Айдамак, Алим Азамат-оглу
Алим Азамат-оглу Айдамак | |
---|---|
Алим Азамат-оглу Айдамак (кр.-тат. Alim Azamat oğlu; 1816, Копырликой, Таврическая губерния — не ранее 1849) — крымско-татарский народный герой. Известен в литературе как благородный разбойник, отдававший награбленное в пользу бедных.
Биография
Родился в 1816 году в деревне Копырликой в семье крестьянина. Проживал в городе Карасубазар[1].
Образ Алима обрёл романтическую окраску, а его биография обросла легендами. В литературе он получил образ благородного разбойника, отдававшего награбленное бедным. В Государственном архиве Крыма хранятся 127 листов, собранных полицией, состоящих из судебных жалоб, рапортов, прошений о поимке Алима на имя таврического губернатора Владимира Пестеля[1][2].
В 1847 году чёрно-белый портрет Алима нарисовала художница Леони Лелоррен. На данный момент картина хранится в Феодосийском краеведческом музеи[3].
В различных источниках в качестве даты смерти Айдамака приводится 1849 год[4].
В культуре
Жизни Алим Айдамака посвящён ряд художественных произведений: роман «Алим — крымский разбойник» Н. А. Попова (1895), пьеса «Алим крымский разбойник» Алексея Козлова (1897), пьеса «Татарский джигит Алим Азамат-оглу» Владимира Карпова-Крымского (1910), произведение «Гордость Крыма — розбойник Алим» Михаила Шевлякова (1912), рассказ «Разбойникъ свать» Спиридона Качиони (1914), пьеса «Алим» Умера Ипчи (1925), поэма «Долина эха: Крымская легенда» Феодосия Ференца-Соколовского (1928), романы «Алим» и «Алим сел на коня» Юсуфа Болата (1940 и 1980), роман «Алим — крымский джигит» Ризы Фазыла (2005)[3][5][6][7].
Алиму посвящён ряд народных песен, среди которых «Мен Къарасувгъа тойгъа да бардым», «Алим», «Эй агъалар, мен Алимнинъ…»[2].
Первая экранизация легенды о Айдамаке «Алим — крымский разбойник» была снята в 1916 году режиссёром Вячеславом Висковским. Роль Алима исполнил Сергей Ценин. Через 10 лет фильм «Алим» снял Георгий Тасин, где главную роль исполнил Хайри Эмир-Заде[6].
В 2015 году кандидат филологических наук Тамила Сеитягъяева защитила диссертацию, посвящённую образу Алима в крымско-татарской литературе[2].
Память
Имя Алима увековечено в названии балки и пещеры, где по легенде он скрывался от властей[3]. Именем Алима Айдамака названы улицы в микрорайоне Исмаил-Бей города Евпатории и селе Тепловка[6]
В селе Черемисовка (ранее — Копырликой), где родился Алим, 22 января 2005 года был установлен памятник Айдамаку[6]
Литература
- Колли Л. Подлинный портрет Алима: портрет Алима Азамат оглу, нарисованный с натуры и «маленькая заметка» // ИТУАК. — Симферополь, 1905. — № 38. — С. 48-57
- Сеитягьяева Т.Р. Предварительный анализ архивных документов, связанных с деятельностью Алима Азамат оглу в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2012. — № 2—2.
- Сеитягьяева Т.Р. Штрихи к литературному образу Алима — героя крымско-татарских преданий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2012. — № 3—1.
- Сеитягьяева Т.Р. Романтический образ Алима в предании в романе Н. А. Попова «Алим — крымский разбойник» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2013. — № 2.
- Сеитягьяева Т.Р. Алим Азамат оглу в романе Ю. Болата «Алим» и в романе Н. А. Попова «Алим — крымский разбойник» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2014. — № 3.
- Сеитягьяева Т.Р. Предание об Алиме Азамат оглу как один из источников романа // Вопросы русской литературы. — 2014. — № 28 (85).
- Сеитягьяева Т.Р. Архивные материалы, связанные с деятельностью Алима Азамат оглу в Крыму // Вопросы крымско-татарской филологии, истории и культуры. — 2016. — № 3.
- Сеитягьяева Т.Р. Вариации трансформирования образа Алима в произведениях русской литературы // Вопросы крымско-татарской филологии, истории и культуры. — 2016. — № 2.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сеитягьяева Т.Р. Предварительный анализ архивных документов, связанных с деятельностью Алима Азамат оглу в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2012. — № 2—2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Усеинова Гульнара. Алим Азамат-оглу – благородный защитник обездоленных . Голос Крыма (23 января 2015). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 25 апреля 2021 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 В. О. Грушецька. КІНОФІЛЬМ «АЛІМ» – ДЖЕРЕЛО ВИВЧЕННЯ ТРАДИЦІЙНОГО КОСТЮМУ КРИМСЬКИХ ТАТАР І КРИМСЬКИХ КАРАЇМІВ СЕРЕДИНИ XIX СТ. (ДО 200-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ АЛІМА АЗАМАТ ОГЛУ) (укр.) // Записки історичного факультету. — 2016. — Т. 0, вип. 27. — ISSN 2312-6825. — doi:10.18524/2312-6825.2016.27.102030. Архивировано 25 апреля 2021 года.
- ↑ Іваневич Тетяна. Він грабував багатих, роздавав гроші бідним, з’являвся в кількох місцях одночасно та, можливо, прожив 110 років. Українською переклали книгу про розбійника Аліма (укр.). QHA media (25 марта 2019). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 17 июня 2020 года.
- ↑ Волошенюк О. Перший кримськотатарський фільм: постколоніальні студії // Студії мистецтвознавчі. — 2017. — С. 51—64. Архивировано 7 июня 2020 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Военный Ибраим. Сквозь время по следам человека-легенды . avdet.org (22 августа 2016). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 9 июня 2020 года.
- ↑ Просмотр кинокартины «Алим» . Республиканская крымско-татарская библиотека им. И. Гаспринского (1 марта 2016). Дата обращения: 9 июня 2020. Архивировано 25 апреля 2021 года.