К-116

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К-116
Силуэт проекта
История корабля
Государство флага Флаг Советского ВМФ СССР
Порт приписки Вилючинск
Спуск на воду 19 июня 1965
Выведен из состава флота 10 сентября 1985
Современный статус утилизирована
Награды и почести Советская гвардия
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта проект 675
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор П. П. Пустынцев
Кодификация НАТО «Echo-II»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 137 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 4 500 т
Водоизмещение подводное 5760 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
115,4 м
Ширина корпуса наиб. 9,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,8 м
Силовая установка
Атомная, двухвальная. 2 реактора ВМ-А по 70 мВт, 2 турбозубчатых агрегата 60-Д1, 2 дизель-генератора ДГ-400, 2 электродвигателя ПГ-116.
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды
Ракетное вооружение 8 крылатых ракет П-6

К-116 — советская атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675 Тихоокеанского флота. Построена на Северном машиностроительном предприятии, заводской номер 541. Участник первого подводного кругосветного похода группы советских атомных подводных лодок с Северного флота на Тихоокеанский. Стала первой подводной лодкой, которой в условиях мирного времени присвоено звание «Гвардейская».

История

Заложена 8 июня 1964 года как крейсерская атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 675 на стапеле цеха № 50 Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. Лодка была построена и спущена на воду на три месяца раньше срока 19 июня 1965 года, благодаря активной работе заводчан и помощи экипажа. После завершения заводских швартовых и государственных ходовых испытаний, 29 октября 1965 год на лодке был поднят Военно-морской флаг СССР, и она вступила в строй. 25 ноября 1965 год вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Западной лице Мурманской области. В ноябре того же года было завершено формирование 159-го экипажа (первый экипаж)[1].

Подводный кругосветный поход

В период с 2 февраля по 26 марта 1966 года ПЛАРК К-116, совместно с атомной подводной лодкой проекта 627А «Кит» К-133 впервые в мире совершила переход с Северного на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка без всплытия.

Знак «35 лет перехода»

Командовал переходом командующий 1-й флотилии подводных лодок ВМФ СССР контр-адмирал А. И. Сорокин, его штаб находился на К-116. Командиром К-116 был капитан 2 ранга В. Т. Виноградов. За 52 суток лодка прошла по Северному Ледовитому, через Атлантический и Тихий океаны 19 682,5 морские мили, из них под водой — 19 607,7 мили, только иногда поднимаясь на перископную глубину для определения местоположения. Подлодки преодолели все противолодочные линии обороны потенциального противника, оставшись ни разу не замеченными, преподнеся неприятный сюрприз разведкам НАТО и США. 26 марта 1966 года лодки прибыли в бухту Крашенинникова[2][3][4].

23 мая 1966 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество и героизм шести офицерам присвоены звания Героев Советского Союза, в том числе руководителю перехода, контр-адмиралу А. И. Сорокину, флагманскому инженер-механику И. Ф. Морозову и командиру АПЛ К-116 капитану второго ранга В. Т. Виноградову. Все офицеры экипажа были награждены орденами, а матросы — медаль Ушакова|медалями Ушакова. 14 апреля 1966 год лодке за образцовое выполнение правительственного задания, первой в условиях мирного времени, присвоено звание «Гвардейская». Звание было передано от гвардейской дизель-электрической подводной лодки времён Великой Отечественной войны Щ-422[2][3][4].

Служба на Тихоокеанском флоте

13 мая 1966 год АПЛ вошла в состав 45-й дивизии 15-й эскадры подводных лодок Камчатской флотилии КТОФ, базировалась в бухте Крашенинникова (Вилючинск). В период с 1966 по 1969 год совершила пять автономных походов на боевую службу общей продолжительностью 278 суток (в 1966, 1967, 1969 по одному походу, в 1968 — два похода) и провела два боевых дежурства. 21 мая 1967 года 159-й экипаж лодки был перечислен в состав 10-й дивизии 15-й эскадры подводных лодок Камчатской флотилии, а его место на К-116 занял 126-й экипаж (командир — капитан 2 ранга Л. В. Кнут)[1].

8 сентября 1967 года во время перехода на боевую службу с 126-м экипажем на борту на лодке вышли из строя холодильные машины. Значительная часть личного состава получила тепловые удары. АПЛ всплыла в надводное положение для вентиляции отсеков в атмосферу, спустя два часа температура в энергетических отсеках продолжала оставаться в пределах 60-75° по Цельсию. На лодке была выведена из действия главная энергетическая установка правого борта для уменьшения тепловыделения. Из-за повышенной температуры и влажности часть механизмов и оборудования вышла из строя. Командир АПЛ получила приказание вернуться в базу, а на помощь были направлены три надводных корабля с группой специалистов, которым удалось установить причину срыва работы холодильных машин. 18 сентября была введена в действие носовая холодильная машину и 20 сентября лодка самостоятельно вернулась на базу в надводном положении[1].

Подводная лодка проекта 675

В марте — апреле 1968 года АПЛ выполнила задачи боевой службы с 126-м экипажем на борту. В том же году 159-й экипаж на ПЛАРК К-10 выполнил ракетную стрельбу ракетой П-6 по морским целям с оценкой «отлично». В августе 126-й и 159-й экипажи находились в 1-й линии по боевой подготовке, в октябре 159-й экипаж был переформирован во второй экипаж К-116. Осенью 1968 и 1969 годов АПЛ выполнила задачи боевой службы (командир — гвардии капитан 1 ранга Н. А. Дронов). С ноября 1969 по декабрь 1971 года находилась в среднем ремонте с перезарядкой активных зон реакторов на Дальневосточном заводе «Звезда» в посёлке Большой Камень (город с 1989 года). 14 января 1972 год по окончании ремонта возвратилась в на бухту Крашенинникова, в 1973 году включена в состав 2-я флотилии подводных лодок ТОФ. В 1973 году с 273-м экипажем на борту (командир — Агафонов Г. Д.) лодка выполнила задачи автономной боевой службы продолжительностью 115 суток. Две недели экипаж находилась в порту Бербера (Сомали). В 1974 году экипаж под командованием гвардии капитана 2 ранга Н. П. Зайцева завоевал приз Главнокомандующего ВМФ за ракетные стрельбы[1].

