Кшесинский, Иосиф Феликсович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иосиф-Михал Феликсович Кшесинский
Дата рождения 5 (17) февраля 1868(1868-02-17)
Дата смерти 1942(1942)
Место смерти Ленинград
Род деятельности артист балета
Отец Феликс Кшесинский
Мать Юлия Доминская
Награды и премии

Заслуженный артист РСФСР

Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (5 [17] февраля 1868, Санкт-Петербург[1] — 1942, Ленинград) — характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927)[2].

Биография

Сын и продолжатель дела характерного танцовщика Мариинского театра Феликса Ивановича Кшесинского и Юлии Доминской. Имел двух родных сестёр, также балерин Мариинского театра. Старшая сестра — Юлия, в замужестве Зедделер (1866—1969). Наиболее известна, как выдающимися достижениями на сцене, так и скандальными связями с членами императорской семьи младшая сестра Матильда (1872—1971). У матери Иосифа Феликсовича было ещё пять детей от первого брака.[2]

После окончания театрального училища был зачислен в балетную труппу корифеем первого разряда, где прослужил до 1928 с перерывом с 1905 по 1914 год[2]. В 1905 году на волне революционных событий он выступил как один из лидеров группы, предъявившей дирекции императорских театров требования по организации труда и жизни актёров. За это он был досрочно отправлен на пенсию и взят назад на службу только в 1914 году[3].

В 1896—1905 годах преподавал в Петербургском театральном училище, а в 19181927 годах вёл класс пантомимы в Ленинградском хореографическом училище. Среди его учеников — А. П. Павлова, Л. Г. Кякшт и др.

Автор статьи «1905 год и балет» («Жизнь искусства», 1925, No 51).

Как и его отец, Кшесинский-младший долго выступал на сцене. В 1927 году он получил звание Заслуженного артиста Республики. В марте 1928 года состоялся прощальный спектакль, для чего был возобновлен балет Дочь фараона. Однако и выйдя в отставку, он не прекратил активной деятельности. В частности он поставил балет Красный мак на сцене Выборгского дома культуры Ленинграда, где выступал в роли советского капитана. В 1928—1930 году он руководил молодёжной гастрольной группой, в которой выступали Ф. И. Балабина, К. М. Сергеев, Р. И. Гербек и др.[4] В театральном музее имени А. А. Бахрушина сохранились написанные им воспоминания.

Иосиф Феликсович и его супруга скончались во время блокады Ленинграда, в августе 1942 года[4]. Дата смерти и место захоронения неизвестны. После окончания войны его старшая сестра Юлия приезжала из эмиграции в Москву, но посетить Ленинград ей не разрешили и узнать какие-либо подробности его смерти ей не удалось[5].

Личная жизнь

В 1896 году женился на выпускнице балетной школы Мариинского театра Серафине Александровне Астафьевой (18761934), в 1898 году у них родился сын Вячеслав[6]. Разошлись супруги видимо через несколько лет.

Второй раз был женат также на танцовщице, выпускнице ИТУ 1900 года Целине Владиславовне Спрышинской (18821930). Дети:

Кшесинский был женат в третий раз.

Творчество

На сцене Мариинского театра Иосиф Кшесинский следовал по стопам своего отца. Он прекрасно выступал в характерных танцах. Как и отец был лучшим исполнителем мазурки. Выступал в мимических ролях, причем во многом копировал манеру исполнения отца. Александр III однажды заметил Кшесинскому-старшему, что принял сына за него. В те годы стабильность исполнения считалась большой заслугой. Исполнительской манере Кшесинского-младшего были свойственны схематизация образа и сгущение красок, вероятно даже в большей мере, чем его отцу. В начале XX века эта манера уже воспринималась частью критики как устаревшая[2].

Его сценический дебют состоялся в балете Пахита в роли злодея Иниго, которая стала одной из основных его ролей[2].

Как и его отец, Кшесинский был лучшим исполнителем мазурки. Ещё в возрасте 12 лет он танцевал мазурку в балете Конёк-горбунок. Этот польский танец пользовался большой популярностью и включался в состав дивертисментов многих балетных и оперных спектаклей. Апломб и горделивость, свойственная рисунку этого танца, соответствовали творческой манере танцовщика. В этом танце становились достоинствами характерные черты его творчества, такие как чрезмерная пафосность, которые в других случаях смотрелись, как недостаток. Выступления в мазурке были настолько характерны для него, что он, вопреки общей традиции, получил специальное разрешение носить усы[2].

Репертуар

(*) — первый исполнитель партии

Примечания

  1. Кшесинский Иосиф // Балет24
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Часть 2 Танцовщики. — Ленинград: Искусство, 1972. — 456 с. — 30 000 экз., стр. 374—377
  3. Ю. А. Бахрушин. История русского балета. Москва, Просвещение, 1977. стр.239.
  4. 4,0 4,1 Гречук, 2015, с. 258.
  5. Георгий Седов. Матильда Кшесинская. Любовница царей. Дата обращения: 24 апреля 2022. Архивировано 14 марта 2016 года.
  6. М.Кшесинская. Воспоминания. Дата обращения: 26 октября 2014. Архивировано 1 сентября 2016 года.
  7. Севенард Константин Владимирович. Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  8. ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?. Дата обращения: 29 февраля 2016. Архивировано 6 марта 2016 года.
  9. СЕВЕНАРД Константин Юрьевич, фото, биография (недоступная ссылка). persona.rin.ru. Дата обращения: 23 сентября 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Элеонора Севенард: 8 фактов о внучатой племяннице Матильды Кшесинской. Архивировано 23 сентября 2017 года. Дата обращения 23 сентября 2017.
  11. В балет ГАБТ приняли Элеонору Севенард, называющую себя потомком Кшесинской (рус.), РИА Новости (20170922T1208+0300Z). Архивировано 23 сентября 2017 года. Дата обращения 23 сентября 2017.
  12. Праправнучка Кшесинской выступит на гранд-балу выпускников Академии балета в Петербурге (рус.), ТАСС. Архивировано 23 сентября 2017 года. Дата обращения 23 сентября 2017.

Литература

  • Гречук Н. В. Петербург. События и лица. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников. — М. : Центрполиграф ; СПб. : Русская тройка, 2015. — С. 255—258. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05075-5.

Ссылки