Перейти к содержанию

Зимина, Тамара Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тамара Зимина
20182018
Имя при рождении Тамара Васильевна Сухонос
Дата рождения 15 июня 1943(1943-06-15) (81 год)
Место рождения Владивосток,
Приморский край, РСФСР, СССР
Профессия актриса
Годы активности 1961— н. в.
Амплуа травести, героиня
Театр Свердловская драма
«Коляда-театр»
ЦСД
Награды «Браво! — 2015»

Тама́ра Васи́льевна Зимина́ (род. 15 июня 1943, Владивосток) — советская и российская актриса Свердловского государственного академического театра драмы и «Коляда-театра».

Биография

Родилась 15 июня 1943 года во Владивостоке, отец, военный разведчик, погиб в Великую Отечественную под Ленинградом[1], и мать, работавшая портнихой, воспитывала её одна[2]. Учась в театральной студии Приморского драмтеатра впервые вышла на сцену в семнадцать лет[3]. Среди педагогов студии был и Н. И. Басин, главный режиссёр театра. После её окончания в 1963 году была принята в труппу, но вскоре предпочла вместе с однокурсником Владимиром Марченко уехать в Нижний Тагил, вслед за Л. Р. Окуневым, любимым педагогом студии[4].

Работая в Нижнетагильском драмтеатре первый сезон, на неё обратили внимание во время смотра талантливой молодёжи, проводимого Свердловским отделением Всероссийского театрального общества в 1965 году. В комиссию в том числе входили оба режиссёра Свердловского театра драмыВ. С. Битюцкий и А. Л. Соколов, последний и пригласил Тамару Сухонос перейти в их труппу[комм. 1]. С 1966 года она и В. Марченко — артисты «театра Соколова»[5][6][комм. 2].

Именно в театре драмы в конце 1970-х годов произошло знакомство с Н. В. Колядой, позже вылившееся в их многолетнее сотрудничество[9]. Когда в 1990-х годах Коляда, поменяв актёрскую стезю на драматургическую, стал делать первые шаги в режиссуре, она оказалась с той частью труппы, кто шагнул навстречу новому «неведомому и невиданному экзотическому театральному языку» и порой деспотичным режиссёрским требованиям[10][комм. 3].

В параллель с драматической сценой вместе с подругой работала манекенщицей в экспериментальном цехе Дома мод[9]. Уже будучи мамой двух сыновей, сохраняя моложавость, нередко играла в театре подростков[12]. Однажды за шутку в популярной у зрителей постановке «Драма из-за лирики» по пьесе Г. Полонского её чуть не выгнали из театра — за «антисоветскую пропаганду»[12][13]:

Анна Матвеева: Жизненное амплуа Тамары Васильевны — барышня-хулиган, два в одном[14].


Ксения Ларина: У Тамары Зиминой нет ни званий, ни возраста — у неё глаза восторженного ребёнка, в которых отражается всё, что она захочет…[15]

в день Пасхи в советское время она на сцене играла школьницу, которая должна была предложить учительнице (её играла Умпелева) яблочко. Зимина с чего-то достала из парты крашеное яйцо и на весь зал громко: «Хотите яичко?». Что началось за кулисами! Какой ор! Скандал был немыслимый. Партбюро собралось.Николай Коляда, «Областная газета» 14 июня 2013[12]

Главный режиссёр А. Л. Соколов не раз гасил «революционный задор» темпераментной артистки, рвущейся выступить на партсобрании с обвинительной речью[16][комм. 4]. Проработав в академическом театре драмы много лет, артистка так и не получила почётного звания, — за своенравность, за слишком непокладистый характер[18][19][комм. 5].

С мая 2004 года, с первого дня существования «Коляда-театра» в стационарном помещении[21] является его ведущей актрисой, участвует во всех гастрольных и фестивальных поездках театра по стране и за рубежом (Passages, Осенний фестиваль в Париже[фр.])[22][23][24][25][комм. 6][27]. Играла на конкурсных показах на «Золотой маске» в 2010 и 2011 годах в Москве[28][29]. По сути, для актрисы началась вторая театральная жизнь, давшая возможность сыграть новые большие роли[30]. Сам Н. Коляда неизменно называет её «душой театра»[2].

В 2006 году договор между актрисой и Свердловским театром драмы был прекращён, но ещё не один год её вызывали на разовые роли, в том числе и в новые постановки «Молодого театра» при театре драмы[31][32][33][34][35][36].

