Марсолёт
Марсолёт: 1) в современной космонавтике — летательный аппарат, перемещающийся в атмосфере Марса за счёт подъёмной силы, создаваемой в соответствии с известными законами физики: Архимеда (воздушные шары и зонды), Бернулли (авиация) и так далее;
2) в фантастике и публицистике докосмической эпохи — разновидность звездолёта / планетолёта, осуществляющего космические перелёты между Марсом и другими астрономическими телами, и как частный случай полёты в атмосфере самого Марса.
Первым в истории человечества марсолётом в строгом смысле слова стал американский беспилотный роботизированный вертолёт «Ingenuity», осуществивший 19 апреля 2021 года полёт на Марсе на собственном двигателе, предназначенном для многократных полётов в атмосфере другого небесного тела[a][1][2]. На конец 2022 года он совершил 33 полёта общей протяжённостью 7,48 км и продолжительностью около 1 часа[3][4]
Терминологическая неоднозначность
Морфологически «марсолёт» — слитное сложное слово, образованное по такому же типу собственного или тематического словосложения[5], что и звездолёт и планетолёт, по отношению к которым этот термин является уточняющим в порядке углублённой классификации. Одинаковый для всех этих терминов второй корень «-лёт» указывает на общность по признаку полёта как формы физического перемещения. Однако в своём истолковании новый термин «марсолёт» не получился однозначным.
В варианте «звездолёт → планетолёт → марсолёт» последовательность «звезда → планета → Марс» варьируемый первый корень играет роль указателя направления движения: «к, на, в сторону». Примеры словоупотребления с такой семантикой отмечаются даже в 2010 годы; так в журнале «Наука и техника» № 5 за 2011 год марсолётом именуется тренажёр полётов на Марс, использованный в эксперименте «Марс-500»[6].
Однако в случае с Perseverance и Ingenuity — аппаратов, реально работающих в экспедиции Марс-2020 — словообразование в паре «марсоход → марсолёт» первый корень закрепился в роль константы места действия, а вариации второго корня стали отражать способ перемещения, «ходить — летать». Таким образом сложились два равноправных варианта трактовки объекта «марсолёт», различаемых только по контексту словоупотребления, что следует учитывать при последующей классификации.
Предыстория
Внеземное воздухоплавание — составная часть космонавтики, в которую сегодня этот предмет входит, как совокупность знаний об управляемом и неуправляемом перемещении в атмосфере небесных тел. На донаучной стадии, представленной в религиях и мифах древнейших народов, а также в фольклоре и позднейших утопических произведениях устройство внеземных миров полагалось тождественным земному. Сюжеты перемещения в их пределах, если и встречались, то способы такого движения были столь же мифологичны, как и описываемые применительно к земной ойкумене. Несмотря на отсутствие в этих материалах прямой связи с современной наукой, обзор этих источников приводится в фундаментальных научных трудах многих теоретиков космонавтики, в частности у А. А. Штернфельда[7] и Я. И. Перельмана[8].
Рубежными событиями и датами в этой предыстории стали: полёт братьев Монгольфье на воздушном шаре 21 ноября 1783 года; век спустя — воздухо-летательный снаряд с паровым двигателем Н. Е. Жуковского (1881–1885), более 2 тысяч полётов управляемых планеров Отто Лилиенталя (1891–1896) и, наконец, 17 декабря 1903 года, когда братья Райт подняли в воздух первый самолёт с двигателем, работавшим на керосине.
Каждый новый шаг в развитии земного воздухоплавания находил отражение и в художественной литературе. Подведение научных основ под художественный вымысел трансформировало весь жанр: на место умозрительных утопий приходил жанр научной фантастики.
Еще в начале XX века темпы прогресса астрономии и геофизики сдерживали развитие астрофизики и планетологии, как одного из её разделов. Это наглядно проявилось на примере ареологии, как общего комплекса дисциплин о Марсе. Опираясь на Ньютоновы законы, учёные к XIX веку располагали достаточно точными данными о размере Марса и местоположении его орбиты в Солнечной системе; была давно вычислена продолжительность марсианских суток и времён года на Красной планете. Вместе с тем, в последнюю четверть XIX века возник парадокс, когда новое астрономическое знание (наблюдения Скиапарелли 1877 года) повлекло за собой заблуждение относительно так называемых «марсианских каналов», утверждению которого ошибочные «обоснования» гипотезы П. Лоуэлла о населённости Марса. В частности, Лоуэлл сильно завысил предполагаемую плотность атмосферы Марса, а значит и предпосылки возможного воздухоплавания.
Написанный в 1949-50[9] и вышедший в 1952 году «Марсианский проект» (нем. Das Marsprojekt) Вернера фон Брауна с одной стороны, встаёт в ряд трудов популяризаторов космонавтики, а с другой служит сборником научных аргументов для тех, кто, как и автор, считает полёты на Марс реально осуществимыми. Присутствующие в этой книге элементы фантастики — дань традиции жанра, не обременяющая серьёзного читателя. Критики считают, что эта книга, написанная одним из пионеров ракетно-космической техники, оказала наибольшее влияние на планирование космических экспедиций на Марс[10]. Часть цифр и сведений из этой книги ареология уточнила ещё до написания книги. Немало было получено и в последующие четверть века, из американских марсианских экспедиций, к которым фон Браун имел в НАСА непосредственное отношение[11].
Вместе с тем, в книге фон Брауна нашли место и некорректные оценки, прежде всего — унаследованное ещё от Ловелла значительное завышение оценки атмосферного давления Марса. Конструктор предполагал его равным 84 миллибара[12] (64 мм рт.ст.[13]), то есть на порядок больше фактического, которое стало известно только в 1965 году[12].
