Перейти к содержанию

МедиаАртЛаб

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
МедиаАртЛаб
Логотип центра МедиаАртЛабЛоготип центра МедиаАртЛаб
Дата основания 2000
Основатель Ольга Шишко, Алексей Исаев
Директор Ольга Шишко
Сайт mediaartlab.ru

Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» — независимая некоммерческая организация в сфере культуры и медиатехнологий[англ.], а также сообщество режиссёров, художников, искусствоведов и других медиа-активистов[1]. Центр занимается определением понятия медиакультуры, её продвижением в России и обсуждением проблем, а также поиском медиатехнологий и использованием их в культуре. МедиаАртЛаб формирует аудиовизуальный архив, который включает видео-арт, документальное, интерактивное и экспериментальное кино, музыкальные арт-клипы, ТВ-арт, различные медийные проекты, видеоакционизм, компьютерную графику, software art[англ.], CD-ROM art и другое. Центр организует всероссийские и международные проекты и мероприятия, занимается образовательной деятельностью, устраивает популярные лекции, с 2012 по 2015 год при центре работала открытая школа[1][2][3].

Учредитель и директор центра — куратор, историк искусств, преподаватель Ольга Шишко, которая с 2012 по 2015 год была заместителем генерального директора Музейно-выставочного объединения «Манеж», а с 2016 года стала заведующей отделом кино и медиа-искусства ГМИИ имени Пушкина[4][5].

История

Создание центра

МедиаАртЛаб открылся в 1995 году как лаборатория видео-арта и медийного искусства, или медиаискусства[6][7]. Одной из задач лаборатории было формирование в России понятия «медиакультура»[8]. В 1998—1999 годах искусствовед Ольга Шишко и медиахудожник Алексей Исаев создали отдел МедиаАртЛаб на базе секции искусства новых технологий Центра современного искусства, учрежденного в Москве фондом Джорджа Сороса. Отдел Шишко и Исаева занимался всеми интернет-проектами центра[9][10].

Уже в 2000 году они учредили в столице собственный Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»[11]. В то время в сфере медиаискусства помимо центра работал Государственный центр современного искусства[12]. В начале своей деятельности МедиаАртЛаб сотрудничал с Домом журналиста. В 2001 году в Домжуре открылся МедиаАртКлуб и проводился показ современного авторского неигрового кино[13].

Медиа Форум

С самого начала работы МедиаАртЛаб организует «Медиа Форум», который является официальной программой Московского международного кинофестиваля. Задача форума — «проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии»[14]. В 2000 году «Медиа Форум» открывался программой Центра Жоржа Помпиду, тогда же показали австралийское трэш-кино и видео-арт 1990-х, собранный Гёте-институтом, видео-арт из коллекции Монтевидео и коллекцию работ лауреатов Международного конкурса «Видео-арт»[15]. На следующий год МедиаАртЛаб проводил форум при сотрудничестве с Генеральной дирекцией международных кинофестивалей «Интерфест»[16][17]. Международная конференция второго форума «Access to Excess / Доступ ко вседоступному» проводилась в Доме журналистов, где обсуждались проблемы архивации и презентации произведений медиаискусства[18].

В 2010 году в рамках форума в Музее современного искусства и в «Гараже» был организован интернациональный проект «Transitland: После падения Берлинской стены, 1989—2009[англ.]», посвящённую постсоветскому развитию «стран народной демократии»[19]. В 2012-м основным проектом «Медиа Форума» было «Погружения. В сторону тактильного кинематографа»[20]. В 2014-м форум отказался от выставочной части, была организована конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино», где показали медиаспектакль «Смерть Тарелкина», созданного школой «Манеж/МедиаАртЛаб» в сотрудничестве с Центром танца и перформанса «ЦЕХ» и балетом «Москва»[21]. В июне 2015-го Манеж, МедиаАртЛаб и галерея «Триумф» в рамках форума устроили специальный показ проектов в летнем кинотеатре Музеона[22].

Медиа Музей

Аудиовизуальный архив центра изначально был доступен в Домжуре по предварительной записи, база данных в виде интернет-архива была разработана сотрудниками центра. На тот момент база содержала 1500 произведений[18]. В 2005 году центр провёл временную экспозицию «Музей медиа» на «Fабрике»[3][23], а в октябре 2007-го презентовал Музей экранной культуры «Медиа Музей», организованный сообществом режиссёров и художников[24][8]. В собрании музея находились не только классические и современные объекты, собранные за десять лет существования центра, но и интерактивные, в том числе трёхмерные модели ключевых произведений медиаискусства. На тот момент собрание включало более 2 тыс. работ и почти на 2/3 состояло из произведений иностранных художников, например, Вито Аккончи, Брюса Наумана и Билла Виола, современные отечественные художники были представлены работами Аристарха Чернышёва и Алексея Шульгина, Виктора Алимпиева, группы «Синий суп». Часть объектов по договору можно было экспонировать или использовать только в учебных целях, потому что они не являлись собственностью центра[3].

