Мазуровский, Виктор Викентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Викентьевич Мазуровский
Виктор Мазуровский (второй слева) с группой польских деятелей искусства в Риме, 1936 год.Виктор Мазуровский (второй слева) с группой польских деятелей искусства в Риме, 1936 год.
Дата рождения 1859(1859)
Место рождения Варшава, Польша
Дата смерти 6 августа 1944(1944-08-06)
Место смерти Варшава, Польша
Гражданство  Российская империя
Жанр художник-баталист
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1888)
Премии пенсия ИАХ (1889)

Виктор Викентьевич Мазуровский (1859, Варшава — 6 августа 1944, там же) — русский художник польского происхождения, мастер батальных сцен.

Биография

Родился в Варшаве. Получил первоначальную художественную подготовку в Варшавском рисовальном классе (1876—1878). Продолжил обучение в Императорской Академии художеств, в городе Санкт-Петербурге, вначале (1879—1888). Обучался живописи у Б. П. Виллевальде. В Академии Мазуровский помимо двух серебряных (1881) получает и малую золотую медаль (1885) за полотно: «Атака кавалерийским разъездом черкесов у деревни Бела в 1877 году» и большую золотую медаль за программу «Дело лейб-гвардии гусарского полка при Телише 3 октября 1877 года»[1]. Вместе с золотыми медалями молодой живописец-баталист получает звание классного художника первой степени и стипендию российской армии, организовавшей ему поездку за рубеж (1890—1894). По возвращении он занимает должность художника при русской армии, путешествуя по её военным формированиям, где выполняет цикл работ, посвящённых армии (1895—1904).

Во время русско-японской войны Мазуровский отправляется на фронт, делая цикл работ «С японской войны» (1905) для журнала «Летопись войны с Японией». После возвращения продолжает рисовать батальные сцены (1906—1914). К юбилею войны 1812 года художник выполнил ряд живописных работ, которые были изданы на почтовых открытках. С началом первой мировой войны снова отправляется на фронт, где рисует цикл картин, посвящённых мировой войне (1914—1917). После возвращения уже в большевистскую Россию продолжает писать картины, работая в военном музее Петербурга (1917—1924).

В возрасте 65 лет выезжает из СССР в Европу (1924), после чего сведения о нём теряются. Предположительно он проживал в Италии, откуда позже переехал в Польшу. В возрасте 85 лет был убит солдатами дивизии СС «РОНА» во время резни гражданского населения района Охота в Варшаве 6 августа 1944 вместе с супругой — пианисткой Ядвигой Залесской-Мазуровской.

Галерея

Литература

  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 118. — 459 с.
  • Кистович-Гиртбан Ирен. «Опыт евразийского синтеза музыки и живописи». Вступ. ст. в сб.: Гусейнов М.С. Балханские эскизы [Ноты] = Balkhan sketches: пьесы-фантазии для фортепьяно/ Мамед Гусейнов; вступ. статья Ирен Кистович. – Москва: Музыкант-классик. 2018. – 40 с. Цв. портр., цв. илл.; ст. Елены Володиной «Балханские эскизы».  Статья о проблематике синтеза искусств на примерах произведений Андо Хиросигэ, Л. Бакста, В.Верещагина, В. Гартмана, В. Мазуровского.

Ссылки

Примечания