Локомотивное депо Карталы
Карталы | |
---|---|
Номер | ТЧ-5 |
Подразделение | Южно-Уральская железная дорога |
Год основания | 1920 |
Основные серии локомотивов | ЧМЭ3, ТЭМ14, 2ЭС5К, 4ЭС5К, ВЛ80С, ЭП1 |
Станция | Карталы I |
Локомотивное депо Карталы — предприятие железнодорожного транспорта, на станции Карталы I Южно-Уральской железной дороги. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава.
Здание депо ступенчатого типа. Расположено на станции Карталы I.
История
В конце октября 1917 года на станцию Карталы прибыл первый поезд из Троицка. В 1918 году было открыто рабочее движение на участке Карталы — Байтук. Также проложена ветвь до станции Лес (ныне Мочаги)[1]. Таким образом станция стала узловой, но движение оставалось небольшим, так как в стране полыхала Гражданская война. На станции Карталы было всего четыре пути и десяток жилых домов с населением около 80 человек. В начале 1920-х от станциии Троицк раз в неделю приходил грузо-пассажирский поезд: паровоз Ов, один четырёхосный крытый вагон оборудованный для перевозки людей, товарные вагоны и платформы с грузом. Поезд находился в пути от Троицка 10-12 часов и скорость его не превышала 20 км/час[1].
В 1919—1920 было построено паровозное депо на станции Карталы, однако деревянная постройка на два ремонтных стойла не могла вмещать в себя даже небольшой паровоз серии Ов, поэтому промывка паровозов производилась на улице. Депо имело статус оборотного[1].
В 1919 году в депо Карталы было девять паровозов[2].
21 июля 1920 года было утверждено штатное расписание депо, но штат депо был мал: четыре локомотивных бригады, 10 ремонтных рабочих разных специальностей. Депо производило лишь небольшой ремонт, промывку паровозов и экипировку топливом, водой и песком, но даже экипировка углём производилась без механизации. Деповчане испытывали бытовые трудности, жили впроголодь, так как были задержки выплаты заработной платы. Некоторое спасение давали продовольственные пайки[1].
В 1925 году было принято решение о постройке линии от Карталов к горе Магнитной. Требовалось достроить линию от станции Мочаги, часть линии уже существовала. В конце 1928 года было принято решение о строительстве Магнитогорского металлургического комбината и темпы строительства линии возросли. Было принято решение открыть участке Карталы — Магнитная к 1 июля 1929 года, на 40 дней раньше установленного срока[2].
К июлю 1929 значительно увеличился штат работников депо. В депо Карталы прибыли для постоянной работы или были откомандированы из разных уголков страны паровозные бригады. Более десятка локомотивщиков прибыли из депо Оловянная Дальневосточной дороги, прибывали с окрестных депо Урала, Украинской ССР. В основном это были опытные машинисты и их опыт позволил быстро освоить ремонт и эксплуатацию паровозов. Уже в начале 1930-х бригады депо Карталы обслуживали тяговые плечи на Орск, Магнитогорск, Троицк[1].
29 июня 1929 года паровоз Ов-8006 был выдан из депо под первый поезд до станции Магнитогорская. Для проведения этого состава были выделены две паровозные бригады во главе с машинистом И. Станкевичем[3].
В связи со строительством крупнейшего металлургического комбината обострилась проблема с маленьким зданием депо. В 1930 году на бюро Полтавского райкома ВКП(б) было намечено достроить паровозоремонтное здание на 9 стойл, построить две новые секции депо на 13 стойл, мастерские при депо, двухэтажный дом врачебно — санитарной службы, а также магазин, жилые дома за счет кредитов Магнитостроя, дом объединенных контор пути и тяги, электростанцию, поворотный круг, второй водонапорной башни[1].
К началу 1930-х годов парк паровозов депо Карталы составлял уже 23 паровоза разных серий[4]
В 1931 году началась замена парка паровозов: маломощные Ов сменили на серию Щ, затем появились и паровозы ФД. Удалось сократить процент неисправных паровозов с 36 до 18 %[1]. К середине 1930-х в депо было уже 67 паровозов, в том числе 14 паровозов серии ФД[4].
В 1933 году начальником депо стал Вячеслав Порфирьевич Воротилин. Спустя три года, благодаря начальнику депо был построен рабочий посёлок в котором жили работники депо[2]. В 1936 году на свой страх и риск он одобрил проведение тяжеловесного поезда весом 7200 тонн на участке Карталы — Троицкий машинисту Адольфу Лянге[5]. Запомнился он работникам депо и другими добрыми делами. В 2012 году в честь Вячеслава Воротилина был назван электровоз ЭП1-300[6]
С 1935 года в депо был освоен подъёмочный ремонт паровозов.
В 1938 году было начато строительство новой железнодорожной линии на Акмолинск, общей протяжённостью 806 км. Это позволяло значительно сократить путь до Караганды, вовлечь в хозяйственный оборот дальних районов Челябинской области и пространства степей северной части Казахской АССР. Линию целиком сдали в ноябре 1943 года[1].
Локомотивные бригады депо Карталы участвовали в Стахановском движении, боролись за увеличение веса поезда, увеличение технической скорости, увеличение среднесуточного пробега локомотивов. Первыми были машинисты Адольф Лянге и Михаил Валавин, бригады боролись за увеличение веса. Машинисты М. И. Ухов, А. В. Звездин, А. М. Колин водили тяжеловесные поезда с высокими скоростями[1].
В 1940-е годы на Карталинском отделении Южно-Уральской дороги начали практиковать кольцевую езду на участках Магнитогорск — Карталы — Тобол, Айдырля — Карталы — Тобол. Паровозные бригады стремились ездить без отцепок паровозов по станции Карталы[1].
