Матео Фальконе (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Матео Фальконе
Композитор Цезарь Кюи
Либреттист Цезарь Кюи
Источник сюжета одноимённый рассказ Проспера Мериме
Действий I
Первая постановка 1907
Место первой постановки Большой театр

Матео Фальконеопера в одном действии, написанная русским композитором Цезарем Кюи в 1906―1907 по собственному либретто, которое является адаптацией одноимённого рассказа Проспера Мериме 1829 года и стихотворения Василия Жуковского, сочинённого на его основе.

Премьера оперы состоялась 14 декабря 1907 года (по старому стилю) в Большом театре в Москве вместе с одноактной комической оперой Кюи «Сын мандарина». Премьера оперы «Матео» была провальной. Произведение не вошло в устойчивый оперный репертуар в России и, по всей видимости, больше не исполнялось.

История

Сам Кюи обозначил жанр оперы как «драматическая сцена». «Матео Фальконе» представляет собой последнюю из его трёх коротких драматических опер: двумя другими являются «Пир во время чумы» и «Мадмуазель Фифи».

Музыкальное оформление либретто «Матео Фальконе» носит декларативно-мелодический характер в соответствии с тем благоговением (если не подражанием), который Кюи испытывал к методу «мелодического речитатива» Александра Даргомыжского, который наиболее полно продемонстрирован в «Каменном госте» последнего: в этой опере нет чётко отделённых друг от друга музыкальных отрывков, хотя и есть основные темы вроде деревенских пейзажей с исполняемой певцами баркаролой и сокровенной молитвой ближе к концу произведения.

Персонажи

Вид на гористый пейзаж Корсики
  • Матео Фальконе: баритон
  • Джузеппа, его жена: сопрано
  • Фредрик, корсиканский плотник: баритон
  • Фортунато, их сын: альт
  • Санпьеро, контрабандист: тенор
  • Гамба, сержант: бас
  • Несколько солдат [то есть жандармов]: теноры и басы

Место действия: Корсика, 1800-е годы

Сюжет

Мальчик Фортунато находится за пределами своего дома, играет на валторне, пока его родителей нет рядом. Вдали раздаются выстрелы, и к нему подбегает Санпьеро, весь израненный. Спасаясь от полиции, он просит Фортунато скрыть его. Фортунато просит денег взамен и исполняет его просьбу. Санпьеро оказывается контрабандистом.

Прибывает полиция во главе с Гамбой, дальним родственником Матео. Они обыскивают дом и пытаются получить информацию от Фортунато, который по-детски уклоняется от ответа. В конце концов Гамбе удаётся подкупить мальчика часами в эмалированной оправе. Фортунато берёт их и раскрывает Санпьеро.

Матео и его жена возвращаются домой. После того, как Гамба рассказывает им о помощи их сына в поимке Санпьеро, раненый человек проклинает дом Фальконе за предательство, пока его уводят. У Матео есть только один выход, чтобы сохранить честь своей семьи: он выводит сына из дома, произносит молитву и убивает его одним выстрелом.

Литература

  • Кюи, Цезарь. Матео Фальконе: драматическая сцена (по Меримэ и Жуковского). Фортепианное переложение с пением. Москва: П. Юргенсон, 1907.

Ссылки