Лада Запад Тольятти

Материал из энциклопедии Руниверсалис
АО «Лада Запад Тольятти»
Тип Акционерное общество
Год основания 2001; 23 года назад (2001)
Год закрытия 2021 год
Прежние названия ЗАО «GM-АВТОВАЗ»
(2001—2020)[1]
Основатели General Motors
АвтоВАЗ
Европейский банк реконструкции и развития
Расположение Флаг России 445967, Тольятти,
ул. Вокзальная, 37
Отрасль Автомобильная промышленность
Продукция Легковые автомобили
Материнская компания АвтоВАЗ
Логотип, использовавшийся с 2002 по 2020 год

«Лада Запад Тольятти» — российское автомобилестроительное предприятие, дочерняя компания АО «АвтоВАЗ».

С 2001 по 2019 год являлось совместным предприятием американской корпорации General Motors и российского автозавода «АВТОВАЗ», носившим до 2020 года название: ЗАО «GM-АВТОВАЗ». Занималось выпуском автомобилей ВАЗ-2123 «Лада Нива» под названием Chevrolet Niva (2002—2020) и Opel Astra G под названием Chevrolet Viva (2004—2008).

История

Совместное предприятие было основано в 2001 году с соотношением акций:

Соглашение о создании предприятия подписано 27 июня 2001 года, само совместное предприятие было создано 30 июля 2001 года и зарегистрировано в Министерстве юстиции России 2 августа 2001 года. В сентябре 2012 года ЕБРР вышел из состава акционеров GM-АвтоВАЗ, его акции выкупили партнеры, при этом доля каждого в уставном капитале СП выросла до 50 %.

В 2002—2003 годах «GM-АвтоВАЗ» строит в Тольятти цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.

Вторая очередь

В 2012 году дочерней компанией «GM-АвтоВАЗ» ООО «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны Тольятти было начато строительство второй площадки завода по выпуску внедорожника «Chevrolet Niva» нового поколения, однако из-за международных санкций через год объект был заморожен.[2] К середине 2019 года строительство все ещё не закончено, в том числе в связи с судебными тяжбами по поводу строительства.[3]

Начало выпуска Шевроле Нива второго поколения планировалось в 2016 году. Стоимость проектирования модели оценивается в 200 млн долларов, а инвестиции в организацию производства новой модели — в 4 млрд рублей. Выпуск предполагался в объёме до 120 тысяч машин в год.[4]

Штамповку и сварку кузова нового поколения планировалось осуществлять в новом, специально для этого возведённом цехе. Двигатель планировался 135-сильный, разработки PSA Peugeot Citroën, коробка переключения передач и раздаточная коробка — из Индии и Италии.[4]

Концепт был продемонстрирован в августе 2014 года, но в марте 2015 года разработка модели была приостановлена. Учитывая, что модель разработана, предсерийные машины выпущены (пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, окончен комплекс зимних тестов в Когалыме), на заводе «GM-АвтоВАЗ» построены новый штамповочный и кузовной цеха (куда уже успели завезти и смонтировать новое оборудование), а также запущено строительство завода для производства моторов по лицензии «PSA Peugeot-Citroen» двигателей, — серийный выпуск прогнозировался на конец 2010-х годов, однако так и не начался.

Выход GM из СП

9 декабря 2019 г. «АвтоВАЗ» подписал соглашение с «General Motors» о выкупе 50 % акций тольяттинского совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» у американской компании. Совместное предприятие станет 100 % аффилированной компанией группы АвтоВАЗ. Стороны не раскрывают финансовые подробности сделки.

В рамках соглашения завод, принадлежавший совместному предприятию, в течение определённого периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей «Niva» под маркой «Chevrolet», а в дальнейшем автомобиль получит бренд LADA. Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами «Niva» остаются неизменными в течение переходного периода.[5][6][7] 15 апреля 2020 бывшее совместное предприятие было переименовано в АО «Лада Запад Тольятти». Модели было возвращено имя LADA Niva.[8]

В 2021 году на заводе стала выпускаться рестайлинговая версия бывшей LADA Niva (до 2020 Chevrolet Niva) — LADA Niva Travel.

Консервация завода

В августе 2021 года завод был законсервирован, сборка LADA Niva Travel перенесена на «АВТОВАЗ».[9]

Примечания

  1. Бывшее СП GM-АВТОВАЗ обрело новое название. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 19 апреля 2020 года.
  2. ООО «Джей Ви Системз» — Особая экономическая зона Тольятти. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 22 июня 2019 года.
  3. Выпуск новой Chevrolet Niva оказался под угрозой из-за банкротства «Промышленного строительства». Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
  4. 4,0 4,1 О. Дмитренко. Доедет до рынка? Проект создания «Шевроле Нива» второго поколения реанимируют Архивная копия от 22 июля 2015 на Wayback Machine, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6730 (159) от 21.07.2015
  5. АвтоВАЗ приобретает долю GM в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ Архивная копия от 9 декабря 2019 на Wayback Machine // lada.ru, 9.12.2019
  6. Американский автогигант лишится заводов в России Архивная копия от 10 декабря 2019 на Wayback Machine // Лента. Ру, 9 декабря 2019
  7. General Motors вышла из совместного предприятия с АвтоВАЗом. Это был последний актив американского автопроизводителя в России // РБК, 9 декабря 2019
  8. Шевроле Нива окончательно превратилась в Lada Niva. Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
  9. Константин Руссов. Завод по производству Lada Niva Travel станет "консервой". Сборка переносится. Российская газета (30 апреля 2021). Дата обращения: 24 августа 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.

Ссылки