Мате, Рудольф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рудольф Мате
Имя при рождении Rudolf Mayer
Профессия кинооператор
кинорежиссёр

Рудольф Мате (англ. Rudolph Maté; 21 января 1898, Краков, Цислейтания — 27 октября 1964, Голливуд, Калифорния), имя при рождении — Рудольф Мейер (англ. Rudolf Mayer) — американский кинооператор и кинорежиссёр польского происхождения.

Биография

Рудольф Мате родился в еврейской семье в Кракове (в то время Австро-Венгрия, теперь Польша), окончил Университет Будапешта.

Начал кинокарьеру в 1920 году как ассистент оператора в Венгрии, а затем в других странах Европы, сотрудничал с немецким режиссёром Карлом Фройндом. Работал оператором фильмов датского режиссёра Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (1928) и «Вампир», обе картины отличало выдающееся визуальное решение. С середины 1930-х работал в Голливуде. Среди лучших операторских работ Мате в Голливуде — «Иностранный корреспондент» (1940), «Леди Гамильтон» (1941), «Быть или не быть» (1942), «Сахара» (1943), «Девушка с обложки» (1944), «Гильда» (1946).

С 1947 года начал работать как режиссёр. Его фильмография включает фантастический фильм «Когда миры столкнутся» (1951), классический нуар «Мёртв по прибытии» (1950) и пеплум «Триста спартанцев» (1962).

Умер в Голливуде в возрасте шестидесяти шести лет от инфаркта миокарда, похоронен на Кладбище Святого креста (Калвер-Сити) Калифорния.

Оценка критики

Кинокритик Майкл Уокер следующим образом оценил творчество Мате: «Карьера Рудольфа Мате в качестве главного оператора была выдающейся, он обеспечивал как крупных, так и малых режиссёров визуальным стилем и атмосферой, соответствующей их задачам. От достигаемого c помощью тяжелых линз рассеянного изображения в „Вампире“ (этот фильм, наверное, до сих пор является наиболее близким в передаче ощущения сновидения) к чётким черно-белым контрастам „Гильды“, диапазон его творчества был значителен, а качество работы постоянно очень высоким.

В качестве режиссёра его работа не была столь убедительной. Хотя некоторые его фильмы отличались авторским своеобразием и необычностью — фрейдистские видения и тяжелый психологизм — в фильме „Тёмное прошлое“, нуаровый мрак — в „Мёртв по прибытии“ и апокалипсис конца света в фильме „Когда миры столкнутся“, большинство его фильмов отличает неровность по причине отсутствия сильной режиссёрской индивидуальности»[1].

Признание

За свою операторскую работу Мате пять раз был номинирован на «Оскар»: в 1941 году — за фильм «Иностранный корреспондент», в 1942 году — за фильм «Леди Гамильтон», в 1943 году — за фильм «Гордость янки», в 1944 году — за фильм «Сахара», в 1945 году — за фильм «Девушка с обложки»[2].

Фильмография

Как кинооператор

  • 1920 — Альпийская трагедия / Alpentragödie
  • 1922 — Parema — Das Wesen aus der Sternenwelt
  • 1923 — Венецианский купец / Der Kaufmann von Venedig
  • 1924 — Михаэль / Mikaël
  • 1925 — Корсар Пиетро / Pietro der Korsar
  • 1927 — Unter Ausschluß der Öffentlichkeit
  • 1928 — Страсти Жанны д`Арк / La passion de Jeanne d’Arc
  • 1930 — Мисс Европа / Prix de beauté (Miss Europe)
  • 1931 — Господин полночи / Le monsieur de minuit
  • 1932Красавица морячка / La Belle Marinière
  • 1932 — Вампир / Vampyr
  • 1932 — Разве не мы все? / Aren’t We All?
  • 1932 — Мсье Альберт / Monsieur Albert
  • 1932 — Лили Кристин / Lily Christine
  • 1932 — Оскорбление / Insult
  • 1933 — Веселый монарх / The Merry Monarch
  • 1933 — На улицах / Dans les rues
  • 1933 — Приключения царя Павзолия / Les aventures du roi Pausole
  • 1933 — Паприка / Paprika
  • 1934 — Лилиом / Liliom
  • 1934 — Последний миллиардер / Le dernier milliardaire
  • 1935 — Ад Данте / Dante’s Inferno
  • 1935 — Военно-морская жена / Navy Wife
  • 1935 — Одетый вызывать дрожь / Dressed to Thrill
  • 1935 — Метрополитен / Metropolitan
  • 1935 — Профессиональный солдат / Professional Soldier
  • 1936 — Секрет Чарли Чана / Charlie Chan’s Secret
  • 1936 — Послание к Гарсиа / A Message to Garcia
  • 1936 — Додсворт / Dodsworth
  • 1936 — Наши отношения / Our Relations
  • 1936 — Приди и владей / Come and Get It
  • 1937 — Изгой / Outcast
  • 1937 — Стелла Даллас / Stella Dallas
  • 1938 — Приключения Марко Поло / The Adventures of Marco Polo
  • 1938 — Блокада / Blockade
  • 1938 — Youth Takes a Fling
  • 1938 — Торговые ветра / Trade Winds
  • 1939 — Любовный роман / Love Affair
  • 1939 — Настоящая слава / The Real Glory
  • 1940 — Моя любимая супруга / My Favorite Wife
  • 1940 — Иностранный корреспондент / Foreign Correspondent
  • 1940 — Семь грешников / Seven Sinners
  • 1941 — Леди Гамильтон / That Hamilton Woman
  • 1941 — Нью-орлеанская возлюбленная / The Flame of New Orleans
  • 1941 — Всё началось с Евы / It Started with Eve
  • 1942 — Быть или не быть / To Be or Not to Be
  • 1942 — Гордость янки / The Pride of the Yankees
  • 1943 — Меня накрыли / They Got Me Covered
  • 1943 — Сахара / Sahara
  • 1944 — Девушка с обложки / Cover Girl
  • 1944 — Адрес неизвестен / Address Unknown
  • 1945 — Сегодня вечером и каждый вечер / Tonight and Every Night
  • 1945 — Более 21 / Over 21
  • 1946 — Гильда / Gilda
  • 1947 — С небес на землю / Down to Earth
  • 1947 — От судьбы не уйдёшь / It Had to Be You
  • 1947 — Леди из Шанхая / The Lady from Shanghai

Как режиссёр

Как продюсер

Примечания

  1. Michael Walker. Статья в Film Dope, #41, 1989. Цит. по http://www.cinematographers.nl/GreatDoPh/mate.htm Архивная копия от 13 сентября 2013 на Wayback Machine
  2. Rudolph Maté — Awards. Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.