Курисима, Сумико

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сумико Курисима
栗島すみ子
Дата рождения 15 марта 1902(1902-03-15)
Место рождения Токио, Япония
Дата смерти 16 августа 1987(1987-08-16) (85 лет)
Гражданство  Япония
Профессия актриса
Карьера 1909—1956
Награды Медаль Почёта с пурпурной лентой

Сумико Курисима (яп. 栗島すみ子 Курисима Сумико). Родилась 15 марта 1902 года в Токио, Япония — умерла 16 августа 1987 года — японская актриса, первая из женщин-звёзд японского кинематографа[1] (до её появления на экране, все женские роли в японском кино исполнялись исключительно мужчинами, как того требовала национальная традиция).

Биография

Дочь актёра и журналиста Сагоромо Курисимы[2]. Её тётя с материнской стороны Фумико Кацураги также была актрисой[2]. С раннего детства Сумико начала изучать традиционные японские танцы, воспользовавшись при их исполнении псевдонимом Како Мидзуки[3]. Ещё в семилетнем возрасте впервые снялась в кино, сыграв вместе с отцом в фильме «Новый Момотаро» (1909)[1]. С 1913 года вместе с театральной труппой своего отца вела гастрольную жизнь по всей Японии[4].

В феврале 1921 года[4] девятнадцатилетняя актриса присоединилась к новообразованной студии «Камата» (яп.) кинокомпании «Сётику» (англ.), где в том же году исполнила главную женскую роль в фильме «Полевой мак» режиссёра Генри Котани[5]. При этом стала первой актрисой японского кино, так как до этого все женские роли по существовавшей традиции исполнялись мужчинами. Эта традиция перешла в первые годы японского кино из театра кабуки, где она существовала с XVII века, амплуа актёров, исполнителей женских ролей, традиционно называлось «оннагата». Уже в 1923 году после того, как фильм с её участием «Песня лодочника» становится большим хитом[1], Сумико официально признаётся не только первой актрисой, но и первой женщиной-кинозвездой в Японии[6]. Амплуа Сумико Курисимы — романтические героини в современных драмах, в большинстве случаев актриса снималась в фильмах своего будущего мужа Ёсинобу Икеды[2].

В 1935 году, будучи ещё достаточно молодой (ей было всего лишь 33 года) уйдёт из кинематографа, появившись на экране в последующие годы лишь трижды. Она посвятила себя танцам и была очень активна в качестве руководителя школы танца «Мидзуки», которая выпустила десятки тысяч учеников по всей Японии[1]. Поддастся уговорам трёх мэтров кинорежиссуры и снимется в их проектах: у Ясудзиро Одзу в фильме «Что забыла дама?» (1937), у Сиро Тоёды в "Плаксе" (1938) и у Микио Нарусэ в ленте «По течению» (1956).

В 1968 году Сумико Курисима была отмечена Медалью Почёта с пурпурной лентой [4], вручаемой за достижения в области искусства и культуры.

Умерла в возрасте восьмидесяти пяти лет в 1987 году от почечной недостаточности[4].