Отсутствие собственного помещения музея объяснялось тем, что проект будет демонстрироваться в разных городах России. Открытие медиамузея планировалось на территории около 500 м² «Винзавода» на деньги конкурсного гранта «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина. Там же на этой площади должны были выставляться авторские работы и инсталляции. Предполагалось, что к медиатеке будет открыта образовательная программа, и посетители смогут создавать собственные ролики, но открытие так и не состоялось[25][26].

Музейным сотрудникам важно сделать шаг к посетителю. Музей должен зажить и как театр, и как зона эксперимента. Современные музеи — это ведь не только выставочное пространство. Сейчас это зона синтеза всех искусств. Нельзя делить искусство на арт-выставки и на хранение древностей.— Ольга Шишко[26]

В 2012 году Центр культуры и искусств «МедиаАртЛаб» разместился на верхнем этаже Манежа на площади 650 м², взял название Музей экранной культуры «МедиаАртЛаб» и стал первой публично доступной коллекцией медиаискусства в России[23][27][28][29][30]. В залах медиатеки было установлено дорогостоящее оборудование и настроена проекция видео на все поверхности, включая стены и потолок[31].

Открытая школа

Школа «МедиаАртЛаб» была запущена при Музее экранной культуры в Манеже в 2012 году и проработала до 2015-го[32]. Обучение в школе было бесплатным и длилось два года[4], финансовую поддержку оказывал Фонд Михаила Прохорова. Школа была рассчитана на современных художников и кураторов, там преподавали особенности медиаискусства, паблик-арта и других направлений. Первый подготовленный курс 2013/14 сезона назывался «Визуальный эксперимент». Среди преподавателей были Ольга Шишко, арт-директор Манежа Марина Лошак, куратор Иосиф Бакштейн, художник Андрей Великанов, также для чтения лекция приглашались западные специалисты. Занятия проходили три раза в неделю, часть лекций была открыта для свободного посещения всем желающим[33][34].

Выпускной работой школы являлись медиапроекты[4]. В 2015 году студенты школы представили работы на выставке «Помехи в порядке вещей» в МВЦ «Рабочий и колхозница»[35]. В том же году мультимедийный перформанс «Смерть Тарелкина», созданный выпускниками школы Евгенией Долининой, Верой Коняшовой, Романом Кутновым, Александром Лещевым, Глебом Нечаевым, Мариной Рагозиной и Марией Сокол, победил в номинации «Новая генерация» премии «Инновация»[36][37][38]. В сентябре 2015-го в рамках VI Московской биеннале молодого искусства выпускница школы «МедиаАртЛаб» Алёна Шаповалова участвовала в проекте «Паноптикум», который проводился во Дворце культуры МГТУ имени Баумана[39].

За время работы школы учащиеся реализовали несколько проектов: выставки «Медиавирусы», «Вместо глаз увеличительные стекла», «Постиджитал. Разные границы», персональные выставки студентов в цикле «Большие надежды», проекты в рамках фестиваля «Ночь новых медиа» в Никола-Ленивце и на Международном симпозиуме «Pro&Contra Медиакультуры»[40][7].

Современность

В 2013 году Марина Лошак ушла с поста руководителя Манежа и стала директором ГМИИ имени Пушкина. С её приходом в музее стали чаще размещаться выставки современного искусства[41]. ГМИИ заявлял о намерении расширяться и продюсировать проекты современных художников, в том числе работающих в области медиа-арта. Тогда же было озвучено предложение МедиаАртЛаб присоединиться к музею[42][43].

Мы смотрим в будущее, а без медиаискусства невозможно обойтись сегодня. Зная репутацию этих людей, их очень серьезный музейный подход ко всему, что происходит, мы рассчитываем на сотрудничество.— Марина Лошак[44]

В декабре 2015-го МедиаАртЛаб переехал в ГМИИ имени Пушкина, он остался под руководством Ольги Шишко, которая ушла с поста заместителя гендиректора МВО «Манеж». Сотрудничество открылось выставкой «Впечатления 2.0» — показ четырёх инсталляций в главном здании музея[44][45].

