Перейти к содержанию

Лиздейка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михал Эльвиро Андриолли. «Лиздейка толкует сон Гедимина», 1882

Лизде́йка (Лиздейко, белор. Ліздзейка, лит. Lizdeika, польск. Lizdejko) — легендарный литовский верховный жрец (криве-кривайтис) XIV века, основатель жреческой традиции в Вильне в 1318 году[1][2].

Сведения

Впервые упоминается в летописи XVI века[2]. Жил, по всей видимости, на рубеже XIII и XIV веков. В преданиях, зафиксированных в белорусско-литовских летописях, хронике Матея Стрыйковского и позднейших пересказах[3], рассказывается о том, как во время охоты отец Гедимина князь Витень услышал в лесу плач разбуженного звуками охотничьих рогов младенца в корзине, укрытой зеленью, и по совету жреца (тайного отца ребёнка) взял его на воспитание. По другой версии плачущий ребёнок был найден Гедимином в орлином гнезде. Местность получила название Verkiai (Веркяй, пригородное поместье Вильны; от лит. verkti — «плакать»), а ребёнок — имя Лиздейка (от лит. lizdas — «гнездо»).

Воспитанный при княжеском дворе мальчик стал верховным жрецом криве-кривайтисом[4] и, женившись на сестре князя Витеня или Гедимина, от которой имел дочь Паяуту (лит. Pajauta) или Пояту (Pojata), якобы стал родоначальником княжеских родов Радзивиллов[4], Остиковичей, Нарбутов и других литовских дворянских родов[5][6].

В мотиве покинутого в орлином гнезде мальчика усматривается рефлексы шаманских ритуалов инициации и соответствующих мифов, которые мотивируют особое знание и другие сверхъестественные способности пребыванием по ту сторону жизни и повторным рождением, вообще мифологических сюжетов передвижений по мировому древу и связанных с ними способностями к предсказаниям, толкованиям снов и т. п. Когда Гедимину в Швинтороговой долине[англ.] у реки Вильни приснился огромный железный волк на Туровой горе, который выл, как сотня волков, Лиздейка истолковал его как предзнаменование того, что в этом месте будет столичный город, слава которого распространится по всему свету. Так была основана Вильна[7].

Со времени романа Бернатовича «Поята» (1826) — первого исторического романа на польском языке — утверждается, что резиденция Лиздейки находилась в Кярнаве[5], где его именем назван один из курганов — холм Лиздейки[лит.] (Kernavė III), а именем его дочери-жрицы Паяуты — живописная долина вдоль реки Нярис в Кернавском государственном культурном резервате[лит.]. Умер в 1350 году в 70-летнем возрасте[8], но по другим данным криве-кривейто жил якобы ещё в 1387 году во время разрушения храма Перкунаса в Вильне и принятия христианства в качестве государственной религии Великого княжества Литовского[1].

В честь него была названа моторная лодка Пинской флотилии.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Narbutt T., Dzeje starozytne narodu Litewskiego. T. 1. Mitologia litewska Архивная копия от 22 марта 2016 на Wayback Machine. — Wilno : Nakładem i drukiem A. Marcinowskiego, 1835. — S. 249—250
  2. 2,0 2,1 Jackiewicz M. Leksykon kultury litewskiej. — Warszawa : Ex libris, 2005. — S. 146. — ISBN 83-89913-09-7
  3. Zahorski W. Podania i legendy wileńskie. Z drzeworytami prof. St. Matusiaka. — Wilno: Nakładem i drukiem Józefa Zawadskiego, 1925. — С. 11—16. — 168 с.
  4. 4,0 4,1 Kempiński A. M. Encyklopedia mitologii ludów indoeuropejskich. — Warszawa : Iskry, 2001. — S. 261. — ISBN 83-207-1629-2
  5. 5,0 5,1 Krzywicki T. Litwa. Przewodnik. — Pruszków : Oficyna Wydawnicza «Rewasz», 2005. — S. 258. — ISBN 83-89188-40-6
  6. Карновичъ Е. П. Князь Іеронимъ Радзивилъ, великій хорунжій Литовскій. // Очерки и разсказы изъ стариннаго быта Польши. — СПб.: Типографія Ф. С. Сущинскаго, 1873. — С. 102
  7. Beresnevičius G. Baltų religinės reformos. — Vilnius : Taura, 1995. — PP. 135—137. — 221 p. — ISBN 9986-514-02-9.
  8. Карновичъ Е. П. Князь Іеронимъ Радзивилъ, великій хорунжій Литовскій. // Очерки и разсказы изъ стариннаго быта Польши. — СПб.: Типографія Ф. С. Сущинскаго, 1873. — С. 100—102

Литература