Липоване
Липоване | |
---|---|
Численность |
23 000 (офиц.) 100 000 (неофиц.) |
Расселение | Болгария |
Язык | русский язык, румынский язык,[1] болгарский язык,[1] украинский язык |
Религия | Старообрядчество (Поповцы) |
Входит в | Русский народ |
Происхождение |
Липова́не (рум. Lipoveni, филипповцы, филиповцы, филиппоны, дунаки, пилипоны[2]:204) — старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских.
Этноним
«Этноним липовани (die Lipowaner) по отношению к русским старообрядцам стал впервые встречаться в австрийских официальных документах начиная с 1777 г. когда старообрядческое селение Соколинцы было включено в перепись монастырских земель, а основано было предположительно после 1669 г. недалеко от современного города Сучава, на землях монастыря Митокул Драгомирней», — отметил профессор Ф.И. Кирилэ[3].
Профессор напомнил, что «заграничных старообрядцев стали звать «филиппонами», а потом сокращённо — липованами» с подачи знатока ранней истории русского старообрядчества П. И. Мельникова-Печерского, который в подтверждение своей гипотезы о том, что слово липоване восходит якобы к имени Филиппа — основателя одного из беспоповских согласий: филипповцы → филиппоны → липоване, ссылался на работу украинского историка-униата Игнация Кульчинского Specimen Ecclesiae Ruthenicae, где впервые в истории старообрядчества встречается термин philippony — «филиппоны». Эта версия оказалась живучей, однако она в корне неверна[3].
Кульчинский вёл речь не о старообрядцах вообще, а о филипповцах, проживавших на территории Польши (в Мазурии). Они вышли из поморских беспоповцев, в 1737 году отделившихся от Выговской общины селений Архангельской и Олонецкой губерний и основавших свою общину под руководством Филиппа — келейника Андрея Денисова. Когда филипповцы с 1743 года переселились в Польшу, поляки стали называть их филиппонами. Наиболее близки они к старообрядцам-беспоповцам Балтийских стран, к Поморским старообрядцам-беспоповцам и с Московской Преображенской общине[3].
Таким образом, наиболее убедительна версия происхождения термина «липоване» именно от названия села, где впервые в Австро-Венгрии была зафиксирована старообрядческая община[3].
История
В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество, в будущую Буковину.
Как следует из архивных источников, первые старообрядцы появились в лесистой части Буковины, входившей в Молдавское княжество, подчинённое тогда Османской империи. «Точных сведений о первых поселенцах... в Молдове нет. Лишь в 1730 г. термин "липоване" обнаруживается в документах», указывали В.О.Петров и О.А. Иванова[4]. Румынский исследователь А.Г. Миктат писал, что «первые документальные свидетельства пребывания русских староверов на этой территории относятся лишь к 1724-1740 гг.»[5]
Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — казаков-некрасовцев.
Во времена правления Чаушеску проводилась государственная политика принудительной ассимиляции липован — им давались румынские фамилии, обучение в школах проводилось только на румынском языке и так далее[6].
В настоящее время большинство липован проживает в Румынии (северо-западная Добруджа, жудецы Ботошани, Сучава, Яссы, Васлуй, Нямц, Бакэу, Галац, Брэила и, главным образом, в Тулче). Крупнейшие населённые пункты в Румынии с преимущественно липованским населением: Гиндерешть, Журиловка, Бретешть, Маноля, Липовень, Климэуць, Каркалиу, Сарикёй, Слава-Черкезе (Слава Черкесская), Слава-Русэ, Периправа, Сфиштофка (Свистовка), Мила 23. На Украине — (Килия, Вилково, Измаил и окрестные сёла (Старая Некрасовка, Новая Некрасовка). Общины липован проживают также в некоторых городах Молдавии (Кишинёв, Кагул, Оргеев, Бельцы), есть преимущественно липованские сёла (Кунича, Покровка)[7]. Молдавские и многие румынские липоване двуязычны, свободно владеют русским и румынским языками[8][9], на Украине также украинским[10]. Есть частично липованские сёла в Болгарии (сёла Казашко и Татарица).
В настоящее время в Румынии липован насчитывается 37 тысяч человек по официальным данным и 100 тысяч по неофициальным. В 1990 году в Бухаресте была основана «Община русских-липован», которая издаёт двуязычную газету «Зори-Zorile» и журнал «Китеж-град».