В «Манеже» в последнее время всё меньше возможностей для современного искусства. У нас большой архив. Надеюсь, когда-нибудь мы получим собственную площадку. — Ольга Шишко[46]

Открытая школа центра изначально разместилась на территории флигеля усадьбы Голицыных[47]. Шишко руководит отделом кино- и медиаискусства, она стала куратором нового музейного направления «Пушкинский XXI»[48], и в рамках этого партнёрства МедиаАртЛаб организовал в доме Голицыных проекты «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» и «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром», который был номинирован на премию «Инновация»[41]. После переезда МедиаАртЛаб продолжают образовательную деятельность, например, в 2016-м прошёл цикл лекций «Искусство и история движущегося образа. ХХ—XXI века»[49].

Медиапроекты

В 2002 году МедиаАртЛаб при финансовой поддержке фонда Потанина предоставлял материалы для партнёрского проекта «Живая архитектура» в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме[50]. А на 22-летии петербургского арт-центра «Пушкинская, 10» в 2011-м центр привёз московскую видеопрограмму «Transitland»[51].

В 2010-м передвижная мультимедийная экспозиция «Наука—Технология—Искусство» центра «МедиаАртЛаб» победила в конкурсе проектов «Научный музей в XXI веке», который проводил фонд «Династия» Дмитрия Зимина[52]. Директором по развитию центра в это время (2008—2012) была Наталья Фукс — куратор, основатель арт-практики ARTYPICAL. После работы в центре она стала руководителем программы Polytech.Science.Art в Политехническом музее, а в 2017—2018 годах занимала пост заместителя директора и руководителя сектора мультимедийных программ ГЦСИ[53].

В 2013 году МедиаАртЛаб совместно с Гёте-институтом провели выставку «Размышляя о смерти», посвящённую табуированной в обществе теме. Кураторы представили мировую культурную традицию освещения смерти и тенденции последнего десятилетия к показу в медиа насильственного лишения жизни[54][55]. В мае того же года в рамках столичного венского фестиваля sound: frame центр МедиаАртЛаб организовал выставку «collective» и вечеринку Vienna Art Night[56].

В 2014-м рамках года Великобритании в России МедиАртЛаб при поддержке Минкульта и Британского совета подготовил в Манеже выставку «Золотой век русского авангарда»[57]. Автором программы выступил Питер Гринуэй совместно с Саскией Боддеке, а кураторами — Ольга Шишко и Елена Румянцева. В главном зале Манежа было установлено 18 экранов, куда проецировались «ожившие» произведения русского авангарда[58]. Эта выставка послужила началом долгосрочной образовательной программы «Проекции авангарда», в рамках которой с лекциями выступали аудиовизуальные художники, проводились кинопоказы и архитектурные экскурсии[59]. В 2015-м Шишко и Румянцева получили премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года» за проект «Золотой век русского авангарда»[60][61].

МВО «Манеж», центр «МедиаАртЛаб» и галерея «Триумф» за период с декабря 2013-го по декабрь 2014 год организовали около десятка персональных выставок молодых медиахудожников, таких как Елена Коптяева, Анастасия Кузьмина, Алиса Таёжная. Цикл закрылся итоговым проектом «Большие надежды» в Большом зале Манежа[62][63][64][65].

В октябре 2014 года МедиаАртЛаб участвовал в конференции Центра современной музыки Московской консерватории имени Чайковского. Целью мероприятия было проследить, как менялся ландшафт современного искусства в течение последних 20 лет и как новое искусство повлияло на развитие общества[66].

В 2015 году центр совместно с Манежем и галереей «Триумф» запустили двухлетний цикл «Отцы и дети», который включал в себя несколько выставок в жанре кино и видео-арта художников разных поколений[67][68]. Это был последний проект, который центр проводил совместно с Манежем.