В годы Великой Отечественной войны НКПС было принято решение создать на тыловых железных дорогах паровозоремонтных поездов (ПРП), которые могли бы оказывать помощь в ремонте паровозов в непосредственной близости к фронту. В марте 1942 ПРП № 18 был создан в депо Карталы. В два четырёхосных крытых вагона поместили необходимые станки и оборудование, электростанцию на 48 кВт. Личный состав поезда (34 человека) разместили в отдельном вагоне[1].
Ушедших на фронт мужчин заменяли женщины. Работали в качестве паровозных кочегаров, слесарями по ремонту паровозов. В депо приходили учащиеся железнодорожных училищ из эвакуированных районов страны[1].
Великолепно работали паровозные бригады машинистов А. А. Тефтелева, А. А. Лянге, М. И. Ухова и другие.
В депо были организованы фронтовые бригады и колонны для ускорения передвижения поездов с грузами оборонного значения. В состав фронтовых бригад и колонн включили передовых машинистов депо. Были созданы «Колонна паровозных бригад имени парткома путей сообщения Кагановича» (руководитель — машинист И. П. Ващенко); «Колонна паровозных бригад имени И. В. Сталина» (руководитель — участник Гражданской войны машинист М. И. Ухов); «Колонна паровозных бригад имени Государственного Комитета Обороны» (руководитель — машинист А. А. Тефтелев)[1].
В паровозном депо Карталы за годы войны орденами и медалями было награждено более 190 человек. Сразу после окончания Великой Отечественной войны произошла смена руководства депо. Остро ощущалась нехватка кадров. Паровозы вернулись предельно изношенными, а паровозоремонтные заводы ещё не работали по своему профилю, в годы войны они выпускали в основном оборонную продукцию. Выходом из положения было проведение капитального ремонта первого объёма в условиях депо. За 1945 год удалось отремонтировать 20 паровозов, при том что задание было 17[1].
На 1945 год в депо эксплуатировались паровозы серий ФД, СОк, Су, Эм, и американские паровозы серии Ем[1].
Несмотря на имеющиеся в депо кадровые проблемы, в 1945—1947 году начали расширять производственные площади были построены котельная, здание дежурного по депо, компрессорная, дом отдыха локомотивных бригад[1].
В 1951 году были подведены итоги первой послевоенной пятилетки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1951 г. за безупречную работу были награждены Орденом Ленина десять работников депо и Орденом Трудового Красного Знамени 18 человек[1].
В 1952 году стали поступать паровозы серии Л[1].
В 1959 году начат был переход на тепловозную тягу. Происходило переобучение работников депо. Тепловоз ТЭЗ-2251 привёл грузовой поезд на станцию Карталы-1 под управлением опытного машиниста Владимира Константиновича Степанова в декабре 1959 года. К 1963 году всю основную работу выполняли тепловозы[1].
Уже в 1967 году депо начало переходить на электрическую тягу. Поступили грузовые электровозы ВЛ60к, электропоезда ЭР9П для пригородного движения. Первый поезд на электротяге на Магнитогорск провёл машинист Владимир Иванович Петренко, на Тобол машинист Николай Федорович Мачкарин первый электропоезд провел машинист Олег Александрович Абрамов[1].
24 сентября 1969 года решением Управления дороги и президиума Дорпрофсожа Южно-Уральской железной дороги локомотивному депо Карталы присвоено звание «Предприятие высокой культуры» с вручением диплома[1].
На 1974 год приписной пар составлял 346 электровозов серии ВЛ60К и 12 электропоездов серии ЭР9 разных модификаций, тепловозы ТЭМ1 и ТЭЗ. С 1982 года стали поступать маневровые тепловозы серии ЧМЭ3. В 1987 году началась замена электровозов ВЛ60К на ВЛ80Т и ВЛ80С[1].
В 1997 году в состав локомотивного депо Карталы вошло локомотивное депо Магнитогорск, его стали именовать Магнитогорский производственный участок. Однако депо при этом имело свой локомотивный парк, в частности тепловозы серии 2ТЭ10В[1].
Факты
В октябре 2007 года в депо для испытаний и опытной эксплуатации, прохождения 5000-километрового пробега с грузовыми поездами поступил электровоз 2ЭС4К-001[7].
Локомотивы и тяговые плечи
В разные годы в приписном парке депо были паровозы Ов, СО, Су, Л[1], ФД20[5] Эр, Эм, тепловозы ТЭ3, ТЭМ1[1], ЧМЭ3, ТЭМ18, ТЭМ14, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, электровозы ВЛ60, ВЛ65, 2ВЛ60К, ВЛ80Т, ВЛ80С, ЭП1, 2ЭС5К и 4ЭС5К[6], электропоезда ЭР9Е, ЭР9П.
Локомотивные бригады депо Карталы обслуживают тяговые плечи[1].
- Карталы — Орск — 273 км
- Карталы — Тобол — Железорудная — 192 км
- Карталы — Магнитогорск — 142 км
Электровозы депо эксплуатируются на участке от станции Инзер до Оренбурга (944 км)[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 Город трудовой доблести . ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАРТАЛИНСКОГО РАЙОНА. Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Евгений Каюков. Паровозы и паровозные машинисты депо Карталы (15 ноября 2017). Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ В атмосфере тридцатых . Гудок. Призыв (30 июля 2010). Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 «Извозчик» Магнитки . Гудок. Призыв (10 июля 2009). Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Рекордный вес . Гудок. Призыв (24 мая 2019). Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Воротилинский гудок (7 июня 2012). Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ «Дончак» отправляется в эксплуатационный пробег . Официальный сайт. Трансмашхолдинг (10 октября 2007).