Избранная фильмография

  • 1909 — «Новый Момотаро» (к/м), 新桃太郎, Shin Momotarō, реж. Сисэцу Ивато (фильм не сохранился)
  • 1921 — «Полевой мак», 虞美人草, Gubijinsō, реж. Генри Котани
  • 1921 — «Ствол», トランク, Toranku, реж. Генри Котани
  • 1921 — «Жена Омои», 思ひ妻, Omoi tsuma, реж. Дзанму Како
  • 1921 — «Слёзы закона», 法の涙, Hō no namida, реж. Хотэи Номура
  • 1921 — «Обратно в горы», 山へ帰る, Yama e kaeru, реж. Кёхико Усихара
  • 1921 — «Дочь, танцующая с саблями», 剣舞の娘, Kenbu no musume, реж. Кёхико Усихара — Юко
  • 1921 — «Район красных фонарей», 赤光, Shakkō, реж. Ёсиоми Икэда
  • 1921 — «Ради бутылки»), 徳利, Tokuri, реж. Хотэи Номура
  • 1922 — «Ростовщик», 金色夜叉, Konjiki yasha, реж. Дзанму Како
  • 1922 — «До уровня моря», 海の極みまで, Umi no kiwami made, реж. Дзанму Како
  • 1922 — «Кукушка», 不如婦, Hototogisu, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1922 — «Молочные сёстры», 乳姉妹, Chikyōdai, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1922 — «Сердце матери», 母の心, Haha no kokoro, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1922 — «День раскаяния», 曳かれ行く日, Hikareiku hi, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1922 — «Приятное воспоминание», 残光, Zankō, реж. Ёсинобу Икэда — дочь Наоя
  • 1922 — «Шедевр шикарной коллекции ростовщика», 傑作集粋「金色夜叉」, Kessakushūsui konjiki yasha, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1923 — «Мой друг» (киноальманах из трёх новелл), マイフレンド, My Friend, реж. Ёсинобу Икэда — старшая сестра (вторая новелла)
  • 1923 — «Песня моряка», 船頭小唄, Sendō kouta, реж. Ёсинобу Икэда — Окими
  • 1923 — «Умирающая жена», 死に行く妻, Shiniyuku tsuma, реж. Ёсинобу Икэда, Хотэи Номура — жена Кимиэ
  • 1923 — «Два пути», 二つの道, Futatsu no michi, реж. Ёсинобу Икэда — госпожа Иидзима
  • 1923 — «Современная женщина», 現代の女性, Gendai no josei, реж. Ёсинобу Икэда — младшая дочь Таэко
  • 1923 — «Я иду во тьму», 闇を行く, Yami wo yuku, реж. Ёсинобу Икэда — Сасиэ и её дочь Мидори
  • 1923 — «Не влюбляться», なすな恋, Nasuna koi, реж. Хотэи Номура — Байси, дочь Монсэи
  • 1923 — «Самоокупаемая женщина», 自活する女, Jikatsu suru onna, реж. Ясудзиро Симадзу — Кёко Хаясэ
  • 1923 — «Мать», 母, Haha, реж. Хотэи Номура — Сидзуэ, жена Садао
  • 1923 — «Цветок морских водорослей», 水藻の花, Mizumo no hana, реж. Ёсинобу Икэда — Охана
  • 1923 — «Косомэ и Киня», 小染と欣也, Kosome to kinya, реж. Ёсинобу Икэда — Косомэ
  • 1924 — «Мать навсегда», 永遠の母, Eien no haha, реж. Ёсинобу Икэда — Мисао
  • 1924 — «Печальный павлин», 嘆きの孔雀, Nageki no kujaku, реж. Ёсинобу Икэда — Мияко Мурата
  • 1925 — «Печальная мелодия любви», 恋の悲曲, Koi no hikyoku, реж. Ёсинобу Икэда — Цуюко
  • 1925 — «Одна женская история», 或る女の話, Aru onna no hanashi, реж. Ёсинобу Икэда — хозяйка Отика
  • 1925 — «Улыбка земли», 大地は微笑む, Daichi wa hohoemu, реж. Ясудзиро Симадзу, Кёхико Усихара — дочь Сурэн
  • 1925 — «Маджонг», 麻雀, Mahjong, реж. Тадамото Окубо — мать
  • 1926 — «Сломанная кукла», 毀れた人形, Kowareta ningyō, реж. Ёсинобу Икэда — Майко Харую
  • 1926 — «Отмороженый сыщик», チンピラ探偵, Chinpira tantei, реж. Тадамото Окубо — Хидэко
  • 1926 — «Красивая молитва», 美しき祷, Utsukushiki inori, реж. Ёсинобу Икэда — слепая Мити
  • 1926 — «Розы печали», 嘆きの薔薇, Nageki no bara, реж. Хироси Симидзу — подруга Кикуэ
  • 1926 — «Страдания женщины», 受難草, Junanbana, реж. Кёхико Усихара — Сумико Кукикава
  • 1927 — «История Хисако», 緋紗子の話, Hisako no hanashi, реж. Ёсинобу Икэда — Хисако, дочь Синсо