Остальное
  • Онлайн-фестивали «Да-Да-Net» и «Trash-art»[69].
  • Сетевой региональный проект «NonStopMedia», который МедиаАртЛаб при поддержке фонда Сороса вывозил в Нижний Новгород, Киров, Ижевск и Йошкар-Олу[4].
  • Совместный с Нижним Новгородом образовательный проект «Полиэкран»[70].
  • Созданный для факультета культурного менеджмента «Шанинки» дистанционный курс «Медиа-культура/Современное искусство»[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Теории и практики. Дата обращения: 1 февраля 2018.
  2. Галкин, 2007, с. 40—54.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Проект "Медиамузей" покажут в рамках фестиваля современного искусства. РИА Новости (2008-08-08м). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Ольга Шишко. Артгид. Дата обращения: 1 февраля 2018.
  5. Жанна Васильева. "Инновация" показывает работы финалистов шорт-листа. Российская газета (28 марта 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  6. Зайцева, 2008, с. 161.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Шахно, 2014, с. 154—155.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Яцюк, 2009, с. 101.
  9. Art // Художественный журнал. — 2000. — С. 34—35.
  10. Joanne Richardson. Anarchitexts: A Subsol Anthology. — New York: Autonomedia, 2003. — 367 с. — ISBN 9781570271465.
  11. Olga Shishko. V—A—C (2018). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  12. Деникин, 2008, с. 4.
  13. Центральный дом журналиста. Теории и практики. Дата обращения: 1 февраля 2018.
  14. Опубликован список номинантов и членов жюри московского Медиа Форума. Лента.ру (20 июня 2001). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  15. Центр Жоржа Помпиду привез в Москву австралийское трэш-кино. Лента.ру (22 июля 2000). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  16. В рамках Московского кинофестиваля cтартует II Медиа Форум. Лента.ру (23 июня 2001). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  17. В рамках Московского кинофестиваля cтартует II Медиа Форум. News.ru (23 июня 2001). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 Бохоров К.Ю., Шишко О.В. Методы и политика в области сохранения произведений медиаискусства (недоступная ссылка). Научный журнал «Электронные библиотеки» (2005). Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
  19. Валентин Дьяконов. К Восточной Европе подошли в переходе. Коммерсантъ (29 июня 2010). Дата обращения: 13 марта 2018.
  20. Сергей Шахиджанян. Свою работу начал XIII «Медиа Форум» 34 Московского Международного Кинофестиваля. Комсомольская правда (23 июня 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  21. Настя Яровая. Рубенс и Брейгель в Пушкинском, Джеймс Бонд в Мультимедиа Арт Музее и «Манифеста» в Санкт-Петербурге среди главных выставок лета 2014. The Village (3 июня 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  22. Объявлена программа Медиа Форума ММКФ. Кольта (5 июня 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  23. Перейти обратно: 23,0 23,1 "Как только начинаешь планировать — перестаешь делать что-либо инновационное". Ольга Шишко о новом Музее экранной культуры в Манеже. Коммерсант (23 ноября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  24. Медиакультура, 2007, с. 322.
  25. Ольга Кабанова. Магия и политика. Ведомости (21 мая 2007). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  26. Перейти обратно: 26,0 26,1 Юлия Бурмистрова. Жизнь нерпы в режиме онлайн. Взгляд (2007-06-9). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  27. Ольга Кабанова. Манеж перестанет существовать как арендная площадка. Ведомости (17 сентября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  28. Велимир Мойст. Манежные площади перезагрузят. Газета.ру (18 сентября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  29. Велимир Мойст. Музей для всех и музей не для всех. Газета.ру (30 ноября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  30. Анастасия Мориц. В Манеже покажут Бэнкси, Балкенхола, Бюрена и Кусаму. Артгид (17 сентября 2012). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  31. Арт-директор "Манежа": будем делать выставки музейного уровня. РИА Новости (8 октября 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  32. Открытая школа «Манеж/МедиаАртЛаб». Теории и практики. Дата обращения: 1 февраля 2018.
  33. Алиса По. В «Манеже» открывается школа художников и кураторов. The Village (12 февраля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  34. Дмитрий Абрамов. Новые знания в Москве: образовательные центры, курсы и факультеты. Теории и практики (14 февраля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  35. Настя Григорьева. Выставка фотографий Курта Кобейна, Best of Russia, двухлетие «Птички» и ещё 12 событий. The Village (2 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  36. Иван Владимиров. В Москве названы победители "Инновации". Российская газета (22 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  37. Объявлены победители премии «Инновация». Медуза (22 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  38. Татьяна Сохарева. Инновация вечного возвращения. Газета.ру (22 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  39. Наука и искусство: "Паноптикум" в рамках VI Московской биеннале. Бюро24/7 (23 сентября 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  40. Готовится выпускная выставка студентов Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб». Кольта (20 марта 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  41. Перейти обратно: 41,0 41,1 Нина Леонидова. Пушкинский определился с XXI веком. Коммерсант (19 октября 2017). