Перейти к содержанию

Лима, Мануэл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мануэл Гуэдеш душ Сантуш Лима
порт. Manuel Guedes dos Santos Lima
Дата рождения 28 января 1935(1935-01-28)
Место рождения Куито, Ангола
Дата смерти 17 декабря 2024(2024-12-17) (89 лет)
Место смерти Баррейру, Португалия
Гражданство  Ангола
Род деятельности писатель, поэт, литературовед, университетский преподаватель, политик, партизан

Мануэл Гуэдеш душ Сантуш Лима (порт. Manuel Guedes dos Santos Lima; 28 января 1935, Силва-Порту, Португальская Ангола — 17 декабря 2024, Баррейру, Португалия) — ангольский писатель, поэт, литературовед и лингвист, в молодости офицер португальской армии, затем активист МПЛА и командир партизанских формирований ЭПЛА в первые годы войны за независимость. Порвал с МПЛА из-за разногласий с Агостиньо Нето. Автор романов, пьес и стихотворений. Преподавал в университетах Португалии, Франции, Канады, Анголы. Идеолог Angolanidade — ангольской национально-культурной идентичности. Основатель оппозиционной партии MUDAR.

Происхождение и образование

Родился в семье среднего класса Силва-Порту. Отец Мануэла Лимы переселился в Португальскую Анголу с Сан-Томе, мать принадлежала к народности овимбунду. Школьное образование получил в Силва-Порту и Луанде. Подростком переехал в Португалию, окончил Лицей Камоэнса[1].

В 1953 Мануэл Лима поступил на юридический факультет Лиссабонского университета. Учился вместе с будущими премьер-министрами Португалии Франсишку Са Карнейру, Франсишку Пинту Балсеманом и будущим президентом Португалии Жорже Сампайю. Состоял в государственной университетской организации Дом студентов Империи[2]. Эта структура, созданная правительством Салазара для распространения идей лузотропикализма среди молодёжи африканских колоний, превратилась в очаг антиколониального движения. Был одним из основных авторов студенческого журнала Mensagem.

Разочаровавшись в юриспруденции как профессии, Мануэл Лима переключился на литературную деятельность. В 1961 издал первую книгу — сборник лирической поэзии Kissange[3].

В 1956 Мануэл Лима участвовал в парижском Международном конгрессе негритянских писателей, в 1962 был делегатом каирского Афро-азиатского конгресса писателей. Участвовал в издании журнала Présence africaine вместе с будущим президентом Сенегала Леопольдом Седаром Сенгором и идеологом негритюда Эме Сезером[1]. Главным редактором был Марио Пинту де Андраде, один из основателей Ангольской компартии и движения МПЛА.

Война и политика

Призванный в португальскую армию Мануэл Лима стал первым в Анголе чернокожим офицером. К тому времени Лима был убеждённым левым сторонником независимости Анголы. Он оставил службу в колониальных войсках и тайно перебрался в Дамаск, оттуда в Бейрут — где в конце 1950-х базировалась группа африканских националистов во главе с мозамбиканцем Марселину душ Сантушем. Примкнул к марксистскому движению МПЛА. Прошёл военное обучение в Марокко вместе Марио Пинту де Андраде[4].

4 февраля 1961 началась война за независимость Анголы. Мануэл Лима стал первым командующим партизанскими формированиями МПЛА — Народной армии освобождения Анголы (ЭПЛА)[5]. Оперативное командование базировалось в Леопольдвиле (Конго-Леопольдвиль). Были консолидированы и вооружены несколько сотен бойцов, совершены первые атаки. Борьбу приходилось вести не только против португальских колониальных войск, но и против консервативного движения УПА-ФНЛА/ЭЛНА.

