Мартен, Жан-Батист
Жан-Батист Мартен | |
---|---|
фр. Jean-Baptiste Martin | |
Дата рождения | 1659 |
Место рождения | Париж, Франция |
Дата смерти | 1735 |
Место смерти | Париж, Франция |
Подданство | Франция |
Гражданство | Франция |
Жанр | Батальный жанр |
Покровители | Людовик XIV |
Звания | Первый королевский живописец |
Жан-Батист Мартен (фр. Jean-Baptiste Martin, родился в 1659 году в Париже — умер в 1735 году там же) — французский художник, специализировался в основном на батальной живописи. Выполнял королевские заказы, создавая не только живописные работы, но и гобелены. Некоторое время трудился руководителем знаменитой парижской Мануфактуры гобеленов[1].
Биография
Ранний период
В юности Жан-Батист Мартен обучался рисунку у Лорана де Ла Гира[фр.]. Затем изучал искусство фортификации. Во время обучения был отправлен рисовальщиком к выдающемуся фортификатору Себастьяну Ле Претру де Вобану. Последний представил молодого художника королю Людовику XIV.
Карьера при дворе
Французский монарх назначил Мартену пенсию и удостоил статуса главного живописца, призванного отражать на холсте славные победы короля. В этой должности Мартен тесно сотрудничал с Адамом Франсуа ван дер Мейленом.
Художник начал создавать полотна, посвящённые победам французской армии с 1688 года. Впоследствии он был назначен руководителем Королевской гобеленовой мануфактуры. На этом посту он сменил своего наставника ван дер Мейлена, который скончался в 1690-м.
В числе прочего Мартен создал значительную часть декоративных росписей во дворце Версаля. Художник создавал картины для украшения и других королевских резиденций. Как правило, это были изображения битв и сражений. Позднее живописца пригласил к себе герцог Леопольд I Лотарингский. По просьбе герцога Мартен реорганизовал фабрику по производству гобеленов в Нанси. В это же время он создал серию из двадцати картин, посвященных деяниям Карла V, для галереи Люневильского дворца.
Семья
У Жана-Батиста был младший брат — Пьер-Дени Мартен (1663—1742). Он также учился у ван дер Мейлена и стал известным художником. Часто его называли «Мартен-Младший». Однако в отличие от брата, Пьер-Дени специализировался на изображении королевских замков.
У Мартена-старшего был сын, также названный Жан-Батист, часто называемый «Мартен-юный» или «Мартен-сын». Он пошёл по стопам отца и дяди, учился живописи и стал известным гравёром.
Известные работы
- «Осада», 1690-е, Музей изящных искусств Марселя
- «Осада Эра», 1690-е, галерея господина ле Пренса, музей Конде, Шантийи
- «Осада Сенефа», 1690-е, галерея господина ле Пренса, музей Конде, Шантийи
- «Осада Намюра», 1692 год, полотно предназначалось для Шато-де-Марли, Музей искусства и археологии Периглоа[фр.], Перигё
- «Вступление Людовика XIV в Ипр», 1690-е, Музей Шартрез в Дуэ[фр.]
- «Ассамблея Королевской академии живописи и скульптуры», между 1710 и 1720 годами, Лувр
- «Осада Белграда», после 1717 года, Руанский музей изящных искусств
- «Коронация Людовика XV 25 октября 1722 года», 1735 год, Версаль
- «Мост Турель в Орлеане», 1690 год
Галерея
-
Осада Намюра, 1692 год
-
Конный портрет Марии Лещинской, около 1725 года
-
Большой Трианон, 1724 год
-
Кавалерийская атака, 1690-е годы
-
Принцесса Луиза Аделаида де Бурбон на коне
Примечания
Литература
- Charles Theodore Beauvais de Preau, Antoine-Alexandre Barbier. Biographie universelle classique, t. 2 (фр.). — 1829.
- Horak M. La rappresentazione della Battaglia di Vienna in un grande dipinto dell'ambiente di Jean Baptiste e Pierre Denis Martin. In "Auxilium a Domino", vol. 4 (итал.). — Piacenza, 2021. — ISBN 88-85381-62-6.