings (Прага)
- TAP Portugal (Лиссабон)
Терминал 2B
Соединённый с терминалом 2A, он является отдельным терминалом; был открыт 8 декабря 1998 года. Обслуживает направления, входящие и не входящие в Шенгенское соглашение.
- Aer Lingus (Дублин)
- Air Baltic (Рига)
- Air China (Пекин-Столичный)
- Аэрофлот (Москва-Шереметьево-F)
- British Airways (Лондон-Хитроу)
- Belavia (Белград, Минск) [с 16 сентября]
- China Eastern Airlines (Шанхаи-Пудон)
- EgyptAir (Каир) [до 28 марта]
- EgyptAir Express (Каир)
- El Al (Тель-Авив)
- Emirates (Дубай)
- LOT Polish Airlines (Бухарест, Лондон-Сити, Новый-Йорк, Сеул)
- Qatar Airways (Доха)
- Royal Jordanian (Амман)
- Swiss International Air Lines
- Swiss International Air Lines оператор Helvetic Airways (Цюрих)
- Swiss International Air Lines оператор Swiss European Air Lines (Базель/Милюз, Генуя)
- Turkish Airlines (Стамбул-Ататюрк)
- Wizz Air (Астана, Москва-Внуково, Баку)
Грузовые авиакомпании
- ABC-Air Hungary
- Air Bridge Cargo
- Cargolux
- European Air Transport (DHL)
- Farnair Hungary
- FedEx Express
- TNT Airways
- UPS Airlines
- MNG airlines
Статистика
Пассажиропоток | Изменения | Рейсы | Изменения | Грузопоток (тонн) |
Изменения | |
---|---|---|---|---|---|---|
2005 | 8,049,091 | ▲ 24.9% | 126,359 | ▲ 13.1% | 55,519 | ▲ 8.2 % |
2006 | 8,248,650 | ▲ 2.4 % | 126,947 | ▲ 0.5 % | 65,151 | ▲ 17.3% |
2007 | 8,584,071 | ▲ 4.0 % | 124,298 | ▼ 2.1 % | 68,144 | ▲ 4.6 % |
2008 | 8,443,053 | ▼ 1.6 % | 117,876 | ▼ 5.2 % | 73,155 | ▲ 7.3 % |
2009 | 8,084,312 | ▼ 4.1 % | 109,811 | ▼ 6.8 % | 54,355 | ▼ 13.3 % |
2010 | 8,179,406 | ▲ 1.2 % | 105 507 | ▼ 3.9 % | 65,515 | ▲ 20.5 % |
2011 | 8,911,273 | ▲ 9.0 % | 109,949 | ▲ 4.2 % | 106,595 | ▲ 29.0 % |
2012 | 8,493,569 | ▼ 4.7 % | 87,560 | ▼ 20.4 % | 93,125 | ▼ 12.6 % |
2013 | 8,510,896 | ▲ 0.2 % | 83,830 | ▼ 4.3 % | 92,112 | ▼ 1.1 % |
2014 | 9,146,723 | ▲ 7.5 % | 86,682 | ▲ 3.4 % | 89,987 | ▼ 2.3 % |
2015 | 10,289,180 | ▲ 12.5 % | 92,294 | ▲ 6.5 % | 91,421 | ▲ 1.6 % |
2016 | 11,441,999 | ▲ 11.1 % | 96,141 | ▲ 4.3 % | 112,142 | ▲ 22,7 % |
2017 | 13,097,239 | ▲ 14.5 % | 102,747 | ▲ 6.4 % | 127,145 | ▲ 11,8 % |
2018 | 14,867,491 | ▲ 13.5 % | 115,028 | ▲ 12.0 % | 146,113 | ▲ 15,2 % |
2019 | 16,173,489 | ▲ 8,8% | 122,814 | ▲ 6.7% | 135,521 | ▼ 7,2% |
2020 | 3,665,317 | ▼ 69.6% | 48 196 | ▼ 60.8% | 134,459 | ▼ 0.8% |
2021 | 4,622,882 | ▲ 26.1% | 55 197 | ▲ 12.5% | 183,362 | ▲ 36.4% |
Источник: Международный совет аэропортов. Доклады о движении в аэропортах мира (2005,[9] 2006,[10] 2007,[11] 2008[12], 2009,[13] 2010,[14] 2011,[15] 2012,[16] 2013,[17], 2014[18], 2015[19], 2016[20], 2017[21], 2018[22]) |
Обновлено: 24 мая 2022 |
Транспорт
Железная дорога
Венгерские государственные железные дороги MAV обеспечивают регулярные перевозки пассажиров между Терминалом 1 и Западным вокзалом в Будапеште. Время в пути составляет около 25 минут, периодичность — 2-3 рейса в час. От Терминала 1 до терминалов 2А и 2В можно доехать на автобусе.[23][24]
Автобусы, микроавтобусы, шаттлы
С периодичностью 8-10 минут в центр города отправляется автобус 200E.[25][26] Автобусы от аэропорта идут к станции метрополитена Кёбанья-Кишпешт.
От аэропорта в центр города также отправляются автобусы и 11-местные микроавтобусы.
Автобусы-шаттлы Wizz Air курсируют между центром города и Терминалом 1.
Примечания
- ↑ BUD International Airport Yearly Traffic Overview . bud.hu. Дата обращения: 24 мая 2022.
- ↑ ACI EUROPE Airport Traffic Report. December, Q4 and Full Year 2015 . Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано 10 сентября 2016 года.
- ↑ Hungary AIP (final, November 12, 2015) . Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано 4 октября 2015 года.
- ↑ BBC NEWS | Business | BAA closing in on Hungarian deal . Дата обращения: 25 февраля 2009. Архивировано 14 мая 2011 года.
- ↑ Budapest Airport Zrt (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 марта 2009. Архивировано 16 января 2009 года.
- ↑ Аэропорт Будапешта получил имя Ференца Листа (недоступная ссылка)
- ↑ Budapest Airport Zrt (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 18 марта 2016 года.
- ↑ Budapest Airport Zrt (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано 24 февраля 2016 года.
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 30 марта 2020 на Wayback Machine's 2005 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 7 июля 2016 на Wayback Machine's 2006 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine's 2007 World Airport Traffic Report
- ↑ Budapest Airport Traffic Report 2008 . Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
- ↑ Airport Council International's 2009 World Airport Traffic Report Архивировано 11 августа 2016 года.
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 26 октября 2017 на Wayback Machine's 2010 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine's 2011 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine's 2012 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine's 2013 World Airport Traffic Report
- ↑ Airport Council International's 2014 World Airport Traffic Report (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 6 марта 2016 года.
- ↑ Airport Council International's 2015 World Airport Traffic Report . Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 26 октября 2017 года.
- ↑ Budapest Airport Traffic Report 2016 (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
- ↑ Budapest Airport Traffic Report 2017 . Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
- ↑ Budapest Airport Traffic Report 2018 . Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 8 августа 2019 года.
- ↑ MÁV launches direct rail link to Ferihegy Airport Архивировано 20 марта 2008 года., Caboodle, 2007-07-17
- ↑ Budapest Airport (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано 24 февраля 2016 года.
- ↑ BKV.hu . Дата обращения: 25 февраля 2009. Архивировано 1 июня 2007 года.
- ↑ Index — Belföld — Húsvét után jön a nagykörúti káosz . Дата обращения: 25 февраля 2009. Архивировано 1 октября 2007 года.