Перейти к содержанию

Крутицкий теремок

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Крутицкий теремок
Крутицкий теремок, 2011 годКрутицкий теремок, 2011 год
Координаты: 55°43′40″ с. ш. 37°39′30″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва, Крутицкая улица, 17
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Строительство 16931694 годы
Статус Герб ОКН

Крути́цкий теремо́к — двухэтажное здание, включающее святые ворота и помещение над ними. Было построено в 1693—1694 годах и являлось частью Крутицкого подворья[1][2].

Строение соединяло митрополичьи палаты с настенными переходами, ведущими в Успенский собор. Архитектор проекта Ларион Ковалёв, майоликовую отделку фасада изготовили Осип Старцев и его сын Иван[3][1][4]. С 2001 года здание находится в ведомстве Синодального отдела по делам молодежи[5].

История

Строительство

Большинство искусствоведов считают, что передние ворота с Крутицким теремком были возведены в конце XVII века[3][1]. Это предположение основано на сохранившемся судебном разбирательстве между стряпчим Подонского митрополита Сидором Бухваловым и Осипом Старцевым, который изготовлял изразцы для отделки здания. Из документа следует, что строительство началось весной 1693 года и закончилось осенью 1694-го. Обвинитель утверждал, что Старцев вместе с сыном Иваном поставил 1170 плиток вместо обещанных 2000. Предположительно, недопонимание возникло из-за неверного подсчёта изразцов, но исход дела не сохранился. В протоколе также отмечено, что ремесленники подготовили четыре окна, три резных каменных столба, пять больших и шесть малых капителей. В иске не указан фактический зодчий проекта, однако большинство историков называют Лариона Ковалёва, который выступал на суде экспертом[2][4].

Известно, что в момент строительства Старцев находился в Смоленске и Киеве, поэтому его работа на подворье ограничивалась проектированием и подготовкой майоликового узора[1][2][4]. Существует также предположение, что в отделке принимал участие мастер изразцовых дел Степан Иванов по прозвищу «Полубес»[6][7].

Некоторые исследователи считают, что в 1694 году Крутицкий теремок был только отреставрирован, а саму постройку датируют XV-XVI веками. В основе этой теории лежат особенности убранства, которые нехарактерны для конца XVII века. Отдельно отмечают уникальные росписи ворот, изображающие Ветхий денми и Благое Молчание, а также керамические плитки, украшенные в восточно-русском стиле[3][8]. Однако существует мнение, что этот вывод может быть ошибочным из-за недостаточных представлений о развитии изразцового искусства[9].

Использование

Крутицкий теремок являлся частью митрополичьих палат и соединял их с настенными переходами, ведущими в Собор Успения Пресвятой Богородицы. Он был построен поверх каменных ворот с двумя въездами, которые служили главным входом на подворье. По преданию в летние месяцы из окон этого здания митрополиты приветствовали и благословляли народ, раздавали милостыню нищим и любовались видами Москвы[10][8][3].

В 1737 году здание пострадало от Троицкого пожара. Была утеряна крутая черепичная кровля, соответствовавшая стилистике дома, её заменили плоской железной крышей. Сильно повреждённые фрески на воротах были частично забелены известью, а один из проходов заложен[3][1].

В 1788-м Крутицкую епархию упразднили и подворье перешло в военное ведомство. Большую часть зданий перестроили под казармы и тюрьму[11], а надвратный теремок долгое время оставался пустующим[10][8]. Территория снова пострадала от пожара 1812 года. В 1838-м наследник престола великий князь Александр Николаевич выразил желание восстановить исторический комплекс. Реставрацией занялись в 1867-1868 годах по проекту и под наблюдением архитектора Дмитрий Чичагов[1][12]; во время работ теремок был отремонтирован и приведён в первоначальное состояние[3]. Очередной ремонт настал в 1913 году — отремонтировали облицовочное покрытие, кровлю; заказ выполнялся артелью художников-гончаров «Мурава» под руководством архитекторов, назначенных Московским Археологическим Обществом.[13]


С 1842 года Крутицкий двор находился в ведомстве Московского внутреннего гарнизонного батальона, а с 1904-го на этом месте расположилось подразделение 12-го гренадёрского Астраханского полка[11].

