Перейти к содержанию

Культбаза

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Казымская культбаза, 1931 год. Фото А.Н. Лоскутова.

Культбаза, культурная база — учреждение культуры, сеть которых была создана по решению Комитета народов Севера при Всесоюзном Центральном исполнительном комитете СССР в местах проживания коренных малочисленных народов с целью приобщения их к грамоте, оказания медицинской помощи и развития самоуправления. Культбазы находились в ведении Комитета Севера, а после его ликвидации в 1935 году были переданы Управлению Северного морского пути.

Инициатива

В 1920-е гг. началось создание школ-интернатов в местах проживания коренных народов Севера, однако они не получили широкого распространения ввиду особенностей Крайнего Севера. Поиск нового, более рационального типа школ предприняла комиссия под руководством учёного-североведа В.К. Арсеньева). Он в декабре 1924 г. предложил Дальревкому создавать медико-торговые училища как комплекс учреждений, включающий школу, медицинский пункт, кузнечно-слесарную мастерскую и кооператив. Обучение было рассчитано на 5 лет, при школе планировался интернат на 40 человек. В январе 1925 г. Дальоно направил Камчатскому губревкому указание подобрать места для открытия двух культбаз, для которых были выбраны посёлки Уэлен (на Чукотке) и Тиличики (на Камчатке). Камчатка предложила добавить в комплекс культбазы метеостанцию, ветеринарный пункт, снабженческий магазин, пункт «заготпушнина», а также ряд других учреждений, чтобы место работы школы посещалось не только родителями, но и всем оседлым и кочевым населением[1].

Результаты работы комиссии В.К. Арсеньева вместе с предложениями Камчатки и объяснительной запиской к ним в марте 1925 г. легли в основу решения Комитета Севера о культбазах. Летом 1925 г. Первый туземный съезд ДВО поддержал идею, назвав новое заведение «наиболее подходящим и жизненным типом школ, могущим подняты не только культурный уровень туземцев, но и экономическое положение их...» и, в свою очередь, предложил добавить в комплекс культбазы «небольшие кузнечные, столярные и бондарные мастерские». Согласно принятой на съезде резолюции, в течение 10 лет должны быть организованы на государственные средства не менее 15 таких школ на Дальнем Востоке, в том числе три на Чукотке (в селах Уэлен и Чаплино, а также на реке Анадырь[1].

Создание и персонал

Преимуществом культбаз было то, что они оказывали комплексные услуги: как правило, в персонал входили учителя, медики, ветеринары, организаторы общественной работы[2].

Один из инициаторов создания культбаз, этнограф-северовед В.Г. Богораз говорил: «Мы должны посылать на Север не ученых, а миссионеров, миссионеров новой культуры и советской государственности. Не старых, а молодых, не испытанных профессоров, а начинающих, только что окончивших курс работников, воспитанных новой советской средой и готовых нести на Север весь пыл энтузиазма, рожденный революцией...»[3] Он в 1925 г. поддержал идею направления на Север выпускников и студентов этнографического факультета Ленинградского географического института[2].

Культбазы включали три главных стационарных звена: школа-интернат, медико-профилактический и ветеринарно-зоотехнический пункт[2].

Первой в 1927 г. была создана культбаза для эвенов в Туруханском крае при впадении р. Тура в Нижнюю Тунгуску (Туринская культбаза). К 1934 году к этой добавилось ещё 14 культбаз: Хаседа-хард, Ямальская, Тазовская, Казымская, Сосьвинская, Хатангская, Калаканская, Усть-Майская, Чумиканская, Сахалинская, Корякская, Вилюнейская, Чукотская, Чаунская[2].

Внедрение культбаз на северных территориях вызывало настороженность кочевого и полукочевого населения Сибири. Острую реакцию вызывал сбор детей в школы, что послужило одной из причин Казымского восстания в Остяко-Вогульском национальном округе[4].

Тем не менее культбазы явились наиболее удачным и эффективным типом северной школы, одновременно решающим ряд важнейших проблем[1]:

  • соединение со школой единого комплекса учреждений, тесно связанных с потребностями местного населения, что не только обеспечивало посещение культбаз северянами, а значит, решало проблему наполняемости школы, но и лучше любого агитатора убеждало коренное население (особенно молодежь) в пользе грамотности;\
  • концентрация значительной группы разных специалистов в одном месте непосредственно в национальных районах, что в свою очередь создавало условия для работы по единому плану, предусматривавшему проведение разносторонних и в то же время подчиненных одной цели мероприятий;
  • школы при культбазах были образцом для районов Крайнего Севера, в них сосредоточены лучшие учителя, оборудовались они в первоочередном порядке и находились на государственном бюджете;
  • на культбазах проводилось не просто обучение по школьной программе, но подготовка из числа северян специалистов низшего звена для медицинского, ветеринарного и культурно-бытового обслуживания местного населения;
  • культбазы играли роль своеобразных научно-практических лабораторий, где велась исследовательская работа по изучению культуры и быта северных народов, отрабатывались оптимальные приемы и методы работы с местным населением, определялись пути решения проблем, возникающих в жизни малых народов.

Ликвидация

После передачи культбаз в распоряжение Управления Севморпути они оказались на положении пасынков. Выявился основной порок этой инициативы: несоответствие реального характера их работы среди аборигенов задачам, ради которых они создавались. Идея этих задуманных Комитетом Севера институтов состояла в том, чтобы максимально приблизиться к «туземцам», преобразовывая их быт, культуру и экономику. Но на деле культбазы становились самодовлеющими структурами, замыкая работу на жителях того населенного пункта, где они были построены, и оседлом населении близлежащих мест и не достигая кочевников. Перемена ведомственной подчиненности выявила ограниченность ресурсов культбаз[5].

Функция лечения и просвещения «туземцев», развития их хозяйства перешла к специализированным учреждениям и ведомствам, которые справлялись с нею более успешно[5].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Талызин Олег Георгиевич. Состояние народного образования на Чукотке до создания национального округа (1883-1929 гг. ) // Вестник СамГУ. — 2009. — № 67.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Чурсина Антонина Сергеевна. Культбаза - центр просветительской работы среди коренного населения Сибири // The Newman in Foreign policy. — 2018. — № 43 (87).
  3. Богораз В.Г. Подготовительные меры к организации малых народностей / В.Г. Богораз // Северная Азия. - 1925. - № 3. - с. 40-50.
  4. О.Д. Ерныхова. Казымский мятеж (Об истории Казымского восстания 1933-1934 гг.) / С.В. Лазарева (научный редактор). — 2-е изд., дополненное. — Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. — 204 с. — ISBN 978-5-9611-0042-6.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Людмила Хаховская. ЧАУНСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ БАЗА: СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ. Диалог со временем, вып. 63, с. 300-313. Российское общество интеллектуальной истории (2018).