Перейти к содержанию

Крымско-татарский фольклор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Издание крымско-татарских народных анекдотов о Ходже Насреддине и Ахмет Ахае (1937)

Крымско-татарский фольклор (кр.-тат. Qırımtatar folklorı) — устное народное творчество крымских татар, неотъемлемая составляющая национальной культуры этого народа, является ценным источником народных традиций и крымско-татарского языка; имеет собственную жанровую специфику.

В фольклоре крымских татар встречаются персонажи обще-тюркского эпоса, сюжеты и герои, характерные для мусульманских народов, средневекового христианского населения. Также и собственно крымско-татарской фольклорной традиции присуща регионализация, в частности, например, различия в темах и жанрах фольклора татар-степняков (ногайцев), крымцев-горцев и прибрежных крымцев.

Жанровая специфика

Крымско-татарский фольклор представлен многими жанрами народной прозы и поэзии. Иногда фольклорные произведения выполняют под музыкальный аккомпанемент, в частности дестаны.

Древнейшими элементами фольклора крымских татар, связанными иногда с языческими (доисламскими) временами, являются общие для многих тюрков благожелания (алгъыш) и проклятия (къаргъыш), которые по сути являются образцами народного языка, также нередко связаны с древними мифологическими представлениями, традициями и обрядами (практическая сторона фольклора).

Исторически первичным, достигшим средневековья, жанром фольклора крымских татар является эпос (дестан) — героические сказания (разновидность народной поэзии) Чорабатыр, Кёр оглу, где воспеты подвиги богатырей, защищавших интересы простого народа; также эпосы, где отражена лирико-романтическая тематика (Таир ве Зоре). Крымско-татарский эпос, в частности, Кёр оглу находит прямые параллели с устным творчеством близких тюркских народов.

Жанрами устной прозы крымских татар являются сказки (масаллар) и легенды (эфсане), а также народные анекдоты (лятифелер).

Как и в фольклоре других народов мира, крымско-татарские народные сказки, отчасти условно делятся на:

  • животный эпос (айванлар акъкъында)
  • волшебные сказки (тылсымлы масаллар)
  • социально-бытовые истории (ичтимаий-турмуш)
  • кумулятивные сказки (кумулятив масаллар).

Популярным, но достаточно поздним жанром устной прозы крымцев (къырымлар) являются легенды, зачастую вдохновлённые к созданию богатой и живописной природой Крыма (горы, скалы, пропасти, ущелья, реки). Отдельно выделяются исторические легенды, в которых говорится о событиях или лицах прошлого, запечатлённых в народной памяти (среди таких легенды о крымском мстителе и поборнике интересов простых людей Алиме Айдамаке).

Сюжеты крымско-татарских народных анекдотов бывают как общетюркскими, так и весьма специфическими, связанными с жизнью и историческими реалиями народа. Больше всего анекдотов, часто с общими сюжетами, сгруппированы в циклы вокруг типичных фольклорных персонажей — одного из самых популярных в мире Ходжи Насреддина, а также чисто крымского Ахмет-Ахая.

Мелкие жанры крымско-татарского фольклора — пословицы и поговорки (аталар сёзлеры ве айтымлар, буквально «слова родителей»), загадки (тапмаджалар) и скороговорки (тезисов айтувлар) являются часто образцами народной поэзии, а не прозы (первые 2 жанра), представляют собой отточенные и совершенные образцы народной речи (все из названных, включая скороговорки). Также нередко эти жанры вместе с народными анекдотами, а также шуточными песнями и частушками представляют смеховую культуру крымцев (народный юмор).

Частушки крымских татар:

  • у степных крымцев — чынъ, исполняли молодые люди без музыкального сопровождения;
  • у крымцев-горцев — мане, исполнялись одиночно или в группе, часто под аккомпанемент.

Ногайские бейты (ногъай бейитлеры) — стихотворная форма, двустишия; чаще всего лирические, отражали различные стороны жизни и быта людей; были больше всего распространены у кочевых крымцев-степняков (ногайцев).

Крымско-татарские песни (халкъ йырлары) можно разделить на группы:

  • бытовые — их наибольшее количество, сюда относятся песни лирические, трудовые и профессиональные (в частности, как отдельные виды пастушьи, рыболовные и так далее), шуточные;
  • праздничные и родственные — обрядовая календарная напевность, свадебные песни, величальные песни, детский песенный комплекс, в частности детские песенки (балалар йырлары) и колыбельные (айнены, бешик йырлары).
  • исторические и военные песни, посвящённые историческим событиям и военной победе джигитов.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Радлов В.В. Сказки, легенды и анекдоты, собранные В.В.Радловым в ходе крымской экспедиции 1886 года. В переводе А.Жердевой. Симферополь: Н.Орiанда, 2021. ISBN 9785604550786.
  • Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы (Крымско-татарское народное устное творчество): Хрестоматия. Ташкент, 1991
  • Куртиев Р. И. Календарные обряды крымских татар. Сф., 1996
  • Криштоф Е. Г. Легенды Крыма. Сф., 2001
  • Аталар сёзлери ве айтымлар (Пословицы и поговорки крымских татар). Сф., 2002
  • Къырымтатарларнынъ аталар сёзлери (Крымско-татарские пословицы и поговорки). Сф., 2007
  • Кримськотатарські народні казки та легенди. К., 2007.
  • Усеинов Л.Б. Крымско-татарские сказки: Происхождение и развитие. - Симферополь: ДиАйПи, 2006. - 186 с.