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  42. Дарья Курдюкова. Пушкинский музей станет ближе к реке Конго. Независимая газета (21 декабря 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  43. Григорий Заславский. В культуре. Капков ушел, пришел Кибовский. Независимая газета (15 марта 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  44. Перейти обратно: 44,0 44,1 «МедиаАртЛаб» переезжает в ГМИИ. Кольта (22 декабря 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  45. ГМИИ им. А. С. Пушкина и «МедиаАртЛаб» открыли совместную программу выставок. Артгид (21 декабря 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  46. «МедиаАртЛаб» уходит из «Манежа». Кольта (13 марта 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  47. Сергей Гуськов. Автор ответа не дает. Кольта (30 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  48. Дарья Курдюкова. Пушкинский начинает коллекционировать виртуальность. Независимая газета (28 февраля 2018). Дата обращения: 22 июня 2018.
  49. Полина Козлова. Сентябрьский выпуск: образовательные программы в музеях. Бюро24/7 (15 августа 2016). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  50. "Живая архитектура" в Музее Ахматовой. Фонтанка (21 мая 2002). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  51. Татьяна Иванова. Накануне фестиваля Alter Ego: «Развалившим СССР» стукнуло 22 года. Фонтанка (22 июня 2011). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  52. Ким Смирнов. Я поведу тебя в музей науки. Новая газета (10 февраля 2010). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  53. Проект «ВЗЛЕТ»: на ВДНХ пройдут творческие встречи и дискуссии о науке и искусстве. Глас народа (21 июня 2018). Дата обращения: 22 июня 2018.
  54. Ольга Кабанова. «Размышляя о смерти»: Маститые и молодые художники высказались на табуированную тему. Ведомости (18 апреля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  55. Милослав Чемоданов. Смерть, платья от-кутюр, первый Винни-Пух, московские тусовщики и уральские дарования — в числе героев арт-событий сезона. The Village (28 февраля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  56. Венский фестиваль приехал в Москву на Ночь музеев. Euromag (2013). Дата обращения: 13 марта 2018.
  57. Кирилл Головастиков. «Секс и смерть — только об этом стоит говорить». Лента.ру (13 ноября 2013). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  58. Сергей Хачатуров. Открывается выставка «Золотой век русского авангарда». Ведомости (11 апреля 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  59. «Манеж» запускает образовательную программу «Проекции авангарда». Кольта (25 марта 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  60. Жанна Васильева. В Москве вручили премии The Art Newspaper Russia. Российская газета (3 апреля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  61. Алёна Лапина. В Манеже вручили премию The Art Newspaper Russia. The Art Newspaper Russia (3 апреля 2015). Дата обращения: 13 марта 2018.
  62. Дарья Курдюкова. Поход в музей – прогулка за брендом. Независимая газета (1 сентября 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  63. Сергей Багулин. Арт-планы на неделю: 22—28 декабря. Бюро24/7 (22 декабря 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  64. Андрей Шенталь. «Большие надежды»: молодые медиахудожники в Манеже. Теории и практики (22 декабря 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  65. Сергей Гуськов. Facilis descensus Averni. Кольта (25 декабря 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  66. ЦСМ и «Территория» подведут итоги двадцатилетия. Кольта (27 сентября 2014). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  67. Весна, гормоны, больше арта. Лента.ру (25 февраля 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  68. Вадим Рутковский. Из Манежа — в «Вечность»: в Москве открыта главная выставка осени. Сноб (16 сентября 2015). Дата обращения: 1 февраля 2018.
  69. План проведения фестивалей "Да-Да-Net" и "Trash-art". Фестиваль «Да-Да-Нет». Дата обращения: 1 февраля 2018.
  70. Международный междисциплинарный форум «Полиэкран 02». GIF.ru (10 декабря 2002). Дата обращения: 1 февраля 2018.

Литература

  • Галкин Дмитрий Владимирович. Техно-художественные гибриды или произведения искусства в эпоху его компьютерного производства // Гуманитарная информатика. — 2007. — № 3. — С. 40—54. — ISSN 2304-6082.
  • Деникин Антон Анатольевич. Американское и европейское видеоискусство 1960-2005. — М., 2008. — 216 с.
  • Яцюк Ольга Григорьевна. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект. — М., 2009. — 447 с.
  • Зайцева Елена Витальевна. Художественная стратегия московской концептуальной школы, 1970-е — 2000-е: проблемы, поиски, перспективы. — М., 2008. — 252 с.
  • Шахно Наталья Викторовна. Неакадемические формы современного художественного творчества в визуальной культуре Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург, 2014. — 189 с.
  • Медиакультура новой России: методология, технологии, практики / редкол: Н. Б. Кириллова (отв. ред.) и др. — Екатеринбург, Москва: Акад. проект, 2007. — Т. 2. — С. 978—5-8291-0903-5. — 508 с.

Ссылки