Куапель, Антуан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антуан Куапель
Автопортрет 1715 года ВерсальАвтопортрет 1715 года
Версаль
Дата рождения 11 апреля 1661(1661-04-11)
Дата смерти 17 января 1722(1722-01-17) (60 лет)
Гражданство  Франция

Антуан Куапель (фр. Antoine Coypel; 11 апреля 1661, Париж — 7 января 1722, Париж) — французский живописец, рисовальщик-орнаменталист и гравёр стиля Регентства, известный мастер французской книжной иллюстрации, автор теоретического трактата «Эстетика живописи». Старший сын живописца и гравёра Ноэля Куапеля, единокровный брат Ноэля Никола Куапеля и отец Шарля Антуана Куапеля.

Биография и творчество

Учился у своего отца и одиннадцатилетним мальчиком отправился с ним в Рим. Остроумный, с тонким чувством прекрасного, он стремился учиться на шедеврах итальянских художников и подражать им, но в связи со скорым возвращением на родину эти порывы были приостановлены.

В памяти четырнадцатилетнего юноши оставались лишь воспоминания от увиденных им в Италии творений великих мастеров, что оказало большое влияние на его картины, в которых уже тогда угадывался оригинальный талант. Всеобщее признание, которое получила во Франции его живопись, свидетельствует о художественном вкусе того времени. Перегруженный заказами, он не всегда следовал академическим канонам и более полагался на интуицию и собственный вкус. Фантазия и тонкий колорит, которому, по мнению академических критиков все-же не хватало гармонии, являлись теми средствами, которые вызывали успех у публики. Антуан Куапель был среди тех французских мастеров, которые создавали основы национальной школы живописи, постепенно отдалявшейся от итальянского стиля, считавшегося до этого идеальным образцом.

В девятнадцать лет Антуан Куапель написал для Собора Парижской Богоматери большую картину на историческую тему, «Успение Богородицы», а затем и многие другие картины для общины картезианцев из Чойзи. Ему удалось благополучно завершить эти работы, отчасти потому, что брат короля назначил его своим первым художником и членом Академии, хотя ему было тогда всего двадцать лет. Картина, представленная Куапелем на суд Королевской Академии живописи и скульптуры изображает мирно отдыхающего короля Людовика XIV. С этого времени Антуан Куапель начал работу над живописным оформлением Королевской капеллы Версаля и сделал множество набросков для настенной росписи. Значительное влияние на творчество Антуана Куапеля имел придворный театр, что было свойственно эстетике "большого стиля". Об этом свидетельствуют несколько театральные и помпезные позы персонажей, изображенные на его картинах. Особенно часто в роли модели выступал актёр Бакон, способный передать любой характер или ситуацию. Друзьями художника были Расин, Депрео и Лафонтен.

Волшебство красок его полотен поражало воображение аристократических заказчиков, которые пытались сделать всё возможное, чтобы не отпустить художника в Англию, куда он был приглашен. Многие уважаемые личности, одним из которых был герцог Шартский, уговаривали его остаться во Франции, где ему было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Королевской Академии живописи, а позднее и звание первого художника французского короля.

В поздние годы Антуан Куапель в своём творчестве переходил от помпезного "большого стиля" эпохи Короля-Солнце к камерному и чувственному стилю Регентства. Он написал для галереи королевского дворца в Версале четырнадцать картин маслом, изображавших приключения Энея (по словам Ватле, это было едва ли не травести), также он написал на плафоне дворца Пале-Рояль, резиденции герцога Орлеанского в Париже, собрание богинь, лицам которых придал черты известных парижских красавиц, таким образом вместо собрания греческих богинь, получилось общество французских дам. В 1718 году в Париже вышел фривольный античный роман Лонга «Дафнис и Хлоя» тиражом 250 экземпляров. Инициатором издания был герцог Орлеанский. Считается, что он также был автором иллюстраций. Однако, скорее, автором рисунков был Антуан Куапель, учитель рисования регента, и его сын Шарль Антуан Куапель, а 29 гравюр по рисункам отца и сына Куапелей выполнил Бенуа Одран Первый (1661-1721)[1]. Отец и сын Куапели гравировали по рисункам К. Жилло, укартинам А. Ватто, Ф. Буше, Н. Ланкре. Совместно выполняли картоны для мануфактуры Гобеленов. Живописные работы Антуана Куапеля награвированы лучшими граверами того времени: Дюшанжем, Эделинком, Древе, Одраном, Дюфло, Пуайи, Симоно, Шато, Трувэ и многими другими. Сам Куапель много работал для оформления книжных изданий, рисовал и гравировал орнаментальные композиции. В 1721 году в Париже был опубликован его теоретический трактат "Эстетика живописи".

Среди гравюр работы Антуана Куапеля наиболее известны:

  • «Портрет отравительницы ля Вуазен» — очень редкая и дорогая гравюра. Существует уменьшенная копия этого изображения с небольшими изменениями.
  • «Бюст Демокрита» 1692 — сохранились оттиски до подписи с некоторыми изменениями.
  • «Крещение Иесуса» — очень красивое изображение, есть оттиски с гербом и посвящением и без них.
  • «Аполлон и нимфа» — без указания имени резчика.
  • «Музы» — семь маленьких овальных изображений.

Антуан Куапель оставил поэтическое послание своему сыну Шарлю-Антуану, который сам подробно описал в 1745 году жизнь своего отца.

Галерея

Примечания

  1. Французская книжная иллюстрация XVIII века: Каталог выставки. Составление и вступительная статья Л.Т. Исаченко — Л.: Эрмитаж, 1982. — С. 5

Литература

Первичные источники
Исследования и комментарии
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Куапель // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 458. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC 605179863.
  • Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 142, 156, 207, 210, 239, 345, 357, 361, 422–431. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9.
  • Сомов А. И. Куапель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XVIa. — С. 912.
  • Bénézit E. Coypel (Antoine) // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [фр.] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — T. 3 : Chillida — Duggelin. — P. 246–247. — 728 p. — ISBN 2-7000-0151-6. — OCLC 1033662630.
  • Blumer M.-L. Coypel (Antoine) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : [фр.] / sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 1144–1146. — 1528 col. — OCLC 928665618.
  • Cornu P. Coypel, Antoine / Paul Cornu // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : [нем.] : unter Mitwirkung von mehr als 300 Fachgelehrten des in- und auslandes; : in 37 Bd. / herausgegeben von Ulrich Thieme. — Leipzig : Verlag von E. A. Seeman, 1913. — Bd. 8 : Coutan — Delattre. — S. 25–26. — 597 S. — OCLC 1039527588.
  • Garnier N. Coypel, Antoine / N. Garnier // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [нем.] / hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1999. — Bd. 22 : Courts — Cuccini. — S. 97–99. — LII, 580 S. — ISBN 3-598-22740-X. — ISBN 3-598-22762-0 (Bd. 22). — OCLC 644411058.
  • Garnier N. Antoine Coypel / Nicole Garnier // The Dictionary of Art : [англ.] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — Vol. 8 : Cossiers to Diotti. — P. 89–91. — XII, 915 p. : ill. — ISBN 1-884446-00-0. — LCCN 96-13628. — OCLC 1033653438.

Ссылки