Перейти к содержанию

Мадонна (картина Мунка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдвард Мунк
Мадонна. 1894 год
Madonna
Холст, масло
Музей Мунка, Осло

Мадонна (норв. Madonna, известна также как «Зачатие» и «Любящая женщина»[1]) — картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была исполнена литография, всего Мунк создал пять вариантов картины[2].

В 2004 году «Мадонну» вместе с одной из версий «Крика» похитили из Музея Мунка. Обе картины были найдены в 2006 году. Они получили незначительные повреждения и в мае 2008 года были возвращены в экспозицию музея после реставрации.

История

В мае 1890 Мунк приехал в Христианию, где проходила выставка его работ. Отзывы критиков были, как всегда, разными, но в целом более благосклонными к художнику, чем раньше[3]. В конце года Мунк снова уехал во Францию, проведя зиму в Ницце. В апреле он посетил Салон независимых, где, вероятно, видел картины Ван Гога и Гогена.

В этот период окончательно оформился его отличительный «экспрессионистский» стиль с выразительными линиями, упрощёнными формами и сюжетами, наполненными символизмом. Вернувшись в Норвегию, Мунк написал картину «Меланхолия», в которой уже нет ничего от импрессионизма. В течение 1891 года появляется на свет первое полотно из будущего цикла «Фриз жизни» — «Настроение на закате», предтеча его будущего шедевра «Крик».

В 1892 году прошла персональная выставка Мунка, неожиданно вызвавшая восхищение у художника-пейзажиста Адельстена Нормана, имевшего репутацию консерватора[4]. Вскоре он организовал Мунку выставку в Берлине. Однако в таком виде, как его задумал Мунк, «Фриз жизни» был представлен только в 1903 году в берлинской галерее «Сецессион». Картины, разместившиеся на четырёх стенах выставочного зала, делились на четыре секции: «Семя любви», «Любовь расцветает и гибнет», «Страх перед жизнью» и «Смерть». Среди представленных там картин были «Мадонна», «Крик», «Вечер на улице Карла Юхана», «Пепел» и «Танец жизни»[5] .

Описание

Цветная литография в художественном музее Охара[англ.]. 1895—1902. 60,5 см × 44,4 см

Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами, символизирующими беспокойную душу. Образ рождает предчувствие трагедии[6]. От канонического изображения Мадонны остался только нимб вокруг её головы. На картине отсутствуют прямые линии — женскую фигуру окружают мягкие волны[7].

Картина задумывалась как отражение циклов в жизни женщины: зачатие, рождение ребёнка и смерть. Первую стадию этого цикла, предположительно, символизирует поза Мадонны, вторую Мунк отобразил в литографии 1895 года. Она отличается от других «Мадонн» Мунка своим оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигуркой в ​​позе эмбриона в нижнем левом углу. Об ассоциации со смертью может свидетельствовать то обстоятельство, что любовь в понимании Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк считал, что предназначение женщины полностью реализуется после рождения ребёнка[8].

Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль — жена польского писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка[9][10].

Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам[2].

Кража

В 2004 году два вооружённых грабителя вынесли из музея «Мадонну» и «Крик»[11]. В мае 2006 года, когда картины ещё не были обнаружены, над предполагаемыми похитителями состоялся суд. Три человека получили от четырёх до восьми лет тюрьмы, два из них также были приговорены к крупным штрафам, ещё трое были оправданы[12]. Полиция нашла похищенные картины в августе того же года[13].

Наследие

В 2013 году в честь 150-летия Мунка норвежской почтовой компанией Posten Norge были выпущены почтовый блок и четыре почтовые марки с изображением картин художника, в том числе с «Мадонной» по цене 17 крон[14].

Примечания

  1. Стенерсен, Рольф. Эдвард Мунк. М.: Искусство, 1972 г.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 About the motif Scream and Madonna (недоступная ссылка). Музей Мунка (15 мая 2008). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано 8 апреля 2012 года.
  3. Нэсс, 81
  4. Нэсс, 101—102
  5. Prideaux, Sue. Edvard Munch: Behind the Scream. — Yale University Press, 2012. — р. 225
  6. Энциклопедия искусства XX века. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — P. 208. — ISBN 5224032415.
  7. Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка. МИА «Россия сегодня» (14.12.2013). Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 28 июня 2016.
  8. Madonna, 1894 by Edvard Munch (англ.). www.EdvardMunch.org. Дата обращения: 17 июля 2022. Архивировано 18 мая 2016.
  9. Mary Kay Norseng. Dagny: Dagny Juel Przybyszewska, the Woman and the Myth. — University of Washington Press, 1991. — С. 8. — 219 с. — ISBN 0295969997.
  10. Sue Prideaux. Edvard Munch: Behind the Scream. — Yale University Press, 2007. — С. 145. — 391 с. — ISBN 9780300124019.
  11. Scream stolen from Norway museum. BBC (22 августа 2004). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано 8 апреля 2012 года.
  12. Three guilty of The Scream theft. BBC (2 мая 2006). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано 8 апреля 2012 года.
  13. Berglund, Nina Munch paintings recovered (недоступная ссылка). Aftenposten (31 августа 2006). Дата обращения: 8 октября 2009. Архивировано 24 мая 2011 года.
  14. Munch’s “The Scream” on a Postage Stamp (англ.). ThorNews (14 февраля 2013). Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 19 апреля 2019 года.

Ссылки