Костюченко, Владислав Сергеевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владислав Сергеевич Костюченко
Дата рождения 24 августа 1934(1934-08-24) (90 лет)
Место рождения Батурин, Черниговская область, УССР, СССР
Научная сфера индология
история философии
Место работы МГУ имени М. В. Ломоносова
Альма-матер МГУ имени М. В. Ломоносова
Институт народов Азии АН СССР
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание доцент
Научный руководитель Н. П. Аникеев
Ученики В. А. Куренной
Л. Т. Рыскельдиева
Известен как индолог и историк философии

Владисла́в Серге́евич Костюче́нко (род. 24 августа 1934 года, село Батурин, Черниговская область, УССР, СССР) — советский и российский индолог и историк философии[1]. Доктор философских наук (1966), доцент.

Биография

Родился 24 августа 1934 года в селе Батурин Черниговской области[1].

В 1957 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

В 1962 году окончил аспирантуру Институт народов Азии АН СССР.[1]

В 19621973 годы работал в издательстве «Мысль», с 1965 года — заведующий редакцией литературы по истории философии (выпускающей серии «Философское наследие»)[1].

В 1966 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философские взгляды Ауробиндо Гхоша»[1].

В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Классическая веданта и неоведантизм»[1].

В 19741994 года — доцент кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

Научная деятельность

В. С. Костюченко исследовал вопросы индийской философии, в первую очередь связанные с историей ведантистской традиции (содержание и соотношение главных ступеней её развития, соотношение основных школ Веданты, видоизменение традиции в новое и новейшее время, соотношение её с другими традициями). Изложил и обосновал идеи о зависимости типологии философских учений в Индии от типологии учений о человеке (моделирование «макрокосма», исходя из понимания «микрокосма»). А также о ведущей роли ведантистской традиции в становлении и осознании основных типов индийских учений о человеке. Исследовал вопрос о разработке главными направлениями классической веданты всей совокупности логически связанных разновидностей зарождающегося ещё в Ведах пантеистического мировоззрения. Изучил проблематику перерождения ведантистской традиции в Новое время под влиянием происходящих в индийской культуре процессов, типологически сходных с историческими процессами Возрождения, Реформации и Просвещения в европейской культуре, но видоизмененных под влиянием социальных, политических и культурных обстоятельств, связанных в свою очередь с обновлениями в индийском обществе и развитием общения «Восток — Запад»[1].

Научные труды

Монографии

  • Костюченко В. С. Интегральная веданта: (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша) / В. С. Костюченко ; Акад. наук СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1970. — 189 с. — 3000 экз.
  • Костюченко В. С. Вивекананда. — М.: Мысль, 1977. — 190 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
  • Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. — М.: Мысль, 1983. — 272 с. — 30 000 экз.
  • Костюченко В. С. Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единство мысли. — СПб.: Издательство «Адити», 1998. - 60 с.

Статьи

Примечания

Литература

  • Костюченко, Владислав Сергеевич // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп.. — М.: Академический проект, 2002. — 1152 с. — ISBN 5-8291-0148-3.