Культура
Некоторые исследователи указывают на сходство культуры липован с художественным творчеством старообрядцев Ветки и Стародубья. Так, кандидат филологических наук Ю. Е. Горбунов отмечал сходство их иконографии и, в частности, присутствие у них редкого иконографического извода (Никола Отвратный)[11].
Репатриация
После войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство предложило всем своим бывшим гражданам, проживающим за границей, вернуться на родину. Осенью 1947 года русские жители-липоване из двух сёл Румынии (Каменки и Серикей), уехавшие из России в Румынию в период церковных реформ Никона, отправились на пароходе «Карл Маркс» через Одессу до Астрахани. Переселенцы нашли приют в Тюменевке, из которой были депортированы калмыки. 2 ноября 1947 года на общем сходе переселенцев было решено организовать колхоз «Новая жизнь» и переименовать село Тюменевка в село Речное.
См. также
- Белая Криница
- Пилипы-Хребтиевские — старообрядческое село в Хмельницкой области Украины, название которого образовано от «пилипонов».
- Айдемир — село в Болгарии, основанное липованами.
- Иван Пацайкин — знаменитый гребец на каноэ, 4-хкратный победитель Олимпийских игр, липованин.
- Влад Иванов — румынский киноактёр, липованин.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 THE ETHNO-CULTURAL BELONGINGNESS OF AROMANIANS, VLACHS, CATHOLICS, AND LIPOVANS/OLD BELIEVERS IN ROMANIA AND BULGARIA (1990–2012) . Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Таранець С. В. Пилипони Архивная копия от 12 декабря 2020 на Wayback Machine // Енциклопедія історії України: Т. 8. Па — Прик / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: Наукова думка, 2011. — 520 с. (укр.)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Феодор Иванович Кирилэ, Максим Петухов. Кто такие липоване? . Старообрядческий сайт «Русская вера (2013).
- ↑ Петров В.О., Иванова О.А. История липован как особой ветви старообрядчества // Вестник музыкальной науки. 2017. № 4. С. 81-88.
- ↑ Mictat A. G. Metodologia cercetarii etnopsihologice. Lasi: Lumen, 2011. 439 p. - ISBN- 978-973-166-267-1 - c. 248.
- ↑ Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: К истории возникновения и развития . Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 1 ноября 2017 года.
- ↑ Живая традиция. Старообрядцы в Молдавии . www.russkiymir.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
- ↑ Стойкость не бреющих бороды — Booknik.ru . booknik.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
- ↑ Русская вера. Липоване. Кто такие «липовани» . ruvera.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
- ↑ Липоване в Молдавии и Буковине (рус.), Культурный ландшафт (2 октября 2012). Архивировано 28 октября 2017 года. Дата обращения 27 октября 2017.
- ↑ Горбунов Ю. Е.. Русские иконы в старообрядческих общинах Болгарии. — Ч. 2 . Книжница Самарского староверия (10 ноября 2007). Дата обращения: 25 февраля 2021.
Литература
- Половинкин И. Н. Липованы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Липинская В. А. Исторические предания липован // Этнографическое обозрение. 1997. — № 6. — С. 43—55.
- Пригарин А. А. Отражение процессов формирования в исторической памяти группы русских старообрядцев на Дунае // Гуманитарная мысль Юга России. — 2005. — № 1. — С. 88—107.
- Яценко Е. Русский язык в дальнем зарубежье: Способны ли русскоязычные сохранить великий и могучий? // Смысл. — 2007. — № 1.
- Пригарин А. А. «Народные предания» и «Историография»: Уровни исторического (со)знания липован // Шаги/Steps. — 2016. — № 4. — С. 114—149.
- Гаврюшина Л. К. Старообрядческие села Румынии: Жизнь поколений и судьба традиций // Славянский мир в третьем тысячелетии. — 2018. — № 3—4. — С. 160—173.
Ссылки
- crlr.ro/index.php — официальный сайт общины липован в Румынии (англ.) (рум.) (рус.)
- Газета «Зори»
- Москетти-Соколова А. Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован
- Русские липоване в Румынии: История и современность // Радиопередачи русской службы Интеррадио (Румыния)