18 апреля 1976 года лодка столкнулась в горле Авачинской губы с теплоходом «Вольск». В результате столкновения на лодке была пробита цистерна главного балласта, прочный корпус получил вмятину, оборваны кабели размагничивающего устройства. До мая 1977 года находилась в аварийном ремонте на судоремонтном заводе СРЗ-30 в бухте Чажма (Шкотово-22). С июля 1978 по июль 1979 года вновь находилась в ремонте на СРЗ-30, где была произведена перезарядка активных зон реакторов[5].

2 июля 1979 год после окончания ремонта, несмотря на ряд неисправностей материальной части и ГЭУ, вышла в море для межбазового перехода в надводном положении из бухты Павловского в залив Владимира. В ходе перехода произошла авария реактора левого борта — большая течь теплоносителя по крышке реактора, вследствие чего резко упало давление в первом контуре, произошло вскипание теплоносителя и разгерметизация активной зоны. Газовая и аэрозольная активность распространилась по всем отсекам, личный состав получил переобучение (восемь человек были отправлены в госпиталь в Ленинград). Из-за радиоактивного заражения и заливания водой оборудование реакторного отсека полностью было выведено из строя. АПЛ на буксире была возвращена в бухту Павловского. Комиссией, назначенной приказом командующего ТОФ, на основании акта обследования технического состояния АПЛ, возбуждено ходатайство о списании ПЛ[6].

В резерве, консервация, утилизация

В феврале 1980 года лодка поставлена для обследования на ДВЗ «Звезда». В 1982 году Директивой ГШ ВМФ выведена в резерв. 10 сентября 1985 года приказом МО СССР исключена из боевого состава ВМФ. В сентябре 1991 года переведена в бухту Северная залива Владимир (п. Ракушка, Приморский край) в войсковую часть № 20582 (хранилище ядерных боеприпасов). С апреля 1995 года находилась в пункт временного хранения в бухте Павловского. В ноябре 2004 года передана на ДВЗ "Звезда для утилизации, 1 декабря 2005 год экипаж был полностью расформирован[1].

В 2005—2009 годах на заводе, после выполнения мероприятий по созданию условий для безопасности персонала, была выполнена выгрузка ОТВС из обоих реакторов АПЛ и проведена консервация реакторов. В 2010 году лодка была утилизирована. Трехотсечный блок реакторного отсека передан в пункт временного хранения блоков РО утилизированных АПЛ в бухте Разбойник[7], а в дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения в ПДХ «Устричный»[8].

Всего с момента постройки «К-116» прошла 136456 миль за 19965 ходовых часов. 5 марта 1987 года гвардейский Военно-морской флаг К-116 унаследован атомным подводным крейсером К-119 «Воронеж»[1].

Награды

  • Красное Знамя директора Северного машиностроительного предприятия за досрочное окончание строительства корабля, большую помощь во время ходовых и государственных испытаний, что позволило на два месяца раньше срока сдать корабль флоту (октябрь 1965 года);
  • 14 апреля 1966 года присвоено звание «Гвардейская» за образцовое выполнение правительственного задания.
  • Грамота командующего ТОФ за достигнутые успехи в Боевой и политической подготовке (БП и ПП), выполнение социалистических обязательств в честь 50-летия Октябрьской социалистической революции (октябрь 1967 года);
  • Переходящее Красное Знамя Камчатского обкома ВЛКСМ и грамота за успехи в БП и ПП, активную работу по коммунистическому строительству (трижды: 1968, 1969, 1974 годы);
  • Юбилейная грамота Военного Совета КТОФ за отличные результаты в БП и ПП, достигнутые в ходе соц.соревнования в честь 100-летия В. И. Ленина (апрель 1970 года);
  • Приз Главкома ВМФ за ракетные стрельбы (1974 год);
  • Грамота ГК ВМФ СССР за 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на первенство ВМФ (декабрь 1974 года);
  • Почетная Грамота Камчатского обкома КПСС и областного исполкома Совета депутатов трудящихся за достигнутые успехи в БП и ПП и в связи с 30-ти летием Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (май 1975 года);
  • Переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ и Военного Совета КТОФ (1975 год);

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Подводная лодка К-116, Б-116. Проект 675. Штурм глубины. Дата обращения: 17 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Николай Усенко. Первая подводная кругосветка. nvo.ng.ru (17 марта 2006). Дата обращения: 17 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Николай Грищенко. Подводная кругосветка: как советские подлодки обогнули земной шар. «Российская газета» (28 февраля 2020). Дата обращения: 17 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Илья Полонский. Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна. Военное обозрение (7 февраля 2018). Дата обращения: 17 июня 2024.
  5. Костиченко В.В., Айзенберг Б.А. Столкновение атомной подводной лодки «К-116» (ТФ) с теплоходом «Вольск» (ММФ) 18 апреля 1976 года // Аварии и катастрофы. Часть 1.. — 1997.
  6. Чернов Е.Д. Тайны подводных катастроф. — СПб.: НИКА, 2008. — С. 418. — 464 с. — ISBN 978-5-98220-032-7.
  7. Разбойник (бухта). Научно-деловой портал «Атомная энергия 2.0». Дата обращения: 17 июня 2024.
  8. Вопросы утилизации АПЛ. — 2010. — № 1(20).