Начало 1960-х было периодом жёсткой внутренней борьбы в МПЛА[3]. Первую руководящую генерацию представляли Вириату да Круш, Марио Пинту де Андраде, Жуакин Пинту де Андраде, Жентил Феррейра Виана. Они стояли на позициях, сочетавших ортодоксальный марксизм с приоритетом чернокожих в африканском национально-освободительном движении и ориентировались на союз с КНР. Против них выступили Агостиньо Нето и его сторонники, прежде всего Лусио Лара и Энрике Каррейра — выступавшие за больший прагматизм, ориентацию на Советский блок и многорасовую политику. В 1962 президентом МПЛА стал Агостиньо Нето. Вириату да Круш и его сподвижники сочли это «поворотом вправо».

Идеологически Мануэл Лима был скорее сторонником да Круша[6], к Нето относился критично. Но как командир ЭПЛА он оказался в подчинении Нето. В июле 1963 бойцы Лимы выполнили приказ Нето: вместе с наёмниками-конголезцами, в присутствии Нето, Лары и Каррейры, жестоко избили да Круша, исключённого из МПЛА по ложному обвинению в денежной растрате[7]. После этого разрыв Лимы с МПЛА стал неизбежен.

13 июля 1963 Мануэл Лима опубликовал заявление о своей отставке. В этом тексте он сказал о своей тревоге за будущее страны и ангольского национализма, который «встаёт на путь экстремистского насилия»[3]. Он принял на себя ответственность за все прежние действия, выразил готовность служить делу национального освобождения, но дистанцировался от МПЛА и надолго отошёл от ангольской политики. (Командование ЭПЛА принял вначале Жозе Мендеш ди Карвалью, а после его гибели — Энрике Каррейра, будущий министр обороны НРА.) В длительной эмиграции Мануэл Лима резко критически отзывался о политике президента Нето и правящей МПЛА.

Литература и философия

Мануэл Лима окончил Лозаннский университет, получил степень доктора литературоведения. Защитил диссетацию о творчестве Фернанду Каштру Сороменью, своего личного друга. Преподавал португальскую, испанскую, французскую литературу в университетах Португалии, Канады, Франции. В Анголе стал ректором луандского Университета Лузиада. Считается одним из ведущих ангольских интеллектуалов[5].

В 1965 Мануэл Лима издал роман As Sementes da Liberdade — Семена свободы, в 1975 — As Lagrimas e o Vento — Слёзы и ветер, в 1984 — Os anões e os mendigos — Карлики и нищие. Тематика его произведений, во многом основанных на собственном военно-политическом опыте: освободительная борьба и опасность перерождения антиколониальных движений в тоталитарные диктатуры[1].

Литературоведческая концепция основана на философии негритюда и на африканском национализме. Лима полагает, что писатели Африки вместе с письменностью заимствовали принципы европейской литературы — подобно тому, как политики скопировали модели государственности (с его точки зрения, для африканцев больше характерно ораторское, нежели литературное искусство). Развитие ангольской литературы мыслит на путях национально-культурной идентичности[8].

Мануэл Лима привержен идее Angolanidade (Анголанство) — ангольского культурного патриотизма, сравнимого с лузитанством или кабовердианством. С этих позиций критикует МПЛА, остаётся политическим оппонентом властей. По этой причине вынужден был оставить пост ректора, вновь перебрался в Португалию, проживает в Лиссабоне. В 1991 он принял в Ренне ангольскую молодёжную делегацию и по её предложению основал партию Движение демократического единства за реконструкцию (MUDAR)[3]. Однако этот политический проект не получил развития[5].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Obras de Manuel Lima na «Maka à Quarta-feira»
  2. Infopédia. Manuel dos Santos Lima
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Manuel dos Santos Lima escritor angolano tricontinental
  4. Treino do EPLA (MPLA) em Marrocos
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 MANUEL DE SANTOS LIMA
  6. Francisco Daniel, Cristina da Costa Vieira. Ruptura e desconstrução do discurso colonial no romance de Manuel dos Santos Lima / Revista Entrelaces, 2020.
  7. Hugo Azancot de Menezes. Percursos da Luta de Libertação Nacional — Viagem ao Interior do MPLA. Memórias Pessoais / Nova Vega, 2017.
  8. As literaturas africanas derivam dos países europeus, diz Manuel Lima