Коста, Джованни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Коста

Джованни Коста, прозванный Нино Коста (итал. Giovanni Costa, 15 октября 1826, Рим — 31 января 1903, Марина-ди-Пиза) — итальянский художник, военный и политический деятель. Ведущий представитель римской живописи академической школы XIX века, он способствовал распространению натуралистических идей даже среди живописцев маккьяйоли. Его также помнят как активного участника военных кампаний Гарибальди 1848—1849 и 1859 годов.

Отец Джованни, Джоаккино, был родом из Санта-Маргерита-Лигуре. В Риме он нашел работу сначала на шерстяной фабрике, а затем красильщиком тканей. Со временем семья Джоаккино поселилась в Риме, в районе Трастевере, недалеко от церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Здание было позднее перестроено вторым сыном Филиппо Коста (в семье было шестнадцать детей, из которых двенадцать достигли совершеннолетия)[1].

В юности Джованни Коста получил классическое образование, был очарован искусством Средневековья и Возрождения и решил посвятить себя живописи. В двенадцать лет был определён учеником к живописцу Винченцо Камуччини.

Жил и работал в основном в Риме. Писал женские портреты, пейзажи, натюрморты. У него была склонность к натуралистическому изображению окружающей жизни, что отдаляло его от художников, связанных с неоклассическими и романтическими идеями.

Убежденный сторонник национального единства, Нино Коста участвовал в первой войне за независимость. В Римской республике 1849 года он стал муниципальным советником. При падении республики вынужденно бежал за границу.

После разгрома революции и реставрации монархии в 1850—1851 годах, Джованни Коста переехал в Неаполь, где много и плодотворно занимался пейзажной живописью.

В Аричча (Лацио) Коста познакомился с группой иностранных художников: назарейцами, немецкими романтиками, пытавшимися возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса, такими как Фридрих Овербек и Петер Корнелиус, с которыми он разделяет страсть к античному искусству. Позднее он найдёт много общего с символистом: А. Бёклином и пейзажистом О. Ахенбахом.

В 1858 году Джованни Коста совершал путешествие по сельской Италии. В 1859 году записался в Королевскую армию Пьемонта чтобы бороться за независимость Италии.

Между 1861 и 1862 годами Коста совершил поездку в Париж, где получил признание за показанные в Салоне пейзажи. В Париже он встречался с Теофилем Готье, Шарлем Бодлером и Эдуардом Бертеном. В 1862 году во время короткого пребывания в Лондоне он встретил Эдварда Бёрн-Джонса, благодаря которому, вероятно, имел возможность углубить свои знания об эстетической концепции Джона Рёскина (Раскина).

В 1867 году Коста снова поселился во Флоренции. В 1870 году присоединился к борцам за освобождение Рима от папских войск, участвовал во вступлении берсальеров в Рим и с этого момента активно вошёл в политическую жизнь города, был избран муниципальным советником Трастевере. Он возобновил свою творческую деятельность, проявил себя бунтарём в искусстве и под именем Нино Коста участвовал в различных художественных группах, ниспровергавших академические каноны. В 1870 году Нино Коста основал «Международную художественную ассоциацию» (Associazione Artistica Internazionale), а в 1884 году — «Этрусскую школу» (la Scuola Etrusca) с целью противопоставить упадку вкуса официального искусства «новые тенденции» (nuove tendenze). Коста всегда был открыт для самых передовых идей и течений европейского искусства.

В 1875 году он был одним из основателей «Золотого клуба» (Golden Club; группа просуществовала два года), в 1878 году организовал артистическую группу «Круг итальянцев» (Circolo degli Italiani).

В 1886 году в Риме Нино Коста и Джулио Аристид Сарторио организовали ассоциацию «In arte libertas» (В свободе искусства). Они собрали группу художников, которые хотели преодолеть узкие места салонной живописи и прийти к более свободному изображению природы. Художники писали сельские виды непосредственно с натуры, а не в мастерской, как было принято в академическом искусстве. Они приветствовали живопись художников маккьяйоли.

Художники встречались в Риме, в «Кафе Греко» (Antico Caffè Greco) на Виа деи Кондотти, 86, недалеко от Пьяцца ди Спанья. Кафе было местом общения римских интеллектуалов и художников, где можно было встретить Габриеле Д’Аннунцио, который в то время искал художников для создания иллюстраций к своему роману «Изотта Гуттадауро» (иллюстрации выполнили Онорато Карланди, Джулио Аристид Сарторио и другие). Художники и поэты также встречались в Художественной галерее Армандо Перера, на Виа дель Бабуино и в Галерее на Виа Маргутта.

Первая выставка ассоциации «In arte libertas» была организована в Риме в 1886 году в мастерской Нино Коста на Виа Сан-Никколо-да-Толентино. Затем последовала выставка в Лондоне. 19 декабря 1899 года состоялась историческая встреча членов In arte libertas: Джулио Аристид Сарторио предложил группе вместе участвовать в экспозиции Всемирной выставки в Париже 1900 года, как это уже происходило на Венецианской выставке 1899 года. В 1902 году прошла последняя выставка. Ассоциация распалась в 1903 году после смерти Нино Коста.

Галерея

Примечания

  1. Nino Costa. Quel che vidi e quel che intesi, a cura di Giorgia Guerrazzi Costa. — Treves/Longanesi, 1983 [1927]