После революции постройки были частично перестроены под жилые помещения. В 1947—1960-х годах проходила масштабная реконструкция подворья под руководством Петра Барановского. Он выровнял покосившееся здание теремка, укрепил переходы, осуществил работы по вывешиванию и подведению фундамента. Была отреставрированы живопись, а также керамическое покрытие фасада и кровли. Восстановление облика Крутицкого подворья осложнялось использованием построек под хозяйственные и жилые нужды. Только в 1966 году архитектурный ансамбль с теремком был признан объектом культурного наследия, а в 1982-м передан в ведомство Государственного исторического музея[11][1][12]. С 2017 по 2021 год прошла очередная реставрация по благословению настоятеля Крутицкого Патриаршего подворья епископа Истринского Серафима. Вновь изготовленные кованые ворота (по фото XIX века) были установлены в сентябре 2018 года.[13]

Современность

С 1991 года в комплексе располагалось подворье Московского патриарха, с 2001-го на его территории организован Синодальный отдел по делам молодёжи. Постепенно исторические постройки возвращали в ведение религиозных служб[14]. В 2004 году РПЦ были переданы Успенский собор, Крутицкий теремок и настенные переходы[5]. Летом 2017-го начались ремонтно-реставрационные работы надвратного теремка и прилегающего участка ограды[15].

Архитектура

Кирпичный теремок возвышается над воротами из белого камня. Его северный фасад обильно украшен майоликовыми поливными изразцами, в то время как внутренняя сторона оставлена без отделки[10][16][3]. Особое значение в облике здания приобретают наличники, сандрики и венчающие карнизы. Они создают нехарактерный тип членения фасада, за счёт которого внешний облик дома лишён массивности и смотрится гармонично[17][18].

Терем инкрустирован изразцами в синих, зелёных и жёлтых оттенках, которые выгодно смотрелись на фоне пышных садов подворья, посаженных в конце XVII века[10][18]. Среди узоров преобладает растительный орнамент: верхний карниз украшен стилизованными изображениями ягод, а вдоль резных колонн вьются виноградные лозы. Эти мотивы успешно копируют традиционную резьбу по дереву и отличаются особым мастерством исполнения[19]. Но в убранстве также присутствуют несвойственные русскому декору изображения: лапы с мечами и маски животных[3].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Бычков, 1996.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Вестник РГГУ, 2010, с. 263.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Куропаткин, 1893, с. 28—33.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Сошина, 1956, с. 136—137.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Храм на Крутицком подворье в Москве передали РПЦ. Полит.ру (16 мая 2017). Дата обращения: 2018-03-011. Архивировано 25 августа 2018 года.
  6. Цветная глазурь на фасадах: от Вавилона до Гауди и дальше. Архи.ру (21 июля 2014). Дата обращения: 2018-03-011. Архивировано 18 марта 2018 года.
  7. Минск — Москва: мы так давно знакомы. Беларусь сегодня (22 декабря 2017). Дата обращения: 2018-03-011. Архивировано 18 марта 2018 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Снегирева, 1848, с. 316—317.
  9. Баранова, 2008, с. 137.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 Бондаренко, 1909, с. 10—11.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 Вострышев, 2011, с. 407.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Трофимова, 2017, с. 2—3.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 Крутицкое патриаршее подворье.
  14. Головастиков К. Крутенное подворье. Лента.Ру (8 мая 2010). Дата обращения: 2018-03-011. Архивировано 1 мая 2019 года.
  15. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с председателем Синодального отдела по делам молодежи епископом Люберецким Серафимом. Синодальный отдел по делам молодежи (30 июня 2017). Дата обращения: 2018-03-011. Архивировано 18 марта 2018 года.
  16. Слука, 2015, с. 30—31.
  17. Баранова, Удальцова, 2006, с. 15.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 Алпатов, 1948, с. 316—317.
  19. Осетров Е. И. Живая древняя Русь. — Москва: Просвещение, 1985. — 304 с.

Литература

Ссылки