Чукотская культбаза
Чукотская культбаза — первая созданная в 1928 году на Дальнем Востоке культбаза, начавшая обучение детей коренных народов Севера грамоте и навыкам профессий, центр распространения советской культуры в регионе. Создана по решению Дальревкома и предложению североведа В. К. Арсеньева как комплексный пункт обслуживания кочевого населения[1].
Создание
23 августа 1928 года на берег залива Лаврентия, в местечке под названием Каттыка, в 80 км от центра Чукотского района, пос. Уэлен, были выгружены лесоматериалы, уголь, оборудование для школы, больницы, радиостанции[2].
К осени были построены добротные деревянные дома[2].
На строительство культбазы было ассигновано 134279 рублей, на которые были изготовлены школа-интернат, больница, бактериологическая лаборатория, лазарет для заразных животных, газокамера, баня-прачечная и три жилых дома[1].
Штат культбазы состоял из 11 человек, руководил ими сначала опытный северный работник Ливанов[2], затем Т. З. Сёмушкин, в дальнейшем известный советский писатель[1]. Он так увидел культбазу: «…На левом берегу залива в десяти километрах от входа в бухту, возле склона горы приютились одиннадцать европейских домиков Чукотской культбазы. С горы бежал ручей, по улицам ходили люди в европейских костюмах, дамы на французских каблуках, и по улице до самого моря протянулась железная дорога — „узкоколейка“»[2].
В этом же месте начала работать фактория Дальгосторга, открыт заготовительный пункт «Союзпушнина». Позднее на культбазе вступили в строй бытовые мастерские и открыт один из первых на Дальнем Востоке краеведческий пункт[2].
Образование
В первый учебный год школа-интернат культбазы привлекла 16 учащихся, разделённых на 2 группы — старшую и младшую. Обучение детей старшей группы было рассчитано на три года: их готовили для работы в кооперации, заготпункте и даже в советском аппарате. Младшая группа должна была учиться 7 лет, чтобы стать специалистами: ветеринаром, медсестрой, работника баклаборатории, метеостанции и пр[3].
С января 1929 г. детей обучали в учебно-показательной мастерской, в том числе косторезному делу. К концу 1928/ 29 учебного года в первой на Чукотке школе-интернате при культбазе занималось 28 учеников, а в 1929/30 учебном году — 33. Почти все ученики вступили в пионерский отряд[4].
Продолжительность учебных занятий в школе с 82 дней в 1928/29 учебном году увеличилась до 120 дней в следующем учебном году[4]. Однако кочевники не хотели отдавать детей в интернат: в их хозяйстве они были необходимыми работниками. Признавая надобность работы врачей и ветеринаров, кочевники не видели пользы от деятельности учителя: «Учитель не нужен, школа тоже: грамота нам ни к чему. У нас одна школа, мальчика сделать хорошим оленеводом, девочку — хозяйкой яранги». Поэтому в 1930 г. культбаза организовала и обеспечила успешную работу кочевой школы. «Дмитрию Петровичу Коржу, учителю кочевой школы, удалось организовать обучение детей оленеводов только после того, как он показал свое мастерство, ремонтируя металлическую посуду, оружие, капканы. Оленеводы стали с уважением относиться к этому учителю и доверили ему своих детей, а вначале они считали его бездельником, который ради утехи играет с детьми»[1].
Учителя также занимались ликвидацией неграмотности среди приезжающих чукчей и эскимосов. К работе со взрослым населением, особенно кочевниками, были привлечены и другие специалисты[1].
Профессиональная подготовка и хозяйство
С 1929/30 учебного года учащимся стали давать профессиональные навыки в рамках так называемого «ученичества»: лучшие учащиеся, не прерывая обучения в школе, по их выбору прикреплялись к кому-либо из специалистов на правах помощников — ветврачу, фельдшеру, кооператору, инструктору по советскому и кооперативному строительству, и таким образом осваивали ту или иную профессию. У одного специалиста могло быть несколько таких помощников[1].
Исключительная популярность была обусловлена тем, что она оказывала разностороннюю медицинскую, ветеринарную и прочую помощь местному населению, а также обеспечивала его необходимыми товарами, орудиями лова и огнеприпасами. Таким образом она превратилась в центр притяжения не только для оседлых жителей близлежащих стойбищ, но и для кочевников, которые даже стали включать её в маршруты своих перекочевок[1].
Первые учителя — Комов, Меновщиков, Сёмушкин — смогли организовать создание кооперативов и туземных советов. К весне 1932 года в посёлке появились получили морские зверобойные промысловые артели как первоначальные формы коллективизации туземного хозяйства. Была проведена огромная работа по организации колхозов и обеспечению их руководящими кадрами[2].
Культура
Высокий авторитет культбазы позволил начать планомерную работу для приобщения кочевого населения к советской культуре. В 1929 г. для «планомерного проведения политической, культурно-просветительной и хозяйственной работы» среди кочевников-оленеводов Чукотская культбаза организовала так называемую Красную ярангу — первого учреждения культуры на Чукотке для обслуживания кочевников. Обычная яранга обогревалась и освещалась керосиновыми лампами, её полог служил спальней и столовой для работников, здесь же принимали гостей-оленеводов, проводили беседы, устраивали киносеансы[5].
Изучая языки северных народностей, их быт, культуру, молодые учителя-энтузиасты впоследствии превратились в учёных: И. С. Вдовин (доктор исторических наук), П. Я. Скорик и Г. А. Меновщиков (доктора филологических наук), Л. В. Беликов (кандидат филологических наук), Е. С. Рубцова (кандидат филологических наук, составитель академического эскимосско-русского словаря)[1].
Опыт работы первых педагогов показал необходимость подготовки кадров для национальных школ, знающих северные языки, учебников и методических пособий, национальная письменность[1].
Медицина
Врачи культбазы Коган и Сихоров к 1931 году приняли 215 стационарных и 3000 амбулаторных больных[2].
Значение
Успешная работа культбазы привела к тому, что кочевники стали обращаться в партийные и советские органы с просьбой открыть такие же культбазы в других районах. В 1932 году была открыта Чаунская культбаза, а в 1933 Вилюнейская в селе Хатырка Анадырского района[2].
Позднее на месте культбазы образовался посёлок, который постоянно рос и развивался. После образования 10 декабря 1930 года Чукотского национального округа культбаза на 2 года стала его столицей, но в апреле 1932 года окружной центр был перенесён в Анадырь[2].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Талызин Олег Георгиевич. Состояние народного образования на Чукотке до создания национального округа (1883-1929 гг. ) // Вестник СамГУ. — 2009. — № 67.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Посёлок Лаврентия - центр Чукотского района . Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека имени Тана-Богораза (16 октября 2018).
- ↑ Леонтьев, В. В. Школа и труд / В. В. Леонтьев. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1964.
- ↑ 4,0 4,1 Базанов, А. Г. Первые шаги Советской власти в области строительства школы на Крайнем Севере (1917—1930 гг.) / А. Г. Базанов // Просвещение на Советском Крайнем Севере. — 1967. — № 15.
- ↑ Воскобойников, М. Г. Литература народов Крайнего Севера за 25 лет. // Просвещение на Советском Крайнем Севере. — 1956. — № 6.