Красный агитатор Трофим Глушков

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Красный агитатор Трофим Глушков
Жанр драма, экранизация
Режиссёр Валерий Рубинчик
Автор сценария Виктор Потейкин, по мотивам рассказов Всеволода Иванова
Оператор Эдуард Садриев
Композитор Евгений Глебов
Оригинальный телеканал 1-я программа Центрального телевидения
Компания Беларусьфильм, Творческое объединение телевизионных фильмов
Длительность 39 мин.
Страна  СССР
Дата выхода 1969
Количество серий 1
Ссылки
IMDb ID 0174828

«Красный агитатор Трофим Глушков» — советский короткометражный телефильм 1969 года, дебют режиссёра Валерия Рубинчика.

«Возвышенная и ясная новелла о киномеханике, который доступным ему оружием — кинолентами — участвовал в борьбе за Советскую власть»[1].

Сюжет

Гражданская война. Киномеханник Трофим Глушков едет агитировать бойцов Красной Армии показом «буржуйских лент» «Власть плоти» и «Сказки любви роковой», между которыми на плёнке есть некий «революционный сюрприз». Однако, на одной из железнодорожных станций последний вагон — передвижной кино-агитпункт, от состава отцепляют, поскольку у него нет мандата следовать с этим составом. Трофим проявляет смекалку — реквизировав лошадь, впрягает её в вагон и хоть и медленно, но продолжает путь. И вдруг обнаруживает забиравшуюся к нему вагон девушку — отставшую от своего санитарного поезда медсестру Катю. В медленно тянущемся лошадью по путям вагоне молодые люди проведут вместе день и ночь, и Трофим покажет девушке «буржуйские ленты», а на утро они обнаружат, что вагон несётся… прицепленный к неизвестному эшелону…

В ролях

В главных ролях:

  • Виталий Базин — Трофим Глушков, агитатор-киномеханик
  • Ирина Азер — Катя Зыкова, медсестра 27-го полка, отставшая от санитарного эшелона

В эпизодах: Вадим Ганшин, Евгений Шабан, Алексей Биричевский и другие.

Дополнительно

Фильм снят по мотивам рассказов Всеволода Иванова, сценарий написал Виктор Потейкин, который годом ранее также по рассказам этого писателя написал сценарий фильма «Баллада о комиссаре», и фильм «Красный агитатор Трофим Глушков» содержит отсылку к нему — комиссар Фадейцев, которым по сюжету фильма послан Трофим Глушков — главный герой этого фильма.

Критика

Фильм — один из первых белорусских телефильмов, был отмечен призом на IV Всесоюзном фестивале телефильмов, тепло принят зрителями и много раз шёл по экрану[2], был назван лучшим телефильмом (уступив только телефильму «Рядом с вами») изданием «Белорусская ССР, краткая энциклопедия» 1971 года[3].

Среди теленовелл первых лет республиканского ТВ следует назвать и фильм В. Рубинчика «Красный агитатор Трофим Глушков» (1969), отмеченный призом на IV Всесоюзном телефестивале. Режиссер, который позднее проявил свое дарование в полнометражных лентах для большого и малого экранов, здесь сделал своеобразную поэтическую «пробу пера». Тонкая стилизация под атмосферу эпохи гражданской войны, любовь авторов к своим героям — киномеханику-красноармейцу Трофиму Глушкову (В. Базин) и его спутнице на фронтовых дорогах юной медсестре (И. Азер), умелое использование кинохроники 20-х годов — все это сделало все это сделало фильм свежим и живым по тональности.

Современное белорусское кино, 1985 год[2]

Фильм был поставлен в один ряд с легендарными советскими фильмами о Гражданской войне:

В. Рубинчик в ленте «Красный агитатор Трофим Глушков» («Беларусьфильм») представил зрителям романтическую историю своего героя. Это единственный, к сожалению, на фестивале фильм, который «наводит мосты» с тем благодатным направлением в большом кинематографе (почитаемым, в особенности, в детской и юношеской аудитории), что объединило в себе старых «Красных дьяволят», их теперешних братьев — трижды «Неуловимых мстителей», картину об Искремасе «Гори, гори, моя звезда» и им подобные.

Посвящённый фильмам о войне интернет-портал «Военхроника.ру» включил фильм в список «Самые жестокие и реалистичные военные фильмы», фильм стал в списке одним из немногих чёрно-белых фильмов, и единственным, посвящённым событиям Гражданской войны: «Можно посмотреть с три десятка фильмов про Гражданскую войну, но не увидеть ничего подобного»[4].

Дебютный фильм режиссёра уже тогда чётко обозначил тему его творчества:

Рубинчик был верен одной теме: теме мечты, оборачивающейся иллюзией, как правило, смертельной. Об этом — уже первая его крупная работа «Красный агитатор Трофим Глушков» (1969) о большевике-киномеханике, то есть человеке, несущем людям и коммунистическую мечту, и экранную иллюзию, убитом беляками.

киновед Михаил Трофименков, 2011 год[5]

Примечания

  1. Ефросинья Леонидовна Бондарева — Кино Советской Белоруссии — Искусство, 1975. — 318 с. — стр. 60
  2. 2,0 2,1 Современное белорусское кино. — Наука и техника, 1985. — 310 с. — стр.194
  3. Белорусская ССР, краткая энциклопедия, 1971. — стр. 591
  4. Самые жестокие и реалистичные военные фильмы Архивная копия от 18 октября 2018 на Wayback Machine / «Военхроника.ру»
  5. Михаил Трофименков - Смертельные иллюзии Архивная копия от 5 апреля 2022 на Wayback Machine // Газета "Коммерсантъ" №37 от 03.03.2011, стр. 15

Источники

  • Резник И. — Глушков остается с нами. О худож. телефильме «Красный агитатор Трофим Глушков». // Советская Белоруссия, 5 октября 1971