Марченко, Владимир Иванович (актёр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Марченко
Имя при рождении Владимир Иванович Марченко
Дата рождения 2 августа 1943(1943-08-02)
Место рождения Хабаровский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 20 февраля 2021(2021-02-20) (77 лет)
Место смерти Екатеринбург, Россия
Профессия актёр
педагог
Годы активности 1963—2021
Амплуа социальный герой
романтический герой
трагический герой
простак
Театр Свердловский театр драмы
Роли Гамлет
Борис Годунов
Ленин
Награды

Влади́мир Ива́нович Ма́рченко (2 августа 1943, Хабаровский край — 20 февраля 2021, Екатеринбург) — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист РСФСР (1982).

Биография

Родился в небольшом городке Хабаровского края, в простой семье[1]. В 1963 году окончил театральную студию при Владивостокском краевом драматическом театре (педагог Г. И. Топчиев), владел игрой на гитаре, имел неплохие вокальные данные[2] и был принят в труппу театра. Проработав год, уехал на Урал[3], вслед за однокурсницей Тамарой Сухонос, в сезон 1964—1965 годов оба были артистами Нижнетагильского драматического театра[4].

С сентября 1965 года — актёр Свердловского театра драмы, куда переехал также с Т. Сухонос[5][6]. В декабре того же года был призван в Советскую армию. Под конец службы летом 1968 года получил от А. Л. Соколова, ставшего главным режиссёром театра, письмо — «Ждем Вас!» и осенью вернулся в Свердловск[7]. «Актёр острой социальной темы»[8] с типажом положительного героя, Марченко быстро вошёл в репертуарные спектакли о советском производстве, играя рабочих: правильных, идеологически подкованных[9]. В 1972 году был выдвинут от Свердловской области для участия во Всесоюзном туре смотра творческих достижений артистической молодёжи[10].

…и ростом высок, и лицом привлекателен, и в манерах располагающе прост…
легко можно понять, почему с первых же шагов в творческой биографии выпускника театральной студии из Владивостока всё большее и большее место занимали образы сверстников, героев годов шестидесятых-семидесятых.

Л. Алексеев, «Вечерний Свердловск» № 302 1973[11]

Так можно придти к фабричной штамповке роли. Каждый актёр имеет не записанный в штатном расписании «круг своих обязанностей». Иногда полезно выходить за его пределы.

— Из записных книжек А. Л. Соколова[12]

Слом наработанного типажа произошёл в 1975 году, когда Соколов, ставивший «Гамлета» У. Шекспира, неожиданно для многих и для самого актёра предложил главную роль именно ему. Для этого специально познакомил Марченко с Л. Н. Коганом, много говорившим с артистом о литературе, об истории, о Шекспире[1].
И при постановке «Плодов просвещения» Л. Толстого в 1978 году Соколов неожиданно предложил актёру роль слуги Григория, далеко не главную, но зато с характером[13].
Этапным стало для него исполнение Ленина в спектакле по публицистической драме М. Шатрова «Синие кони на красной траве», где изначально не ставилась задача внешнего сходства[14][15].

С 1978 года преподавал в Свердловском театральном училище (с 1985 года — Свердловский государственный театральный институт), с 1982 года заведовал кафедрой театрального факультета Уральской государственной консерватории[16].

Марченко прошёл через многие жизненные перипетии и стал одиноким волком. Ему не по нутру бегать в стае. А вот оказывать влияние — это то, что у него очень хорошо получается. И поэтому, наверное, случился его приход в педагогику.

— Азалия Блинова, профессор ЕГТИ
«Культура Урала» № 10 2013
[17]

В 1983 году окончил заочное отделение ГИТИСа имени А. В. Луначарского[18]. В 1986 году выпустил свой первый актёрский курс в Свердловском театральном институте. Среди его выпускников: Светлана Замараева, Александр Баров (1986)[19], Ирина Ермолова, Олег Комаров, Ольга Коржева (1990)[20], Даниил Донченко (1994)[21], Евгений Аксёнов (1998)[22], Инга Матис (2002)[23], на его курсе начинали учиться Константин Юшкевич[24] и Виктор Логинов[25]. В 1986—2009 годах — заведующий кафедрой мастерства актёра ЕГТИ, сменив уехавшего в Москву В. А. Курочкина[26]. Профессор кафедры с 2010 года, одновременно был художественным руководителем курса[16]. Владимир Бабенко, ректор ЕГТИ в 1985—2016 годах, отзывается о Марченко как о легендарном педагоге[27].

Выступал в областной печати[28][29][30].

В 1987 осуществил режиссёрский дебют, поставив «Сад без земли» Л. Разумовской[31]. В отсутствие главного режиссёра в кризисные перестроечные годы временно возглавлял театр[32][33]. В Свердловской драме Марченко проработал до 2004 года[34], оставив сцену по собственному решению[17].

