Купальский венок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К. Е. Маковский. Головка девочки 1889.
Плетение венка
С. Л. Кожин. Гадание на венках. 2009

Купа́льский вено́к — ритуальный предмет, элемент убранства, обязательный атрибут купальских игрищ. Изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования Ивана Купалы у костра.

В купальских обрядах и играх венки служили обязательным головным украшением их участников (преимущественно девушек), а также атрибутом молодёжных игр и хороводов (обмен венками, отбирание и выкуп, бросание и ловля их и т. п.).

Традиции

Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Дополнительную семантику сообщают венку особые свойства растений, послуживших для них материалом (напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и берёзовых веток и т. п.), а также символика самого действия по его изготовлению — витья, плетения (ср. значение таких предметов, как веник, жгут, нить, сеть и т. п.). Полтавской, Черниговской, Харьковской, Киевской губерниях венки плели из кануфера, любистка, зирока, божьего дерева, секирок, барвиночек, василька, мяты, руты, резеды и других душистых трав[1].

Изготовление венка представляет собой особый ритуал, регламентирующий состав исполнителей (обычно девушки, женщины), обрядовое время и место плетения (напр., гумно), число, размер и форму венка, способ плетения, дополнительные украшения (нитки, ленты, чеснок и т. п.)[2].

На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей. У восточных и западных славян гадали по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли венки на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; забрасывали венки на деревья — зацепившийся с первого броска венок сулил скорое замужество. В южной Польше плели из полевых цветов большой венок и водружали его на верхушку сжигаемого дерева: если венок падал на землю не догоревшим, это считалось плохим знаком.

Купальские венки, как и троицкие, использовались для защиты дома, скота, огородов: их вешали над дверями домов и хлевов, «чтобы зло не проникало» (силез.); клали на грядки с горохом и бобами, «чтобы молния цвета не опалила» (краков.); надевали на рога коровам «против ведьм» (полес.).

Для придания венкам большей магической и целебной силы поляки и лужичане плели их рано утром в день св. Яна (24.VI) в полном молчании из трав нечётного количества, добавляли остро пахнущие и жгучие растения.

Если венки не были использованы в течение года, то накануне следующего праздника Купалы их сжигали; выбрасывать венки запрещалось, т. к. считалось, что вновь собранные купальские травы не будут помогать.

Очистительные и целебные свойства приписывались ивановским венкам и у южных славян. В северо-западной Болгарии в Иванов день делали один большой венок, через который пролезали по очереди все участники обряда «для здоровья». Такой венок сохраняли в течение года и в случае болезни протаскивали через него больного. Сербы в Иванов день делали много венков, вплетали в него чеснок, бросали в огород, поле, загоны для скота, на крышу дома для защиты от порчи, купали больных водой, в которую опускали ивановский венок. В западной Сербии (Драгачево) считали, что охранительной силой обладает и венок, сплетённый в Петров день: его вешали на ворота, а при приближении градовой тучи хозяйка срывала его и махала в сторону тучи, чтобы отогнать её[3].

См. также

Примечания

Литература