С Р. Ташимовым в перерыве репетиций, Екатеринбург 2014

С декабря 2009 года участвует в читках «горячих пьес», а в дальнейшем и во многих постановках екатеринбургского Центра современной драматургии[37][38]. В 2014 году была членом жюри проекта ЦСД «Драматурги ставят драматургов»[39][40]. Актриса задействована в эскизах спектаклей Центра[41] и в фестивальных показах[42].

Драматург Ринат Ташимов, работавший в «Коляда-театре» в 2010-х годах, изначально во многих своих пьесах выписывал персонажей в расчёте на исполнение Т. Зиминой[43][комм. 7].

В октябре 2017 года сыграла на открытии «Театра Новых пьес» Н. Коляды в Москве (спектакли «Старая зайчиха», «Ба»)[44].

Выступает на творческих встречах со зрителями[45][46][17].

Многим жителям Екатеринбурга известен необычный балкон её прежней квартиры, придуманный самой актрисой после сильного затопления в 1990-х годах[47][48]

Семья

  • отец — Василий Фёдорович Сухонос (? —1943), офицер Красной армии, погиб на фронте[1];
  • мать — Клавдия Тихоновна Сухонос (урожд. Сидорова), дочь раскулаченных рязанских крестьян[1];
  • первый муж — Владимир Иванович Марченко (1943—2021), артист, в дальнейшем профессор Екатеринбургского театрального института[49];
  • второй муж — Юрий Владимирович Махлин (род. 1944), преподаватель пединститута, впоследствии директор театра драмы; родила от него сына — Бориса[50];
  • третий муж — Игорь Глебович Зимин (1947—1997), предприниматель, бизнесмен (был дважды судим), полковник внутренней службы[51][комм. 8]; прожила с ним 25 лет, родила второго сына — Германа[50];
    Шестеро внуков[3].

Театральные работы

Свердловский театр драмы

«Коляда-театр»

«Как Зоя гусей кормила»,
Москва, 2016
Центр современной драматургии
  • «Бы» Д. Соколова — Надежда
  • «Как Зоя гусей кормила» С. Баженовой — Зоя, около ста лет
  • «Пещерные мамы» Р. ТашимоваБаба Маша
  • «СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад» Я. Пулинович, П. БородинойЖенщина поэта
  • «Фиолетовые облака» А. Четверговой — Луиза Евгеньевна
  • «Чайка» А. ЧеховаМировая душа

Фильмография

Награды

  • дипломы Всероссийского смотра спектаклей (1968) — за роль Инны («Традиционный сбор») и Алёны («Встречи поздние и ранние»)[55];
  • дипломом Всероссийского фестиваля горьковских спектаклей в Горьком (1968) — за роль Поли («Мещане»)[56];
  • премия правления Свердловского отделения СТД РФ «И мастерство, и вдохновение…» фестиваля «Браво! — 2015» (2016)[57][58];
  • почётный диплом «Коляда-Plays — 2015» — за яркие работы в Центре современной драматургии[59].

Отзывы критиков

Кинообозреватель Валерий Кичин выделяет актрису, как «невероятную в глубине и простодушии», обеспечивающую своим участием в театральной или кинопостановке подлинность исполняемым ею персонажам[60]. Наталия Шаинян также на страницах «Российской газеты» отмечает тонко сработанный Зиминой обобщенно-символический образ даже в небольшой роли почти без слов[61].

«Кошка на раскалённой крыше»

Театральный критик из Перми Илья Губин оценивает работу актрисы в образе Большой Ма как невероятно многослойную и подлинно драматичную, когда у весёлой клоунессы в смешном наряде к концу первого действия происходит слом и начинают подниматься искренние чувства.

Наиболее сильной сценой спектакля становится прощание Большой Ма с Большим Па. В этот момент с образа спадает всё наносное и поверхностное. Тамара Зимина снимает с себя не только парик и толщинку, а, кажется, даже кожу — перед нами ничем не прикрытая человеческая душа.

Илья Губин, «Петербургский театральный журнал» октябрь 2015[62]

Театральный критик Галина Брандт, знающая актрису ещё по ролям в свердловской драме, соотносит её работы последних лет с душевной работой от богатого и подчас трагического опыта, который выпал Зиминой в жизни как женщине, матери и актрисе. И находит новые работы всё интересней и интересней[30].

И даже в самых «злых» рецензиях на уральские спектакли исполнение Зиминой признаётся абсолютно подлинным, а сама актриса получает эпитеты «очень хороша» и даже «фантастическая»[63][64][65].

«СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад»
С Олегом Ягодиным и Константином Итуниным, сцена из спектакля,
Москва, 2015

Какая счастливая мысль посетила авторов, когда они назначили на роль Женщины — мамы, бабушки, жены, подруги — не привлекательно-молодую актрису, а больше чем семидесятилетнюю к тому времени Зимину! Ведь она сама уже символ, уже не просто мама, бабушка, жена, подруга, и даже не просто актриса, она — Женщина. Какой-то недосягаемый образец непреходящей даже не молодости — юности, радостной открытости всему, а главное — доброты, мудрости, сочувствия, сострадания. То, что делает на сцене Зимина, легко, весело (как они — прямо «здесь и сейчас» — препираются с Ягодиным, когда она увлекается своими рассказами о прошлом!), невозможно просто изобразить — она транслирует что-то, что есть в каждой по-настоящему любящей женщине.

Галина Брандт, «Петербургский театральный журнал» июнь 2018[30]

Театровед Павел Руднев также находит образы Зиминой «блистательными, соблазнительными, чувственными»[66], ему вторит Н. Шаинян, увидев в женском присутствии в поэтической судьбе «точную дозу мягкости, хулиганства, шарма»[42].

«Змея золотая»

Театральный обозреватель «НГ» Елизавета Авдошина считывает сверхзадачу персонажа камерной пьесы Коляды, при этом её саму наделяет чертами из биографии исполнительницы:

Тамара Зимина — тётя Люба, подрабатывающая на пенсии мойкой машин в шиномонтажной, аккумулирует всю философию Коляды. Роскошная женщина со сложной судьбой, похоронившая сына, но не потерявшая юмор, веру, жажду и интерес к жизни, именно она мирит и возвращает к разуму молодых героев. Жизнелюбие актрисы — её органика; она выделяется на сцене даже тем, как изящно преподносит свой внешний облик, явно самостоятельно продумывая его вплоть до деталей.

Елизавета Авдошина, «Независимая газета» июнь 2018[67]

Комментарии

  1. Сухонос стала Зиминой в середине 1970-х годов, когда вышла замуж за И. Г. Зимина.
  2. «Театр Соколова» — так называли Свердловскую драму, славившуюся своим актёрским ансамблем, подобранным А. Л. Соколовым с середины 60-х по начало 80-х годов[7][8].
  3. Из интервью Николая Коляды «Газете.Ру» 22 ноября 2011[11]:

    …я часто настаиваю — скажи, как я сказал. В спектакле «Нежность» Тамаре Зиминой надо было в ответ на вопрос: «Ты поэтому красную шапочку надела?» — ответить: «Шапочку? Не знаю!». И вот эту «шапочку-не-знаю» ей триста раз пришлось произнести, чтобы освоить нужную для вступления музыки интонацию.