Первые практические проекты
- «Десантная шлюпка» фон Брауна
Научные приложения к «Марсианскому проекту» фон Брауна выходят далеко за рамки обычных справочных таблиц, которые прилагали к своим трудам энтузиасты космонавтики. По глубине научной проработки это законченное инженерное исследование (англ. engineering study), развёртывающее оригинальную концепцию марсианской экспедиции в составе нескольких аппаратов, для каждого из которых сделаны необходимые расчёты. В этой части «Марсианский проект» выступает как коллективный труд, в котором фон Брауну помогали шесть человек[b]. Составитель электронной „Encyclopedia Astronautica“ (1997–2019) Марк Уэйд (Mark Waid[c]) представляет эту разработку фон Брауна под рабочим названием «Mars 1952»[15].
В концепции «Mars 1952» Вернера фон Брауна «десантная шлюпка» (англ. Landing Boat) представляет собой планёр с размахом крыльев 153 метров и массой при посадке 75 тонн, выполняющий роль посадочного модуля для доставки людей и грузов на поверхность Марса. Запуск планера (отделение от находящегося на околомарсианской орбите грузового корабля, англ. Cargo Ship) осуществляется с помощью двигателя на жидком топливе с тягой 1,960 кН. Место для горизонтальной посадки на шасси (варианты: лыжи, полозья, колёса) экипаж выбирает по ходу 86-минутного полёта[11]. С позиции современных знаний, 10-кратный просчёт в оценке плотности атмосферы Марса обрекал планер на гибель. К этому же привело бы и обилие камней и пересечённость рельефа, в чём конструктор мог убедиться за год до своей смерти, увидев фотографии поверхности Марса, сделанные 20 июля 1976 года аппаратом Викинг-1.
- Комментарии
- ↑ Первым в истории венеролётом стал аэростатный зонд советской межпланетной станции «Вега-1», совершивший в 1985 году неуправляемый полёт в атмосфере Венеры
- ↑ Mr. Krafft Ehricke, Dr. Hans Friedrich, Dr. Josef Jenissen, Dr. Joachim Muehlner, Dr. Adolf Thiel, Dr. Carl Wagner — их имена фон Браун перечисляет в книге[14].
- ↑ На сайте его имя даётся в написании Mark Wade[12].
Примечания
- ↑ Air & Space Mag 20.04.2021.
- ↑ Witze.
- ↑ Helicopter Waypoints
- ↑ Flight-Log.
- ↑ Виноградов В. А. Словосложение // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Mars-500.
- ↑ Штернфельд.
- ↑ Перельман1915.
- ↑ Braun, p. 6, 9.
- ↑ Platoff, p. Chapter 2, pp. 4–8.
- ↑ 11,0 11,1 Braun.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Waid.
- ↑ Braun, p. 45, 234.
- ↑ Braun, p. 215.
- ↑ Portree.
Литература
- Alexandra Witze. Lift off! First flight on Mars launches new way to explore worlds (англ.). Nature (19.04.2021).
- Jay Gallentine. The First Flight On Another World Wasn’t on Mars. It Was on Venus, 36 Years Ago (англ.). Air & Space Mag (20-04-2021).
- Flight Log (англ.). NASA.
- Красная планета как предчувствие . Наука и техника №5, 2011, с.5-8.
- von Braun, Wernher. Project Mars: A Technical Tale. — Apogee Books, 2006. — ISBN 978-0-9738203-3-1.
- Н. А. Рынин. Межпланетные сообщения . Мечты, легенды и первые фантазии (выпуск 1-й). — Л.: Печатня, 1928. — 108 с. — 2000 экз.
- Н. А. Рынин. Межпланетные сообщения . Космические корабли. Межпланетные сообщения в фантазиях романистов (выпуск 2-й). — Л.: П. П. Сойкин, 1928. — 160 с. — 15 000 экз.
- Рынин Николай Алексеевич (1877—1942) (недоступная ссылка). Космос информ. Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 7 марта 2017 года.
- Platoff, Annie Eyes on the Red Planet: Human Mars Mission Planning, 1952–1970 . NASA Johnson Space Center (July 2001). Дата обращения: 2 марта 2010. Архивировано 31 мая 2010 года.
- Я. И. Перельман. Далёкие миры. Астрономические очерки. — Пг.: П. П. Сойкин, 1914.
- Я. И. Перельман. Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. — Пг.: П. П. Сойкин, 1915.
- А. Штернфельд. Полёт в мировое пространство. — М.—Л.: Гостехиздат, 1949. — 140 с.
- А. Штернфельд. Межпланетные полёты. — М.: Гостехиздат, 1955. — 55 с.
- А. Штернфельд. Искусственные спутники Земли. — М.: Гостехиздат, 1956. — 180 с.
- А. Штернфельд. От искусственных спутников к межпланетным полётам. — М.: Гостехиздат, 1957. — 126 с.
- Mark Wade. Von Braun Landing Boat (англ.). Encyclopedia Astronautica (2019).
- Young, L. A., Briggs, G. A., Derby, M. R., Aiken, E. W. Use of Vertical Lift Planetary Aerial Vehicles for the Exploration of Mars (англ.). Ames (1.7.2000).
- Larry A. Young, Jeff Delaune, Wayne Johnson, Shannah Withrow-Maser, Haley Cummings et al. [https://ntrs.nasa.gov/citations/20205008226 Design Considerations for a Mars Highland
Helicopter] (англ.). Ames / JPL (30.9.2020).
- Portree, David S. F. Fifty Years of Mission Planning, 1950–2000 (англ.) (pdf). NASA History Fivision (February 2001).
Ссылки
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |