Перейти к содержанию

Лилли Леман

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лилли Леман
Lilli Lehmann
Основная информация
Имя при рождении Elisabeth Maria Lehmann
Полное имя Elisabeth Maria Lehmann-Kalisch
Профессии оперная певица

Лилли Леман (нем. Lilli Lehmann), настоящее имя Элизабет Мария Леман (нем. Elisabeth Maria Lehmann), в замужестве Леман-Калиш (нем. Lehmann-Kalisch) (24 ноября 1848, Вюрцбург — 17 мая 1929, Берлин) — немецкая оперная певица, колоратурное сопрано, позднее драматическое сопрано[1]. Леман обладала исключительно универсальным дарованием, считалась непревзойдённой исполнительницей вагнеровского репертуара своего времени.

Биография

Элизабет Мария Леман родилась в музыкальной семье. Её мать, Мария Терезия Лёв (1809—1885), сопрано, была примадонной оперной труппы под управлением Луи Шпора в Касселе. Отец, Карл-Август Леман, хельдентенор, тоже пел в опере. Первые уроки вокала Леман брала у матери. Получила начальный сценический опыт во второстепенных ролях, в частности, в «Волшебной флейте» Моцарта в 1866 во Временном театре в Праге, продолжила обучение в Лейпциге у Г. Лаубе[2]. Настоящий дебют Леман состоялся в 1870 году в Берлине в опере Мейербера «Лагерь в Силезии». Дальнейшая карьера Лилли Леман в берлинском Придворном театре была настолько успешной, что в 1876 ей было присвоено пожизненное звание Придворный камерный певец (Hofkammersänger).

На первом Байройтском фестивале в 1876 году Леман исполнила роли Воглинды и Хельмвиги в оперном цикле Вагнера «Кольцо нибелунга». Дебютировала в Лондоне в 1884 году, в Нью-Йоркской Метрополитен-опера пела в 1885—1890 годах. Партнёрами Леман по сцене Метрополитен-опера были Фишер, Альвари, Брандт, Зайдль. Лилли Леман пела в Метрополитен-опера Аиду, Кармен, внесла серьёзный вклад в популяризацию музыка Вагнера в Америке. В 1892 году вернулась в Берлин.

Леман выступала на сцене Ковент-Гарден в 1899, в Париже в 1903, в Вене в 1909. В 1905 году выступила на Зальцбургском фестивале и позднее стала его художественным руководителем. Леман была известной исполнительницей в жанре Lied, давала концерты классической музыки вплоть до ухода со сцены в 1920-х годах.

Благодаря насыщенному голосу большого объема и редкой красоты, Лилли Леман была не только величайшим исполнителем вагнеровского репертуара своего времени. Она великолепно пела и «Норму» Беллини, и оперы Моцарта. Леман была непревзойдённой Брунгильдой, Ортрудой и Изольдой, но при этом пела партии широчайшего жанрового диапазона. На протяжении карьеры она спела 170 разных партий из 119 опер, в том числе немецких, итальянских и французских. Отмечали, что она была не только исключительной певицей, но и прекрасной трагической актрисой[2].

Портрет с автографом. 1903

Лилли Леман вошла в историю и как педагог. Среди её учеников знаменитые сопрано Джеральдина Фаррар, Виорика Урсуляк, Олив Фремстад[англ.], меццо-сопрано Марион Тельва[англ.]. Леман основала Международную летнюю академию в Моцартеуме в Зальцбурге (1916). Учебная программа академии начиналась с уроков вокала, но позднее была дополнена широким перечнем музыкальных дисциплин[3].

Лилли Леман вышла замуж в 1888 году за певца Пауля Калиша. Её сестра, Мария Леман (1851—1931) была известной певицей, пела в Венской придворной опере[1].

В честь Лилли Леман Моцартеум утвердил «Медаль Лилли Леман».

Библиография

  • Meine Gesangskunst. Berlin: 1902. 3rd Edition, 1922.
  • How to sing. New York: Macmillan, 1902. 3rd Edition, 1924, republished: Mineola, N.Y.: Dover, 1993.
  • L. Andro, Lilli Lehmann (Berlin: 1907).
  • Lilli Lehmann, Mein Weg. Autobiography. (Leipzig, 1913).

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Музыкальная энциклопедия в 6 томах.. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Wilson, James Grant; Fiske, John, eds. (1900).
  3. International Summer Academy. Дата обращения: 9 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.

Ссылки