  4. Членом КПСС артистка так и не стала; режиссёр В. С. Битюцкий как то сказал артистке: «Ты могла бы её развалить»[17].
  5. В своё время документы на звание были отозваны, — человек, за которым она была замужем, был в местах лишения свободы, что не вписывалось в общепринятые представления об актрисе[18][20][19].
  6. Парижские выступления в 2010 году проходили на сцене театра Одеон[26].
  7. «Зимина — вообще моя муза, я в каждой из своих пьес обязательно пишу для неё роль» — признался Р. Ташимов в одном из интервью[43]. Так и во время московских гастролей «Коляда-театра» в читке «Первого хлеба» Зимина исполняла заглавную роль бабушки Нурии:
    илл. 1. «Первый хлеб» в Театральном центре «На Страстном», 30 января 2017 года,
    илл. 2. «Первый хлеб» в Театральном центре «На Страстном», 30 января 2017 года.
  8. И. Г. Зимин, директор ТОО «Квадро», возглавлявший в 1990-е одну из криминальных групп города и вовлёкший в неё сыновей, был арестован в июне 1996 года по подозрению в вымогательстве[52].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Матвеева А. А., 2020, с. 176.
  2. 2,0 2,1 Актрисе Коляда-Театра Тамаре Зиминой сегодня исполняется 75 лет. Вечерний Екатеринбург (15 июня 2018). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 24 января 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Забайлович Юлия. «В меня влюблялись просто наповал»: интервью с актрисой «Коляда-театра» о мужчинах, деньгах и пластике (25 июня 2020). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  4. Матвеева А. А., 2020, с. 180—182.
  5. Романова М. А., 2011, с. 25.
  6. Культура Урала № 7, 2020, с. 13.
  7. Романова М. А., 2011, с. 3.
  8. Культура Урала № 7, 2020, с. 14.
  9. 9,0 9,1 Хазинурова Алёна. Голодала 12 дней, 3 раза была замужем: секреты актрисы театра Коляды, которая в 75 зажигает на сцене. Е1.РУ Екатеринбург Онлайн (15 июня 2018). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  10. Скорочкина Ольга. И корабль плывёт… // Петербургский театральный журнал. — 2000. — Апрель (№ 21). — ISSN 0869-8198.
  11. Лисин Дмитрий. «Мой театр — скорее секта» / Интервью с худруком «Коляда-театра» Николаем Колядой. Газета.Ру (20 ноября 2011). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Коляда Николай. Актриса Тамара Зимина отмечает юбилей // Областная газета. — 2013. — 14 июня.
  13. Романова М. А., 2011, с. 106.
  14. Матвеева А. А., 2020, с. 194.
  15. Ларина Ксения. Талант. Боль. Смерть // The New Times : журнал. — 2015. — 20 сентября.
  16. Романова М. А., 2011, с. 111—112.
  17. 17,0 17,1 «Выход навстречу». Монолог. Актриса Тамара Зимина на YouTube
  18. 18,0 18,1 Романова М. А., 2011, с. 112.
  19. 19,0 19,1 Коляда Николай. Тамара Зимина. Живой Журнал (16 июня 2013). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
  20. Тамара Зимина (недоступная ссылка — история ). Телеканал Malina.am. Дата обращения: 16 июня 2013.
  21. Коляда-Театр. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (2006). Дата обращения: 29 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  22. Le Révizor // Tordjman Charles Passages 2009 / Festival des Théàtres / A L'Est de L'Europe : brochure. — Nancy, 2009. — С. 8.
  23. Nikolaï Kolyada / Hamlet. Credits (фр.). Festival d'Automne à Paris (2010). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  24. 39e édition du Festival d’Automne à Paris (фр.) // Fort Rémi, Delt Christine 39e édition du Festival d’Automne à Paris : dossier de presse. — Paris, 2010. — P. 4.
  25. Во Франции с успехом проходят гастроли известного уральского «Коляда-театра». Министерство культуры Свердловской области (18 января 2010). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  26. MM. Théàtre / Hamlet (фр.). Froggy's Delight (октябрь 2010). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  27. "Baba Chanel", m.e.s. Nikolaï Kolyada, extraits (фр.). Théâtre contemporain (май 2013). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  28. Теннеси Уильямс / Трамвай «Желание» / «Коляда-театр», Екатеринбург. Фестиваль «Золотая маска» (2010). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  29. Анна Батурина / Фронтовичка / «Коляда-Театр», Екатеринбург. Фестиваль «Золотая маска» (2011). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  30. 30,0 30,1 30,2 Брандт Галина. Невероятная Зимина / Актрисе Коляда-Театра Тамаре Зиминой — 75 лет // Петербургский театральный журнал. — 2018. — 15 июня. — ISSN 0869-8198.
  31. Филимоненков Дмитрий. Сиреневые крылья счастья. Театральные дневники (15 апреля 2010). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  32. Первая премьера «Молодого Театра». Министерство культуры Свердловской области (15 марта 2011). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  33. Театральный сезон. Дебютный спектакль «Молодого театра». Театральные дневники (18 марта 2011). Дата обращения: 29 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  34. 20 дней до премьеры. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (15 ноября 2012). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  35. Молодой театр Свердловской драмы представит своё видение «Анны Карениной» Льва Толстого. Министерство культуры Свердловской области (30 мая 2013). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  36. Полёт птицы. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (19 декабря 2013). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  37. Екатеринбургский Центр Современной Драматургии откроется в начале декабря. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (29 октября 2009). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  38. Вечер монологов. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (2 марта 2010). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  39. Драматурги ставят драматургов. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (27 мая 2014). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  40. Белоцерковская Яна. Драматурги стали режиссёрами // Областная газета. — 2014. — 28 мая.
  41. Цвиткис Вера. Герой нашего времени // Театральная газета (фестивальный выпуск). — 2015. — 27 июня (№ 9). — С. 7—8.
  42. 42,0 42,1 Шаинян Наталия. В Москве прошёл фестиваль «Артмиграция» // Российская газета. — 2015. — 18 сентября. — ISSN 1606-5484.
  43. 43,0 43,1 Попова Татьяна. Ринат Ташимов: «В моём фильме нет ничего античеловеческого» (недоступная ссылка). old.omskgazzeta.ru. Вечерний Омск-Неделя (22 августа 2019). Дата обращения: 14 сентября 2021. Архивировано 14 сентября 2021 года.
  44. Кичин Валерий. Игры скоморохов: В Москве открывается филиал «Коляда-театра» // Российская газета. — 2017. — 19 октября (№ 238 (7404)). — ISSN 1606-5484.
  45. Уральский Центр современной драматургии обнародует все свои тайны // АиФ-Урал : еженедельник. — 2014. — 12 ноября.
  46. «Крапивинские встречи» и откровения актрисы Тамары Зиминой – в проекте Белинки «Выход навстречу». РИА Новый День (12 мая 2014). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 24 января 2022 года.
  47. Игнатова Мария. История одного балкона: кто построил необычный золотой балкон в самом начале проспекта Ленина. Е1.РУ Екатеринбург Онлайн (3 июля 2017). Дата обращения: 28 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  48. Шминке Ирина. Необычные балконы Екатеринбурга (16 августа 2017). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
  49. Матвеева А. А., 2020, с. 179.
  50. 50,0 50,1 Матвеева А. А., 2020, с. 184.
  51. Бури вестники // Альбом / текст: С. Плахотин, Н. Яблонский / Гл. ред. Н. Яблонский. — Екатеринбург: Коммерсантъ-Урал, 2020. — С. 323—325. — 348 с. — 900 экз.
  52. Смирнов Виктор. Арестован преступный авторитет // Коммерсантъ : газета. — 1996. — 19 июня (№ 102). — С. 19.
  53. Документальный фильм «Ужас летящий в ночи» на YouTube
  54. Кабанов Пётр. «Урок экологии»: актуальные проблемы под музыку Цоя // Областная газета. — 2019. — 9 ноября. — С. 3.
  55. Зимина Тамара Васильевна. Официальный сайт Мишарина В. В.. Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  56. Романова М. А., 2011, с. 86.
  57. Весеннее заседание Правления. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (15 марта 2016). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 29 января 2022 года.
  58. Лауреаты Конкурса и Фестиваля «Браво!» — 2015. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (31 мая 2016). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  59. Коляда-Plays / Международный театральный фестиваль современной драматургии. IX. Коляда-театр (2015). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  60. Кичин Валерий. Дебюты—2021: «Второе солнце» Рината Ташимова // Российская газета. — 2022. — 10 января (№ 6 (8654)). — ISSN 1606-5484.
  61. Шаинян Наталия. Ждун с золотыми цепями // Российская газета. — 2019. — 4 февраля (№ 32 (7790)). — ISSN 1606-5484.
  62. Губин Илья. За маской клоунессы… // Петербургский театральный журнал. — 2015. — 24 октября. — ISSN 0869-8198.
  63. Должанский Роман. Россия выглянула из-за Урала // Коммерсантъ : газета. — 2014. — 31 мая (№ 93). — С. 4. — ISSN 1563-6380.
  64. Шадронов Вячеслав. Пещерные чайки: Центр современной драматургии в «Боярских палатах». Театральные дневники (18 января 2017). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  65. Шадронов Вячеслав. «СашБаш» П. Бородиной, Я. Пулинович, Центр современной драматургии (Екатеринбург), реж. Семён Серзин. Театральные дневники (20 января 2016). Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  66. Руднев Павел. О доверии к молодым // Петербургский театральный журнал. — 2014. — 28 ноября. — ISSN 0869-8198.
  67. Авдошина Елизавета. В Москве продолжаются гастроли екатеринбургского «Коляда-театра» // Независимая газета. — 2018. — 24 января. — ISSN 1560-1005.

Литература

  • Свердловский государственный драматический театр // сороковой сезон / состав труппы, репертуар сезона 1970—1971 гг. / Отв. за вып. Э. С. Аракелов, Е. Я. Файбушевич; фот. Б. Е. Лосева. — Свердловск: б. и., 1970. — 95 с. — 15 000 экз.
  • Романова М. А. Театр Александра Соколова. — Екатеринбург: ООО «Форт Диалог-Исеть», 2011. — 175 с. — (Культура Урала; Жизнь замечательных уральцев). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91128-042-0.
  • Губин Илья. Как научиться любить? // Культура Урала : журнал. — 2015. — Октябрь (№ 8 (34)). — С. 20—21.
  • Брандт Галина. Неказистые бабы изящной леди // Культура Урала : журнал. — 2018. — Июнь (№ 6 (62)). — С. 20—22.
  • Матвеева А. А. Старожилы // Люди города Е. — б. м.: Издательские решения, 2020. — 232 с. — ISBN 978-5-00510-921-7.
  • Матафонова Юлия. Потомки первопроходцев // Культура Урала : журнал. — 2020. — Сентябрь (№ 7 (83)).

Ссылки