Липоване

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Липованы»)
Липоване
Численность 23 000 (офиц.)
100 000 (неофиц.)
Расселение

 Румыния
 Украина
 Молдавия

 Болгария
Язык русский язык, румынский язык,[1] болгарский язык,[1] украинский язык
Религия Старообрядчество (Поповцы)
Входит в Русский народ
Происхождение

Индоевропейцы

Славяне
Восточные славяне
Русский народ

Липова́не (рум. Lipoveni, филипповцы, филиповцы, филиппоны, дунаки, пилипоны[2]:204) — старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских.

Этноним

«Этноним липовани (die Lipowaner) по отношению к русским старообрядцам стал впервые встречаться в австрийских официальных документах начиная с 1777 г. когда старообрядческое селение Соколинцы было включено в перепись монастырских земель, а основано было предположительно после 1669 г. недалеко от современного города Сучава, на землях монастыря Митокул Драгомирней», — отметил профессор Ф.И. Кирилэ[3].

Профессор напомнил, что «заграничных старообрядцев стали звать «филиппонами», а потом сокращённо — липованами» с подачи знатока ранней истории русского старообрядчества П. И. Мельникова-Печерского, который в подтверждение своей гипотезы о том, что слово липоване восходит якобы к имени Филиппа — основателя одного из беспоповских согласий: филипповцы → филиппоны → липоване, ссылался на работу украинского историка-униата Игнация Кульчинского Specimen Ecclesiae Ruthenicae, где впервые в истории старообрядчества встречается термин philippony — «филиппоны». Эта версия оказалась живучей, однако она в корне неверна[3].

Кульчинский вёл речь не о старообрядцах вообще, а о филипповцах, проживавших на территории Польши (в Мазурии). Они вышли из поморских беспоповцев, в 1737 году отделившихся от Выговской общины селений Архангельской и Олонецкой губерний и основавших свою общину под руководством Филиппа — келейника Андрея Денисова. Когда филипповцы с 1743 года переселились в Польшу, поляки стали называть их филиппонами. Наиболее близки они к старообрядцам-беспоповцам Балтийских стран, к Поморским старообрядцам-беспоповцам и с Московской Преображенской общине[3].

Таким образом, наиболее убедительна версия происхождения термина «липоване» именно от названия села, где впервые в Австро-Венгрии была зафиксирована старообрядческая община[3].

История

Липоване во время церковной церемонии в румынском селе Слава Черкесская. Фото Михаила Евстафьева
Буковинские липоване в конце XIX века

В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество, в будущую Буковину.

Как следует из архивных источников, первые старообрядцы появились в лесистой части Буковины, входившей в Молдавское княжество, подчинённое тогда Османской империи. «Точных сведений о первых поселенцах... в Молдове нет. Лишь в 1730 г. термин "липоване" обнаруживается в документах», указывали В.О.Петров и О.А. Иванова[4]. Румынский исследователь А.Г. Миктат писал, что «первые документальные свидетельства пребывания русских староверов на этой территории относятся лишь к 1724-1740 гг.»[5]

Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — казаков-некрасовцев.

Во времена правления Чаушеску проводилась государственная политика принудительной ассимиляции липован — им давались румынские фамилии, обучение в школах проводилось только на румынском языке и так далее[6].

В настоящее время большинство липован проживает в Румынии (северо-западная Добруджа, жудецы Ботошани, Сучава, Яссы, Васлуй, Нямц, Бакэу, Галац, Брэила и, главным образом, в Тулче). Крупнейшие населённые пункты в Румынии с преимущественно липованским населением: Гиндерешть, Журиловка, Бретешть, Маноля, Липовень, Климэуць, Каркалиу, Сарикёй, Слава-Черкезе (Слава Черкесская), Слава-Русэ, Периправа, Сфиштофка (Свистовка), Мила 23. На Украине — (Килия, Вилково, Измаил и окрестные сёла (Старая Некрасовка, Новая Некрасовка). Общины липован проживают также в некоторых городах Молдавии (Кишинёв, Кагул, Оргеев, Бельцы), есть преимущественно липованские сёла (Кунича, Покровка)[7]. Молдавские и многие румынские липоване двуязычны, свободно владеют русским и румынским языками[8][9], на Украине также украинским[10]. Есть частично липованские сёла в Болгарии (сёла Казашко и Татарица).

В настоящее время в Румынии липован насчитывается 37 тысяч человек по официальным данным и 100 тысяч по неофициальным. В 1990 году в Бухаресте была основана «Община русских-липован», которая издаёт двуязычную газету «Зори-Zorile» и журнал «Китеж-град».

Культура

Некоторые исследователи указывают на сходство культуры липован с художественным творчеством старообрядцев Ветки и Стародубья. Так, кандидат филологических наук Ю. Е. Горбунов отмечал сходство их иконографии и, в частности, присутствие у них редкого иконографического извода (Никола Отвратный)[11].

Репатриация

После войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство предложило всем своим бывшим гражданам, проживающим за границей, вернуться на родину. Осенью 1947 года русские жители-липоване из двух сёл Румынии (Каменки и Серикей), уехавшие из России в Румынию в период церковных реформ Никона, отправились на пароходе «Карл Маркс» через Одессу до Астрахани. Переселенцы нашли приют в Тюменевке, из которой были депортированы калмыки. 2 ноября 1947 года на общем сходе переселенцев было решено организовать колхоз «Новая жизнь» и переименовать село Тюменевка в село Речное.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 THE ETHNO-CULTURAL BELONGINGNESS OF AROMANIANS, VLACHS, CATHOLICS, AND LIPOVANS/OLD BELIEVERS IN ROMANIA AND BULGARIA (1990–2012). Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  2. Таранець С. В. Пилипони Архивная копия от 12 декабря 2020 на Wayback Machine // Енциклопедія історії України: Т. 8. Па — Прик / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: Наукова думка, 2011. — 520 с. (укр.)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Феодор Иванович Кирилэ, Максим Петухов. Кто такие липоване?. Старообрядческий сайт «Русская вера (2013).
  4. Петров В.О., Иванова О.А. История липован как особой ветви старообрядчества // Вестник музыкальной науки. 2017. № 4. С. 81-88.
  5. Mictat A. G. Metodologia cercetarii etnopsihologice. Lasi: Lumen, 2011. 439 p. - ISBN- 978-973-166-267-1 - c. 248.
  6. Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: К истории возникновения и развития. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 1 ноября 2017 года.
  7. Живая традиция. Старообрядцы в Молдавии. www.russkiymir.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
  8. Стойкость не бреющих бороды — Booknik.ru. booknik.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
  9. Русская вера. Липоване. Кто такие «липовани». ruvera.ru. Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
  10. Липоване в Молдавии и Буковине (рус.), Культурный ландшафт (2 октября 2012). Архивировано 28 октября 2017 года. Дата обращения 27 октября 2017.
  11. Горбунов Ю. Е.. Русские иконы в старообрядческих общинах Болгарии. — Ч. 2. Книжница Самарского староверия (10 ноября 2007). Дата обращения: 25 февраля 2021.

Литература

Ссылки