Манесов мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Манесов мост
Вид на Манесов мост со стороны Карлова мостаВид на Манесов мост со стороны Карлова моста
Область применения Пешеходный, трамвайный и автомобильный
Пересекает Влтава (река)
Место расположения Прага, Чехия
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Общая длина 186,4 м
Ширина моста 15,55 м
Эксплуатация
Открытие 1914
50°05′22″ с. ш. 14°24′45″ в. д.HGЯO

Ма́несов мост (чеш. Mánesův most) — мост через Влтаву в Праге. Мост получил своё название в честь чешского художника Йо́зефа Ма́неса.

Десятый мост (вниз по течению) из восемнадцати пражских больших и малых мостов. Соединяет Градча́нскую площадь (Hradčanské náměstí) и район Мала́-Стра́на.

История

Рудольфова лавка в 1885 году

До 1911 года на месте Манесова моста находилась паромная переправа и построенный в 1869 подвесной пешеходный мост Рудольфова лавка, соединявшие рыбацкий поселок Писек (Písek) и Старе-Место. Мост был построен под руководством инженеров Франтишека Менцла (František Mencl) и Алоиса Новы (Alois Nový) в сотрудничестве с архитектором Мечиславом Петру (Mečislav Petrů)в 1912—1914 годах. Он был открыт в 1914 году, однако полностью завершён во время Первой мировой войны в 1916 году. По замыслу мост должен был называться в честь кронпринца Австрии Рудольфа (до 1918 года Чехия входила в состав Австро-Венгрии), но получил название в честь погибшего незадолго до открытия австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. После образования самостоятельного чешского государства в 1920 году мост переименовали в честь Йозефа Манеса — известного чешского художника (1820—1871). В боях за Манесов мост 9 мая 1945 погиб советский танкист Иван Гончаренко.

Конструкция

Фриза на мосту

Мост сделан из бетона, частично использовался и железобетон. Длина моста 186,4 м, ширина 15,55 м. Мост имеет 4 пролёта высотой 41 м над уровнем реки. Его опорные балки закреплены прямо в скале. Мост выполнен в современном стиле, с вкраплениями чешского кубизма. На столбах украшен фигурными фризами с мотивами из жизни пловцов и рыбаков. Изначально мост предназначался для движения по нему транспорта, но по прошествии некоторого времени стала остро ощущаться необходимость в пешеходных дорожках. На данный момент мост имеет также трамвайное сообщение. В середине XX века его покрыли асфальтом, однако в ходе реконструкции 1992−94 гг. была восстановлена первоначальная каменная брусчатка.

Ссылки