Лишин, Давид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Давид Лишин
David Lichine Lichtenstein[1]
Дата рождения 25 октября 1910(1910-10-25)
Место рождения Ростов-на-Дону, Российская империя
Дата смерти 26 июня 1972(1972-06-26) (61 год)
Место смерти Лос-Анджелес, США
Гражданство  Франция США
Профессия артист балета, балетмейстер
Театр Русский балет Монте-Карло (1932-1936), Русский балет де Базиля (1936-1939) Оригинальный русский балет (1939-1941), Театр Балета, Балет Елисейских полей
IMDb ID 0508981

Давид Лишин (англ. David Lichine, настоящая фамилия Лихтенштейн[* 1][2]; 25 октября 1910 — 26 июня 1972) — артист балета, балетмейстер и педагог, работавший в балетных труппах Европы, США и Австралии а также для нескольких студий Голливуда. Супруг балерины Татьяны Рябушинской.

Биография

После революции родители Лишина через Константинополь и Софию эмигрировали в Париж, где ребёнок начал заниматься балетом. Учился в студии Любови Егоровой, затем у Петра Владимирова и Брониславы Нижинской. В конце 1920-х работал в труппе Иды Рубинштейн, в 1930-м – в компании Анны Павловой, в следующем сезоне — танцевал в труппе Нижинской. В 1932 по приглашению Джорджа Баланчина, художественного руководителя «Русских балетов Монте-Карло», заключил контракт с Рене Блюмом и полковником де Базилем и стал солистом только что созданной ими балетной труппы.

После конфликта между основателями и раздела труппы, Лишин остался в компании полковника де Базиля «Русский балет де Базиля», в 1939 году сменившей своё название на Оригинальный русский балет. Танцевал сольные партии во многих балетах, созданных для компании Баланчиным, Мясиным и Фокиным. Почти сразу начал пробовать свои силы как хореограф: в 1933 году поставил свой первый балет «Ноктюрн». В австралийском турне 1939 года был хореографом труппы наравне с Сержем Лифарём. Наиболее известными его постановками стали полный драматизма «Блудный сын» и весёлый, полный юмора «Выпускной бал».

В 1941 году во время гастрольной поездки на Кубу, организованной Солом Юроком, группа из 18 артистов во главе с Алонсо ещё на пароходе решила оставить труппу и перейти во вновь организованный нью-йоркский Театр балета. Было дано всего два представления, после чего театр Гаваны разорвал контракт, так как спектакли, требовавшие наличие кордебалета, оказались сорваны. Юрок отказался выплачивать жалование тем артистам, которые застряли на Кубе (имея нансеновские паспорта, они не могли ни вернуться домой, в охваченную войной Европу, ни уехать по следующему контракту в Южную Америку, так как труппа развалилась). Часть из них решила продолжать танцевать и поначалу ездила по городам Кубы, затем, для того, чтобы артисты смогли как-то оплачивать свои ежедневные расходы и заработать на то, чтобы выбраться с острова, Лишин организовал группу из шести человек, которая танцевала по ночным клубам. Он сам ставил хореографические миниатюры для ночного клуба «Тропикана». Спустя полгода де Базиль смог заключить контракт на выступления в Детройте и затем в Канаде, Мексике и Бразилии и артисты смогли уехать с Кубы.

В 1942 году Лишин оставил труппу де Базиля и некоторое время работал в нью-йоркском Театре балета, где, в частности, выпустил премьеру незаконченного балета Фокина «Елена Троянская».

После войны вместе с женой вернулся во Францию, в Париж, и некоторое время работал в Балете Елисейских полей, где поставил один из первых в истории театра балетов, шедших без музыкального сопровождения — «Творение». Затем работал в Балете маркиза де Куэваса.

В начале 50-х вместе с супругой переехал в США и поселился в Беверли-Хиллз. Работал в Голливуде, сотрудничая с разными студиями. Также работал с Балетом Лос-Анджелеса[англ.], вместе с труппой которого ездил на гастроли в Париж и в Испанию. 8 июня 1956 года стал натурализованным гражданином США[3].

Будучи человеком эмоциональным и горячим, Лишин отличался взрывным характером. Так, не сдержав своего недовольства, однажды он кинул с высокой поддержки балерину Данилову. По словам Кеннета МакКензи, Лишин «весь состоял из чувств» [4]:155.

Семья

В 1933 году женился на артистке «Русских балетов Монте-Карло» Любовь Ростовой, но их брак оказался недолгим. В 1943 году женился на своей постоянной партнёрше Татьяне Рябушинской, с которой танцевал начиная с первого же сезона работы в труппе. Во время гастролей по Мексике у них родилась дочь Татьяна.

Репертуар

Балеты Баланчина
Балеты Мясина

Постановки

Русский балет Монте-Карло
Оригинальный русский балет, турне по Австралии (1939-1940)
Театр балета
  • 8 сентября 1942 — «Елена Троянская» на музыку Жака Оффенбаха, декорации Верте[* 2]
  • 1943 — «Сорочинская ярмарка» (с использованием симфонической поэмы «Ночь на лысой горе» Мусоргского)
Театр Елисейских полей
Балет маркиза де Куэваса
Балет Борованского (Австралия)
Фестивальный балет (импресарио Джулиан Браунсвег)
  • 1960-е — «Щелкунчик» П. И. Чайковского (декорации и костюмы Александра Бенуа)
  • «Юность. Любовь. Страсть» (год постановки неизвестен)

Фильмография

(*) — фильмы, где Лишин выступал как хореограф

Давид Лишин был также прототипом крокодила Бена (Ben Ali Gator) в мультипликационном фильме Уолта Диснея «Фантазия»: при работе над мультфильмом художники студии наблюдали за спектаклями и репетициями «Русского балета Монте-Карло» (прототипами других персонажей-животных были Тамара Туманова, Татьяна Рябушинская, Павел Петров и другие артисты).

Примечания

Источники
  1. Hawaii, Honolulu Passenger Lists, 1900—1953: Иммиграционные карточки супругов Давида Лишина Лихтенштейна (англ. David Lichine Lichtenstein) и Татьяны Рябушинской (англ. Tatiana Riabovchinska), выданные по прибытии в Гонолулу на корабле «Monterey» 24 апреля 1939 года (из Австралии).
  2. РГАЛИ Архивная копия от 23 апреля 2016 на Wayback Machine: Оперный певец Давид Акимович Альшанский (настоящая фамилия Лихтенштейн) — однофамилец.
  3. U.S. Naturalization Record Indexes, 1791—1992 (Indexed in World Archives Project). Дата обращения: 12 апреля 2016. Архивировано 23 апреля 2016 года.
  4. М. Мейлах. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет. — М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Комментарии
  1. М. Мейлах ошибочно приводит фамилию Альшанский.
  2. Незавершённый балет Фокина, законченный Лишиным. Премьера состоялась через 16 дней после смерти хореографа.
  3. Переработанная версия балета «Эволюция движений», шедшая без музыки.