  • 1927 — «Шар Нагэуцу», 玉を抛つ, Tama wo nageutsu, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1928 — «Пара», 夫婦, Fufu, реж. Ёсинобу Икэда — Кёко Хаясэ
  • 1929 — «Искушение в сумерках», 黄昏の誘惑, Tasogare no yūwaku, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1929 — «Надежда», 希望, Kibō, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1929 — «Отец и его дети», 親父とその子, Oyaji to sono ko, реж. Хэйноскэ Госё
  • 1929 — «Бамбук этого года», 今年竹, Kotoshidake, реж. Цутому Сигэмунэ
  • 1930 — «Курс супружеской жизни», 結婚学入門, Kekkongaku nyūmon, реж. Ясудзиро Одзу — Тосико (фильм не сохранился)
  • 1930 — «Красота», 麗人, Reijin, реж. Ясудзиро Симадзу — Мицуко
  • 1930 — «Куда ходят женщины», 女は何処へ行く, Kanojo wa dokoe iku, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1930 — «Серьёзно нарушенные чувства этой женщины», 女心を乱すまじ, Onnagokoro wa midasumaji, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1930 — «Молодая дама», お嬢さん, Ojōsan, реж. Ясудзиро Одзу — молодая дама (фильм не сохранился)
  • 1931 — «Сестра», 姉妹, Shimai, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1931 — «Оки, женщина из Омои», 思ひ出多き女, Omoide oki onna, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1932 — «Принцесса универмага», デパートの姫君, Depāto no himegimi, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1932 — «Святая грудь», 聖なる乳房, Seinaru chibusa, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1932 — «Травиата», 椿姫, Tsubakihime, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1933 — «Еженощные сны», 夜ごとの夢, Yogoto no yume, реж. Микио Нарусэ — Омицу
  • 1934 — «Удовольствия поздней ночью», 歓楽の夜は更けて, Kanraku no yo wa fukete, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1934 — «Песня японских женщин», 日本女性の歌, Nihon josei no uta, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1934 — «Запечённая мечта», 夢のさゝやき, Yume no sasayaki, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1934 — «Барчук в колледже 4», 大学の若旦那・日本晴れ, Daigaku no wakadanna - Nihonbare, реж. Хироси Симидзу
  • 1935 — «Материнская любовь», 母の愛, Haha no ai, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1935 — «Женщина в саду», 果樹園の女, Kajuen no onna, реж. Ясудзиро Симадзу
  • 1935 — «Постоянная любовь», 永久の愛, Eikyū no ai, реж. Ёсинобу Икэда
  • 1937 — «Что забыла дама?», 淑女は何を忘れたか, Shukujo wa nani o wasureta ka, реж. [Ясудзиро Одзу — Токико
  • 1938 — «Плакса», 泣蟲小僧, Nakimushi kozo, реж. Сиро Тоёда — Садако, мать Кэйкити
  • 1956 — «По течению», 流れる, Nagareru, реж. Микио Нарусэ — Охама

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 [Matsuda Eigasha (яп.) (англ.). Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 15 декабря 2006 года. Matsuda Eigasha (яп.) (англ.)]
  2. 2,0 2,1 2,2 Kurishima Sumiko keizu (яп.). Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 1 июля 2014 года.
  3. Nishigata, Setsuko Rekishi to genkyō (яп.). Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 10 января 2015 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 ja.wikipedia.org (яп.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 2 ноября 2020 года.
  5. IMDb-Biography (англ.)
  6. Тадао Сато «Кино Японии» на «Fantasy Read» (электронная библиотека) (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июля 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.

Ссылки