Куявяк
Куявяк | |
---|---|
Направление | польский народный танец |
Размер | 3/4 |
Темп | умеренный |
Истоки | куявяне |
Время и место возникновения | Куявия |
Родственные | |
Мазурка | |
См. также | |
Оберек |
Куя́вяк (польск. Kujawiak) — польский народный танец. Своё название получил от исторической области Куявия[1].
История
Возник в Куявии. Первоначальное народное название танца — «спящий» (польск. «śpiący). Впервые название «куявяк» отмечено в 1827 году[2]. Первая музыкальная обработка куявяка была осуществлена около 1830 года. Наиболее известны обработки танца композитором Генриком Венявским.
Характеристика
Характер танца куявяка — лирический, романтический, медленный, часто в минорных тональностях. Трёхдольность близка к вальсовой. Куявяк — танец-размышление или танец-воспоминание. В песнях этого танца юноши просят музыкантов сыграть песню и приглашают девушек на танец.
Музыкальный размер — 3/4. Темп умеренный[3].
Танец, родственный мазурке, но, в отличие от неë, в куявяке соблюдается строгая симметрия акцентов. Характерной для него формой является период из двух фраз, причём акценты во 2-й фразе приходятся на те же места, что и в первой. Обычно в куявяке акцент падает на ту или иную часть 4-го такта. Характерным акцентом в конце фразы является более сильное притоптывание.
После куявяка часто исполняли оберек[4].
Мелодичные и ритмичные обороты куявяка использованы в произведениях Ф. Шопена, Г. Венявского и др. польских композиторов[5].
Примечания
- ↑ Куявяк // Музыкальная энциклопедия. — Под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. 1973—1982
- ↑ Коновальчик И. В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Характерный танец» — Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2017
- ↑ Куявяк // Большая советская энциклопедия, том 14 — 1973
- ↑ Шариков Д. И. Разновидности стилистики танцев народов мира // Музыкальная летопись российских регионов / ред.-сост. С. И. Хватова. — Майкоп, 2015 — С. 178
- ↑ Пасхалов В. В. Шопен и польская народная музыка. — Л.-М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. — 114 с.