Лада Запад Тольятти
АО «Лада Запад Тольятти» | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Год основания | 2001 |
Год закрытия | 2021 год |
Прежние названия |
ЗАО «GM-АВТОВАЗ» (2001—2020)[1] |
Основатели |
General Motors АвтоВАЗ Европейский банк реконструкции и развития |
Расположение |
445967, Тольятти, ул. Вокзальная, 37 |
Отрасль | Автомобильная промышленность |
Продукция | Легковые автомобили |
Материнская компания | АвтоВАЗ |
«Лада Запад Тольятти» — российское автомобилестроительное предприятие, дочерняя компания АО «АвтоВАЗ».
С 2001 по 2019 год являлось совместным предприятием американской корпорации General Motors и российского автозавода «АВТОВАЗ», носившим до 2020 года название: ЗАО «GM-АВТОВАЗ». Занималось выпуском автомобилей ВАЗ-2123 «Лада Нива» под названием Chevrolet Niva (2002—2020) и Opel Astra G под названием Chevrolet Viva (2004—2008).
История
Совместное предприятие было основано в 2001 году с соотношением акций:
- ОАО «АвтоВАЗ» (41,61 % акций);
- GM Auslandsprojekte GMBH (дочерней компании концерна «General Motors») (41,61 % акций);
- Европейским банком реконструкции и развития (16,78 % акций).
Соглашение о создании предприятия подписано 27 июня 2001 года, само совместное предприятие было создано 30 июля 2001 года и зарегистрировано в Министерстве юстиции России 2 августа 2001 года. В сентябре 2012 года ЕБРР вышел из состава акционеров GM-АвтоВАЗ, его акции выкупили партнеры, при этом доля каждого в уставном капитале СП выросла до 50 %.
В 2002—2003 годах «GM-АвтоВАЗ» строит в Тольятти цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.
Вторая очередь
В 2012 году дочерней компанией «GM-АвтоВАЗ» ООО «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны Тольятти было начато строительство второй площадки завода по выпуску внедорожника «Chevrolet Niva» нового поколения, однако из-за международных санкций через год объект был заморожен.[2] К середине 2019 года строительство все ещё не закончено, в том числе в связи с судебными тяжбами по поводу строительства.[3]
Начало выпуска Шевроле Нива второго поколения планировалось в 2016 году. Стоимость проектирования модели оценивается в 200 млн долларов, а инвестиции в организацию производства новой модели — в 4 млрд рублей. Выпуск предполагался в объёме до 120 тысяч машин в год.[4]
Штамповку и сварку кузова нового поколения планировалось осуществлять в новом, специально для этого возведённом цехе. Двигатель планировался 135-сильный, разработки PSA Peugeot Citroën, коробка переключения передач и раздаточная коробка — из Индии и Италии.[4]
Концепт был продемонстрирован в августе 2014 года, но в марте 2015 года разработка модели была приостановлена. Учитывая, что модель разработана, предсерийные машины выпущены (пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, окончен комплекс зимних тестов в Когалыме), на заводе «GM-АвтоВАЗ» построены новый штамповочный и кузовной цеха (куда уже успели завезти и смонтировать новое оборудование), а также запущено строительство завода для производства моторов по лицензии «PSA Peugeot-Citroen» двигателей, — серийный выпуск прогнозировался на конец 2010-х годов, однако так и не начался.
Выход GM из СП
9 декабря 2019 г. «АвтоВАЗ» подписал соглашение с «General Motors» о выкупе 50 % акций тольяттинского совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» у американской компании. Совместное предприятие станет 100 % аффилированной компанией группы АвтоВАЗ. Стороны не раскрывают финансовые подробности сделки.
В рамках соглашения завод, принадлежавший совместному предприятию, в течение определённого периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей «Niva» под маркой «Chevrolet», а в дальнейшем автомобиль получит бренд LADA. Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами «Niva» остаются неизменными в течение переходного периода.[5][6][7] 15 апреля 2020 бывшее совместное предприятие было переименовано в АО «Лада Запад Тольятти». Модели было возвращено имя LADA Niva.[8]
В 2021 году на заводе стала выпускаться рестайлинговая версия бывшей LADA Niva (до 2020 Chevrolet Niva) — LADA Niva Travel.
Консервация завода
В августе 2021 года завод был законсервирован, сборка LADA Niva Travel перенесена на «АВТОВАЗ».[9]
Примечания
- ↑ Бывшее СП GM-АВТОВАЗ обрело новое название . Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 19 апреля 2020 года.
- ↑ ООО «Джей Ви Системз» — Особая экономическая зона Тольятти . Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 22 июня 2019 года.
- ↑ Выпуск новой Chevrolet Niva оказался под угрозой из-за банкротства «Промышленного строительства» . Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
- ↑ 4,0 4,1 О. Дмитренко. Доедет до рынка? Проект создания «Шевроле Нива» второго поколения реанимируют Архивная копия от 22 июля 2015 на Wayback Machine, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6730 (159) от 21.07.2015
- ↑ АвтоВАЗ приобретает долю GM в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ Архивная копия от 9 декабря 2019 на Wayback Machine // lada.ru, 9.12.2019
- ↑ Американский автогигант лишится заводов в России Архивная копия от 10 декабря 2019 на Wayback Machine // Лента. Ру, 9 декабря 2019
- ↑ General Motors вышла из совместного предприятия с АвтоВАЗом. Это был последний актив американского автопроизводителя в России // РБК, 9 декабря 2019
- ↑ Шевроле Нива окончательно превратилась в Lada Niva . Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
- ↑ Константин Руссов. Завод по производству Lada Niva Travel станет "консервой". Сборка переносится . Российская газета (30 апреля 2021). Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
Ссылки
- Завод одной модели (Как работает завод «GM-АвтоВАЗ») // «Газета.Ру», 27.07.2016