Член КПСС[35], был за­местителем секретаря партий­ной организации театра[36]. Член правления Свердловской организации Союза театральных деятелей России[37].

Скончался 20 февраля 2021 года в Екатеринбурге[38]. Похоронен на Широкореченском кладбище.

Семья

Первая жена — Тамара Васильевна Сухонос (род. 1943), актриса театра, в дальнейшем — Зимина (по мужу)[39].

Театральные роли

Театральные постановки

Фильмография

Награды и звания

Отзывы в прессе

«Орфей спускается в ад» в постановке Александра Блинова

Не отвечающего типажу, обрисованному ремаркой самого автора пьесы«в красоте его есть что-то дикое», работа артиста в роли Вэла признана точной и значительной:

С первого взгляда не скажешь, что он артист или поэт. Но в нём есть иное, не менее важное для раскрытия мысли автора: человеческая цельность, сдержанное волевое начало, за спокойствием сильного человека — доброта и участие к ближнему.Ю. Черняк, «Уральский рабочий» № 252 1969[48]

«Гамлет» в постановке Александра Соколова

Несомненной актёрской удачей назвал автор рецензии в «Вечернем Свердловске» работу Марченко, сыгравшего не только драму ума, но и драму чувств — любая мысль словно проходит через сердце актёра, остающегося при этом естественным и непосредственным[49].

В. Марченко находит тонкие штрихи для раскрытия мучительного внутреннего душевного разлада Гамлета, показывает значительность, важность его реплик, шуток, решений.А. Еремеев, «Вечерний Свердловск» № 231 1975[49]

«Борис Годунов» в постановке Александра Соколова

Новое звучание старого спектакля театральный критик Юлия Матафонова связывает с естественной, не аффектированной манерой игры Марченко, отличающейся от прежнего исполнителя острым психологизмом. Побывав на одном из первых показов, она отмечает его сдержанность — «царь как бы ищет стиль поведения, соответствующий облику правителя мудрого и несуетного»[50].

«Революционный этюд» в постановке Александра Соколова

Публицистически-интеллектуально-эмоциональная конструкция спектакля сделала его весьма непростым для исполнителя главной роли, — отмечает театровед Я. Тубин, — и Марченко, безусловно, достаточно гибко выполняет труднейшие переходы:

Здесь и сложнейшая нюансировка, о чём уже говорилось, и постоянное, на глазах у зрителей, перевоплощение из «человека театра» в образ, внутреннее состояние Ленина; и исполнение песен этим же актёром.Я. Тубин, «Вечерний Свердловск» № 15 1980[51]

Комментарии

  1. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1964 года постановки.
  2. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1958 года постановки.
  3. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1967 года постановки.
  4. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1967 года постановки.
  5. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1963 года постановки.
  6. Был ввёдён в репертуарный спектакль 1963 года постановки.
  7. Со дня постановки в 1974 году роль Годунова исполнял Герман Апитин, когда же артист перешёл в другой коллектив, выбор режиссёра пал на Марченко[40][41].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Романова М. А., 2011, с. 28.
  2. 2,0 2,1 Марченко Владимир Иванович (недоступная ссылка). Актёры России. Дата обращения: 2 марта 2021. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  3. Романова М. А., 2011, с. 145.
  4. Матвеева А. А., 2020, с. 182.
  5. Матафонова Юлия. Потомки первопроходцев // Культура Урала : журнал. — 2020. — Сентябрь (№ 7 (83)). — С. 13.
  6. Матвеева А. А., 2020, с. 183.
  7. Романова М. А., 2011, с. 25, 145—146.
  8. Матафонова Ю. К., 1980, с. 158.
  9. Романова М. А., 2011, с. 27.
  10. Названы победители // Уральский рабочий : газета. — 1972. — 24 мая (№ 120 (17189)). — С. 3.
  11. Алексеев Л. Споры о герое // Вечерний Свердловск : газета. — 1973. — 28 декабря (№ 302 (4906)). — С. 3.
  12. Романова М. А., 2011, с. 28—29.
  13. Романова М. А., 2011, с. 27—28.
  14. Короткий В. Синие кони мечты // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 2 января (№ 1 (6730)). — С. 1.
  15. Матафонова Ю. Красные кони мечты // Челябинский рабочий : газета. — 1980. — 19 января (№ 16 (19451)). — С. 3.
  16. 16,0 16,1 Марченко Владимир Иванович. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  17. 17,0 17,1 Левит Ксения. Жизнь после театра // Культура Урала : журнал. — 2013. — Декабрь (№ 10 (16)). — С. 32-34.
  18. Выпускники актёрского факультета. 1983 год / Заочное отделение. Российский институт театрального искусства — ГИТИС. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  19. Мастерская Марченко В. И.. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  20. Мастерская Марченко В. И.. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  21. Мастерская Марченко В. И.. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  22. Мастерская Марченко В. И.. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  23. Мастерская Марченко В. И.. Екатеринбургский государственный театральный институт. Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  24. Сумкина Вера. Правда, и не только «Правда…» // Культура Урала : журнал. — 2014. — Октябрь (№ 8 (24)). — С. 44.
  25. Сумкина Вера. Пять ипостасей Виктора Логинова // Культура Урала : журнал. — 2015. — Февраль (№ 2 (28)). — С. 45.
  26. Вахрушев Олег. Екатеринбургский театральный институт отмечает 20-летний юбилей. Радио Свобода (14 сентября 2005). Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  27. Клепикова Ирина. Школа, где учат на Гамлета и Бабу-ягу // Областная газета. — 2015. — 31 октября (№ 202).
  28. 28,0 28,1 Марченко В. Долг не оплачен // Уральский рабочий : газета. — 1972. — 6 февраля (№ 31 (17100)). — С. 3.
  29. Марченко В. И. Год новых надежд и свершений // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 3 января (№ 2 (6731)). — С. 3.
  30. Марченко В. Над чем работают… // Уральский рабочий : газета. — 1987. — 21 июня (№ 143 (21648)). — С. 2.
  31. Вольхина Вера. «Я хочу быть актрисой и там…» // Культура Урала : журнал. — 2020. — Март (№ 3 (79)). — С. 35.
  32. Романова М. В защиту культуры // Уральский рабочий : газета. — 1990. — 30 июня (№ 147 (22552)). — С. 1.
  33. Порошина М. Ведь был, слава богу, Гамлет… // Вечерний Свердловск : газета. — 1990. — 18 декабря (№ 289 (10018)). — С. 3.
  34. С грустью прощаемся. Свердловский академический театр драмы (февраль 2021). Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  35. Романова М. А., 2011, с. 150.
  36. Ельцин Б. Пульс времени и талант художника // Советская культура : газета. — 198. — 25 сентября (№ 77 (5501)). — С. 2.
  37. Матафонова Ю. Верю в силу искусства! // Уральский рабочий : газета. — 1988. — 23 (22099) 12 (№ 294). — С. 1.
  38. Народный артист Владимир Марченко умер от коронавируса, заразившись в больнице // Культура : газета. — 2021. — Февраль.
  39. Матвеева А. А., 2020, с. 179.
  40. Матафонова Ю. К., 1980, с. 147.
  41. Романова М. А., 2011, с. 56.
  42. Свердловский театр драмы отметит юбилей одного из своих спектаклей. Информационный портал Екатеринбурга (22 июня 2010). Дата обращения: 9 февраля 2022. Архивировано 7 февраля 2022 года.
  43. Программа передач с 25 декабря по 2 января // Уральский рабочий : газета. — 1971. — 25 декабря (№ 304 (4294)). — С. 4.
  44. Почётные звания // Советская культура : газета. — 1973. — 23 ноября (№ 94 (4686)). — С. 2.
  45. Лауреаты юбилейного года // Вечерний Свердловск : газета. — 1978. — 24 октября (№ 245 (6374)). — С. 1.
  46. Лучшая роль года // Уральский рабочий : газета. — 1980. — 23 декабря. — С. 4.
  47. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О присвоении почётного звания „Народный артист РСФСР“ Марченко В. И.» // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : сборник. — М.: Издание Верховного Совета РСФСР, 1982. — Вып. 26 (1236). — С. 558. — ISSN 0320-7935.
  48. Черняк Ю. Спускаясь в ад // Уральский рабочий : газета. — 1969. — 26 октября (№ 252 (16436)).
  49. 49,0 49,1 Еремеев А. Сражающийся Гамлет // Вечерний Свердловск : газета. — 1975. — 2 октября (№ 231 (5444)). — С. 3.
  50. Матафонова Ю. Трагический образ Бориса // Уральский рабочий : газета. — 1977. — 8 января (№ 6 (18598)). — С. 3.
  51. Тубин Я. На все вопросы отвечает Ленин // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 18 января (№ 15 (6744)). — С. 3.

Литература

  • Свердловский государственный драматический театр // сороковой сезон / состав труппы, репертуар сезона 1970—1971 гг. / Отв. за вып. Э. С. Аракелов, Е. Я. Файбушевич; фот. Б. Е. Лосева. — Свердловск: б. и., 1970. — 95 с. — 15 000 экз.
  • Матафонова Ю. К. Свердловский драматический / Худож. О. И. Журавлёва. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. — 176 с. — 16 000 экз.
  • Романова М. А. Театр Александра Соколова. — Екатеринбург: ООО «Форт Диалог-Исеть», 2011. — 175 с. — (Культура Урала; Жизнь замечательных уральцев). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91128-042-0.
  • Матвеева А. А. Старожилы // Люди города Е. — б. м.: Издательские решения, 2020. — 232 с. — ISBN 978-5-00510-921-7.

Ссылки